Методика Монтессори: особенности альтернативной системы обучения

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Вопрос обучения детей является актуальным для всех родителей. И на сегодняшний день существует довольно много методик дошкольного и школьного образования, которые значительно отличаются от классических педагогических программ. Одной из альтернативных программ обучения является система Марии Монтессори. Это целая программа воспитания, в основе которой находится мысль о наличии в каждом ребёнке сильного внутреннего ресурса. Создав определенные условия для полноценного саморазвития детей, можно поспособствовать раскрытию такого ресурса и развитию гармоничной личности. Монтессори-педагогика — это обучение без принуждения, ставящая своей целью пробуждение естественного стремления личности к обучению.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Кто такая Мария Монтессори?

Кто такая Мария Монтессори?

Свое наименование методика Монтессори получила в честь основателя этой педагогической системы — Марии Монтессори. Эта удивительная женщина стала великим педагогом своего времени. Она родилась еще в середине 19 века в Италии и получила профессию доктора, что на тот момент было серьезным достижением (Мария Монтессори стала первым врачом-женщиной в истории страны). В течение некоторого времени Мария Монтессори работала в специализированной клинике с умственно отсталыми детьми. Женщина старалась облегчить их пребывание в учреждении и заметила, что использование различных подручных материалов в играх малышей помогло развитию их умственных способностей. Впоследствии Мария Монтессори получила должность директора Ортофренического института, в котором проходили подготовку учителя, призванные работать с больными детьми. Она продолжала заниматься с детьми, обучающимися в школе на базе этого института. И в результате таких занятий многие учащиеся успешно сдали экзамены на уровне с учениками обыкновенных общеобразовательных школ. Именно это удивительное событие сподвигло Марию Монтессори пересмотреть собственное отношение к традиционному обучению абсолютно здоровых людей. Наработки женщины легли в основу новой педагогической системы — методики Монтессори.

Что такое методика Монтессори?

Педагогическая система Монтессори — это уникальная методика, целью которой является создание особой ситуации, когда дети учатся самостоятельно. Весь метод включает в себя три основные части: собственно, самого ребёнка, определенную окружающую среду, а также особенным образом подготовленного педагога.

Центром методики Монтессори является ребёнок. Его окружает особенная среда, где он может жить и обучаться самостоятельно. Благодаря такому окружению ребёнок может совершенствовать свои физические качества, формировать моторные и сенсорные навыки в соответствии с возрастными особенностями, а также приобретать необходимый жизненный опыт. Также метод Монтессори помогает детям учиться упорядочивать различные предметы и явления, сопоставлять их и получать информацию (знания) на личном опыте. Педагог при этом играет роль наблюдателя и приходит на помощь ребёнку только при необходимости.

Монтессори удалось построить образовательную систему, основанную на саморазвитии личности ребёнка в соответствии с его собственным внутренним потенциалом.

Принципы Монтессори

Принципы Монтессори

Методика Монтессори основывается на нескольких основных характеристиках, которые обычно называют принципы Монтессори.

  • Ребёнок главный. Программа Монтессори основывается на убеждении, что обучение должно осуществляться в соответствии с потребностями детей. И только ребёнок знает на интуитивном уровне, какие занятия являются для него на данный момент актуальными.
  • Направляющая роль педагога. Взрослый всегда должен находиться рядом с ребёнком, но действовать особенно деликатно, чтобы не нарушить естественную тягу к познанию.
  • Изменение окружающей среды. В целом, среда или игрушки Монтессори — это основа данного метода развития. Окружение должно удовлетворять потребности всех учащихся, а также изменяться и подстраиваться под их интересы. Изменение среды — задача Монтессори-педагога.
  • Разновозрастные группы. Дети разного возраста учатся многому, просто наблюдая за работой друг друга. Ребёнок должен видеть возможности дальнейшего развития и тянуться к тому, чего еще не умеет. Ранее подобную функцию выполняла семья, в которой было несколько детей с небольшой разницей в возрасте.
  • Свобода выбора материала и передвижений по классу. В соответствии с системой Марии Монтессори ребёнок должен заходить в класс и самостоятельно выбирать работу для себя. Конечно, интересы одного ребёнка вполне могут пересекаться с желаниями другого. Но тут на помощь приходит простое правило класса Монтессори — кто первый взял работу, тот с ней и занимается. Дети могут предлагать друг другу играть вместе, но у каждого из них есть право отказаться от такого приглашения.
  • Возможность выбора самостоятельной работы или работы в группе. Воспитание по Монтессори помогает детям научиться отстаивать собственное личное пространство, а также находить компромиссы и взаимодействовать друг с другом.
  • Отсутствие ограничений во времени. Дети могут работать с учебным материалом столько времени, сколько считают нужным.
  • Соблюдение правил. В Монтессори-классе действуют определенные правила, которых придерживаются все без исключения. В частности, каждая работа имеет свое место, и все дети, позанимавшись, убирают за собой. Также в классе все учащиеся стараются поддерживать комфортную тишину.
  • Отсутствие оценок взрослого. Воспитание по Монтессори исключает постоянное оценивание. Педагоги помогают детям адекватно оценить свою деятельность и стремиться к развитию.
  • Отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Работа со специально подготовленным окружением. Система Монтессори предполагает занятия с особенным дидактическим материалом, разработанным Марией Монтессори.

