Развитие сенсорных способностей детей занимает огромное место в формировании его представлений об окружающем мире, свойствах предметов. Знакомя с ними малыша путём воздействия на органы его чувств, можно привить ему самые разные навыки, научить мыслить, общаться, узнавать новое, интеллектуально расти. Какие игры, пособия и методики для этого используются?
Игрушки, различающиеся по фактуре
Как малыш узнает, что эта вещь сделана из дерева, а эта — из пластика? Никак, пока не познакомится и не пощупает поверхность своими руками. В игрушечном арсенале маленьких детей должны присутствовать игрушки, выполненные из самых разных материалов — ткани, металла, пластмассы.
При желании можно изготовить сенсорные игрушки своими руками, например, сделать мешочки, наполнив их самой разной крупой, макаронными изделиями. Ребёнок будет их перебирать, щупать, бить друг о друга, а позднее можно нашить на мешочки цифры и учить малыша считать.
Пальчиковые краски
Как развить способности детей, в том числе и сенсорные? Рисовать! Пальчиковые краски появляются у малыша одними из первых, ведь пока он не столько рисует, сколько малюет, получая удовольствие от движений рук и мягкой, податливой текстуры. Конечно, чем ярче будут цвета, тем больший интерес они вызовут у ребёнка, пробуждая в нем творческое начало.
Для пущего эффекта и развития чувственного восприятия полезно рисовать кисточкой по телу. Ни один ребёнок не откажется от такой весёлой и занимательной игры. Самое главное — выбирать краски, которые можно легко смыть простой водой.
Поющие книги
В поиске совместных игр детей и родителей стоит обратить внимание на книги, «говорящие» голосом животных и птиц. Ребёнок должен знать звуки природы и уметь их воспроизводить. Можно поиграть с ним в увлекательную игру, изображая голосом звук какого-то животного и предлагая малышу найти его среди разложенных на столе картинок. Потом можно поступить наоборот, показывая малышу картинку с изображением зверя и предлагая изобразить голосом, как он кричит.
Матрёшка и другие приспособления
Сенсорное развитие детей предусматривает овладение эталонами величины. Можно совместить две игры сразу и познакомить малыша не только с размерами предметов, но и их цветами. Пирамидка, матрёшка подходит для этих целей просто идеально, а можно использовать и подручные приспособления, например, ленточки разной длины и цвета.
Задача ребёнка — разложить их в порядке возрастания, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. А потом попросить его назвать цвет и сравнить между собой. Например, синяя ленточка длиннее красной, а жёлтая короче зелёной.
Фрукт или овощ?
Развитие обоняния и вкуса — важная составляющая сенсорного восприятия окружающего мира. Очень важно постоянно пополнять «базу данных» запахов ребёнка, и регулярно знакомить его с новыми продуктами и вкусами. В игру «фрукт или овощ» лучше всего играть летом, когда в продаже много сезонных плодов. Разложив кусочки фруктов и овощей по отдельным стаканчикам, завязать малышу глаза и предложить по запаху угадать, что лежит в каждой ёмкости.
При желании можно пополнить ассортимент несъедобными, но остро пахнущими объектами — мылом, зубной пастой, духами, цветами. Малыш должен по запаху определить, что из них съедобное, а что — нет.