Счастливое детство у многих людей ассоциируется с большим количеством игрушек. Современные родители, вспоминая собственные, не богатые на развлечения детские годы, стараются ни в чем не отказывать малышу. Но всегда ли такое изобилие идет на пользу развитию ребёнка? Может быть, лучшие развлечения для крохи вовсе не надо приобретать отдельно?
Для чего малышу игрушки?
Дети всегда играли в игрушки — так природой реализуется механизм естественного развития ребёнка. Развлечение — вовсе не главное предназначение игрушки, такая функция распространилось не так уж давно. Изначально на примере подручных средств малыш получал информацию об окружающем мире и накапливал свой первый жизненный опыт. Внутри коробочки шуршит песок — это интересно! А что будет, если коробочку открыть и песок высыпать? На куклах девочки учились быть матерями. Игрушечная посуда и маленькие инструменты помогали освоить принципы ведения домашнего хозяйства.
Современные дети и родители уже давно воспринимают игрушки в основном как развлечение. Развивающая функция позиционируется как дополнительное новшество. И обычно такие вещи стоят дороже, так как они помогут ребёнку не просто наслаждаться игрой, но и развивать моторику, основные чувства, координацию движений, интеллект и т. д. Родители радуются, если у них есть возможность обеспечить малыша «обучающими» игрушками — для благополучия крохи денег не жалко. Но на самом деле самая лучшая для развития ребёнка среда и так окружает его с рождения, где бы ни жил малыш. И он сам прекрасно знает об этом — остается только подключить к процессу развивающей игры родителей!
Развитие ребёнка окружающей средой
Малыш начинает активно изучать окружающую среду, как только у него появляется физическая возможность это делать. Игровой материал всегда имеется у крохи под рукой: потянуть на себя одеяльце, задеть рукой краешек полога — уже новые впечатления и переживания. Это первые тактильные контакты малыша, так он изучает текстуры тканей. Так почему бы не предоставить ему больше развивающего материала? Сложная развивающая игрушка, которая может пищать, шуршать и играть музыку, надоест крохе также быстро, как любой другой предмет: повертел в руках, попробовал на зуб, бросил, начал искать что-то новое. Для этой цели гораздо больше подойдет ворох ярких тряпочек: полотенец, детских носков, платочков. Малыш будет не в меньшем восторге от перекладывания вещей, и занять его таким образом получится надолго.
Родители часто жалуются: малыш научился ходить, и жизнь с ним превратилась в сплошные соревнования наперегонки. Кроха везде лезет, на столе невозможно ничего оставить — достанет и уронит. А уж если карапуз доберется до ящиков с какими-то вещами!..
Но зачем же ограничивать развитие ребёнка там, где оно может реализовываться самым непосредственным образом? Именно позволить залезать в шкафы и ящики — в интересах самого крохи и его родителей на данном этапе. Мама готовит обед? Пусть малыш пороется в ящике с кастрюлями, переберет их все, сравнит размеры, получит представление об объёме, научится подбирать крышки. Это занятие не надоест ему в течение долгого времени — его как раз можно будет уделить готовке. Кухня после такой игры похожа на поле боя? Не беда, перед обедом можно переходить к следующей стадии игры — аккуратному укладыванию вещей на место. Пусть малыш приносит родителям нужные вещи, а мама с папой разместят кастрюли и крышки на месте.
Такие развивающие игрушки можно найти в любой комнате. В ванной это могут быть разнообразные бутылочки и прочие емкости. От них развитие ребёнка получит гораздо больше стимулов, чем от самых современных плавающих механизмов или причудливых резиновых фигурок. Переливать воду из стакана в стакан или направлять струю из узкого горла пластиковой бутылки — редкий малыш откажется от такого развлечения. Если при этом кроха не любит водные процедуры — это как раз хороший способ для родителей привить любовь к принятию ванны.
Родители — лучшее учебное пособие
Дети не любят играть одни — это факт, и с ним остается только смириться и принять его как данность. Самые интересные игрушки не будут радовать кроху, если он вынужден подолгу оставаться с ними наедине, а обучающий эффект в этом случае и вовсе будет сведен к минимуму. Развитие ребёнка нуждается в помощи родителей — общение с ними дает крохе больше информации, чем любые игрушки и примеры из окружающего пространства.
При этом не нужно навязывать какие-то идеи или действия ребёнку. Не стоит заменять его фантазию своими указаниями, но можно сориентировать в правильном направлении. Малыш высыпал все карандаши из коробки, ими, конечно, можно будет порисовать попозже, но сейчас его явно занимают другие процессы. Может быть, попробовать сложить из них домик, или построить забор, или представить, что это пистолет, и пострелять? А может быть, к карандашам можно привязать носовые платки — и получатся флажки. Что еще можно делать с карандашами? У ребёнка и родителей есть много простора для творчества. Так формируется очень важное умение искать нестандартные варианты в спорных ситуациях.
Что нужно для счастливого детства
Примеров развития ребёнка посредством окружающей среды можно приводить очень много. Но значит ли это, что игрушки из магазинов современным детям не нужны совсем? Конечно, нет, и вряд ли найдутся родители, которые смогут устоять пред искушением и не принесут малышу такую замечательную куклу, грузовик, танцевальный коврик и т. д. Игрушки только тогда перестанут радовать и даже притормозят развитие ребёнка, когда их станет слишком много.
Это не такое уж редкое явление в наши дни. Развлечения стали доступны, реклама соблазняет постоянно появляющимися новинками, а родители часто приносят в дом игрушки для ребёнка в основном потому, что в детстве они хотели именно такие, но возможности получить не было. И именно таким образом малыш перестает ценить новые вещи за их сущность, а радуется только моменту новизны: получил, рассмотрел, бросил на полку к еще десяти таким же и забыл. Так притупляется желание активной деятельности, игра становится не интересна, в ребёнке растет только потребительская мотивация. Если очень хочется порадовать кроху игрушкой, пусть это лучше будет что-то принципиально новое, с чем можно играть долго, находя новые сценарии и способы применения. «Лучше меньше, да лучше» — к игрушкам этот принцип относится в полной мере.