Принципы Монтессори скрупулезно соблюдаются педагогами и доносятся до родителей учащихся. Благодаря такому взаимодействию происходит воспитание свободной личности, способной к самоорганизации и самоуправлению.

Особенности и отличия методики Монтессори для детей

По сравнению с классическим обучением методика Монтессори для детей отличается кажущимся отсутствием четкой организованности. Учащиеся свободно расходятся по классу, подбирая себе деятельность в соответствии с собственными интересами. Если ребёнок не хочет ничего делать в принципе, никто его не заставляет учиться. Он может свободно наблюдать за работой других детей, читать или просто отдыхать. Педагоги не настаивают на работе, не предлагают учащимся новые занятия, а лишь наблюдают и, при необходимости, подсказывают особенности работы с теми либо иными материалами.

Также методика Монтессори для детей не подразумевает составления программ обучения, у нее нет стандартов и каких-то унифицированных требований.

Периоды развития по системе Монтессори

Периоды развития по системе Монтессори

В соответствии с программой Монтессори личность каждого ребёнка проходит 3 основных этапа развития:

  • 1 стадию детства — от рождения до школы.
  • 2 стадию детства — начальная школа.
  • Юность — от 12 лет до совершеннолетия.

При этом важнейшей жизненной фазой является именно первый период, ведь именно на этом временном этапе происходит интенсивное формирование личности и умений. Мария Монтессори вывела теорию, согласно которой каждый ребёнок в период от рождения до 7 лет проживает несколько этапов повышенной восприимчивости в психологическом, а также физическом развитии — так называемых сензитивных периодов. Во время пребывания в них дети с легкостью и быстротой усваивают новую информацию и овладевают новыми навыками. И очень важно, чтобы каждый ребёнок получил возможность полностью развить в себе нужные умения именно на этих этапах, так как они проходят безвозвратно.

Система Монтессори подразумевает наличие у детей нескольких сензитивных периодов:

  • Развитие речевых способностей (от рождения до 6 лет).
  • Восприятие порядка (от рождения до 3 лет).
  • Развитие сенсорных способностей (от рождения до 5,5 лет).
  • Развитие чувствительности к небольшим предметам (от 1,5 до 2,5 лет).
  • Развитие движений и действий (от 1 до 4 лет).
  • Социализация (от 2,5 до 6 лет).
  • Музыкальное развитие (от 1,5 до 5,5 лет).
  • Математическое развитие (от 4 до 6 лет).
  • Изучение иностранных языков (от 2,5 до 6 лет).
  • Развитие самостоятельности (от рождения до 5 лет).

Сензитивные периоды являются благоприятным временем не только для обучения определенным видам деятельности. Они также помогают выявить склонность (талант) к каким-то занятиям, воспитать умение владеть собой и сформировать отношение к миру в целом.

Роль педагога: педагогическая система Монтессори

Роль учителя в педагогической системе Монтессори определяется принципом-девизом: «Помоги мне это сделать самому». Деятельность педагога включает в себя несколько основных компонентов:

  • Наблюдение за группой, за взаимодействием ее участников, а также за каждым отдельным ребёнком.
  • Пробуждение, развитие, а также утоление познавательных и прочих интересов ребёнка.
  • Выполнение презентаций. Этот термин используется для обозначения первого индивидуального предъявления наиболее рационального образца работы с материалами (игрушками Монтессори).

Развитие ребёнка по Монтессори исключает любое давление на детей в выборе деятельности. Педагог обязан уметь качественно и точно демонстрировать возможности применения дидактического материала, который находится в постоянном доступе у учащихся — в специально подготовленной среде. Поэтому все учителя Монтессори должны полностью овладеть принципами Монтессори и разными приемами данной системы, а также знать обо всех развивающих функциях материалов.

Обучение Монтессори: где готовят педагогов?

Обучение Монтессори: где готовят педагогов?

Содержание профессиональной подготовки Монтессори-педагогов формируется специальными Монтессори-институтами, которые функционируют на базе разных Монтессори-обществ. Такие общества занимаются организацией международных и национальных курсов по подготовке Монтессори-учителей в соответствии со стандартами и нормами Международной Монтессори-Ассоциации (AMI). AMI — это центр, в котором обучают международных тренеров. Также во многих странах есть целая система национальных курсов по изучению и освоению Монтессори-педагогики. К примеру, в США каждый год функционирует 55 учебных курсов.

Монтессори обучение обычно проходят люди, уже имеющие психолого-педагогическую подготовку. Им предстоит обучение на определенных курсах в зависимости от возраста будущих воспитанников. Длительность каждого курса обучения равна 10 месяцам. Программа обучения Монтессори включает в себя:

  • теоретические занятия;
  • наблюдение за детьми;
  • работу с дидактическим материалом.

После окончания курса обучения новоиспеченный Монтессори-педагог проходит пятинедельную практику. Так учителя получают технологический опыт работы и подготавливаются к итоговой квалификационной сессии, состоящей из нескольких письменных и практических экзаменов. Такие тесты выполняют международные педагоги-тренеры. Только после получения результатов экзаменов происходит полное подтверждение квалификации Монтессори-учителя.

Организация класса по программе Монтессори

Методика Монтессори для детей подразумевает особенную организацию обучающей среды, которая делится на 5 зон.

  1. Зона сенсорного развития. Тут расположены материалы, развивающие зрение, слух, обонятельные способности, а также внимание, память и тактильные ощущения.
  2. Математическая зона. Тут сгруппированы материалы, призванные обучить счету, геометрии и пр.
  3. Зона практической жизни. Тут расположены реальные предметы обычной банальной обстановки и обихода для овладения бытовыми навыками. Дети учатся гладить, стирать, правильно одеваться и завязывать шнурки, чистить (одежду, посуду и пр.), шить, резать и пр.
  4. Языковая зона. Здесь находятся материалы, которые помогают детям научиться чтению и письму.
  5. Космическая зона. Это место, где учащиеся знакомятся с нашей планетой и всей Вселенной, различными природными процессами и явлениями, а также культурой и традициями разных народов.

Дополнительно программа Монтессори подразумевает организацию для детей доступного пространства на кухне, в раздевалке, в местах общего пользования и пр.

Материалы или игрушки Монтессори

Материалы или игрушки Монтессори

На самом деле, игрушки Монтессори — это некорректное название. В педагогической системе Монтессори принято использовать термин «материалы» или «работы». Они призваны помочь ребёнку в познании мира, а также в овладении новыми навыками. Материалы Монтессори могут быть самыми разными, но существуют единые общемировые требования к таким работам (начиная от содержания и оканчивая размером и даже цветом). Все работы условно делятся на несколько групп.

  • Дети раннего возраста обычно работают с разными видами пирамид, бусин, шнуровок. Широко используются сенсорные мешочки, несложные пазлы, а также настенные и настольные модули.
  • В математической зоне находятся тактильные цифры, дроби-кегли, особенные числовые штанги, математические планшеты и пр.
  • В языковой зоне располагается материал в виде металлических рамок-вкладышей, прописных и печатных фактурных букв, подвижного алфавита и пр.
  • В зоне практической жизни могут использоваться настоящие бытовые приборы и предметы быта, крупы, рамки с пуговицами, застежками и различными кнопками.
  • Зона сенсорного развития вмещает специальные головоломки, тактильные таблицы, вкусовые баночки, шумовые цилиндры.
  • Зона музыкального развития может включать в себя специально разработанные Монтессори-колокольчики, шумовые игрушки, настоящие музыкальные инструменты, гремелки и пр.

Во всех Монтессори-учреждениях используются одинаковые материалы. Также они располагаются в определенном порядке, который устанавливает единая программа Монтессори для детей.

Круги и презентации при занятиях Монтессори для детей

Занятия Монтессори для детей проводятся по единому стандарту и обычно включают в себя:

  • Круги. Это общие занятия, которые проводятся со всеми учениками. На них дети могут делиться последними новостями и событиями, обсуждать праздники, играть в коммуникативные игры, изучать новую информацию. При этом учащиеся собираются в круг на ковре и при общении видят лица друг друга.
  • Презентации. Это демонстрация правильной работы с материалом для ребёнка либо группы детей. Проводится педагогом по определенному утвержденному сценарию.
  • Свободную работу. Именно на эту деятельность приходится большая часть работы детей в Монтессори-классе. Ребёнок при этом работает с тем материалом, который ему интересен на данном этапе.

Монтессори для детей до года

Развитие ребёнка в первый год жизни проходит очень интенсивно, поэтому многие родители закономерно интересуются, возможно ли применение методики Монтессори для детей до года. В соответствии с системой Марии Монтессори лучшей подготовительной средой для детей раннего возраста является семья, и ребёнок должен получать эмоциональные впечатления, находясь в центре событий семейной жизни.

Тем не менее, многие элементы воспитания детей по Монтессори могут использоваться дома даже в отношении малышей раннего возраста. Прежде всего это:

  • организация открытого и безопасного пространства;
  • поддержание постоянного порядка;
  • предоставление детям возможности самостоятельно выбирать себе занятие;
  • использование игрушек из натуральных материалов, со спокойной окраской, разнообразной формой и структурой.

Игрушки Монтессори даже для малышей раннего возраста можно приобрести через интернет или же соорудить что-то похожее своими силами. В домашних условиях для развития по Монтессори могут использоваться самые разные предметы быта.

Безусловно, Монтессори для детей до года — это достаточно условное понятие. В любом случае, в таком возрасте для малышей куда более важным является постоянный контакт с родителем.

Метод Монтессори для дошкольников

В соответствии с методом Монтессори уже с 3 лет дети нуждаются в организации особенной среды, приспособленной к активной самостоятельной деятельности. Такую задачу выполняют образовательные учреждения, функционирующие в соответствии с международными нормами. В детских садах, в которых действует система Монтессори, уделяется внимание не только организации особенного класса со специально подобранными материалами. В них должны быть предусмотрены и прочие условия для самостоятельной жизнедеятельности ребёнка:

  • соответствующие росту ручки дверей, раковины и краны;
  • удобная легкопереносимая мебель;
  • игровой материал (обычные игрушки в отдельном помещении);
  • помещение для отдыха и питания и пр.

Неподалеку от сада должно быть организовано место для прогулок, площадка для движений, а также участки для выращивания цветов и растений.

Программа Монтессори для детей школьного возраста

Программа Монтессори для детей школьного возраста

Дети школьного возраста понимают, что мир является увлекательным и огромным местом. У них проявляется огромная жажда познания, и в Монтессори среде они могут реализовать свои потребности. В школе Монтессори также придерживаются всех вышеперечисленных принципов, обучающая среда все так же делится на зоны, но включает в себя другие материалы.

Программа Монтессори для детей школьного возраста в соответствии со стандартами AMI рассчитана на учеников от 6 до 12 лет и включает в себя довольно объёмный набор специфических предметных знаний, зафиксированных в учебном плане AMI школы. Дети получают знания при занятиях в подготовленной среде, а также во время презентаций и фронтальных уроков (ключевых уроков и больших историй).

Однако метод Монтессори в отношении обучения школьников имеет определенные недостатки. Стандарт AMI составлялся еще в 1950-х годах по программе американского начального образования, из-за чего в него не входят многие темы, важные для подтверждения полученных знаний во время аттестации в разных странах.

Развитие ребёнка по Монтессори дома

Реализовать воспитание по Монтессори в домашних условиях вполне реально. Но родителям нужно приготовиться к тому, что нужно будет полностью изменить привычную организацию пространства и свое отношение к процессу обучения:

  • приобрести удобную, красивую мебель, подходящую ребёнку по росту;
  • приобрести разные предметы обихода, с которыми ребёнок сможет обучаться навыкам самообслуживания (это и небольшой веник с совком, и удобная подставка к раковине, которая облегчит мытье ребёнком посуды и умывание и пр.);
  • подготовить дидактические Монтессори-материалы (для начала их можно изготовить самостоятельно из подручных материалов);
  • организовать доступ ребёнка к материалам (ограниченному количеству) и периодически менять их на новые;
  • придерживаться основополагающих принципов Монтессори, в частности, не вмешиваться в деятельность ребёнка и не навязывать ему разные занятия, а только отзываться на просьбу о помощи.

Конечно, в домашних условиях невозможно полностью воссоздать подготовленный Монтессори-класс. Развитие ребёнка по Монтессори дома, скорее, включает в себя соблюдение основных правил и норм такой педагогики.

Плюсы системы Марии Монтессори

Плюсы системы Марии Монтессори

Существует несколько основных и подтвержденных плюсов метода Монтессори.

  • Исследования показали, что дети, обучающиеся по системе Монтессори легче овладевают навыками чтения и математики. Кроме того, они проще вступают во взаимодействие друг с другом, нежели дети из обыкновенных детских садов.
  • Система Марии Монтессори способствует развитию в ребёнке самостоятельности. С раннего возраста дети учатся обслуживать себя: одеваться, застегивать одежду, убирать за собой и пр.
  • Дети при воспитании по Монтессори учатся мыслить независимо, не полагаются на авторитетное мнение взрослых.
  • Педагогическая система Монтессори исключает критику детей, учащихся не наказывают и не ругают, поэтому их самооценка не страдает. .

Минусы воспитания детей по Монтессори

На самом деле, у программы Монтессори для детей есть несколько ощутимых недостатков, хотя адепты такой педагогической системы не всегда их признают:

  • При развитии ребёнка по Монтессори уделяется повышенное внимание развитию мышления и аналитических способностей детей. При этом творчество и воображение отходит на второй план.
  • В системе Монтессори не нашлось места для ролевых игр. А ведь именно они являются для детей средством для изучения мира и поиска своего места в нем.
  • Также воспитание по Монтессори не включает в себя работу с волшебными сказками. Между тем, именно они в течение многих лет помогали детям бороться с естественными страхами.
  • После обучения по Монтессори многие дети испытывают огромные трудности при посещении обыкновенного детского сада либо школы.

Стоит также подчеркнуть, что в условиях современного подхода к альтернативному образованию отыскать настоящие образовательные учреждения, работающие в соответствии со всеми требованиями AMI достаточно сложно. А неправильная организация детских садов и групп раннего развития не гарантирует эффективное обучение Монтессори. В частности, кружки Монтессори для детей до года чаще всего являются лишь рекламным ходом и ничем больше.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Аллергия на стиральный порошок у детей: симптомы, лечение и профилактика

Одним из наиболее распространенных «виновников» возникновения бытовой аллергии у детей и взрослых является содержащий вредные компоненты порошок для стирки белья

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 31.08.2019 23:44, обновлено 17.04.2020 18:06
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Тайна освобождения ребенка. Почему метод М. Монтессори опять актуален? / Сумнительный К. Е. // Проблемы современного образования 2011 №1
Самообучение и самовоспитание в начальной школе / Монтессори М. 2009
Практическая Монтессори-педагогика / Хилтунен Е. 2005
Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей / Хилтунен Е. А. // М.: Aстрель 2010
Профессиональная подготовка Монтессори-Педагога / Н. А. Каргапольцева // Вестник ОГУ 1999 №2

Читайте также

Интеллект в наследство или что скрывает ваш IQ​
Как измеряют интеллект человека и может ли его высокий уровень повлиять на достижение успеха в жизни людей?
Подготовка к школе: что нужно знать родителям?
Подготовка к школе – важный процесс для будущих учеников и их родителей. Как правильно готовиться к школьному обучению дома и в детском саду?
Виды спорта для детей: обзор разных направлений
Зимние и летние виды спорта для детей и подростков: в какую секцию записать ребенка? В каком возрасте?
«Пластилиновое» творчество: давайте лепить лето
Летом малыш видит вокруг себя много интересного. Так почему бы не использовать все это для творчества?
Нарушения речи у детей разного возраста: причины и признаки
Маленькие дети часто сталкиваются с проблемами в речевом развитии. Это обусловлено разными причинами.
Речевое развитие ребенка: грудничок на прогулке
Как провести уроки речевого развития ребенка на свежем воздухе: Советы специалиста.