Дети могут быть импульсивными по своей природе. Тем не менее, вы можете помочь своему ребёнку развить нужный уровень самоконтроля. Задания на контроль импульсов могут подходить для развития многих детей, особенно самых маленьких. Однако умение сдерживать себя — это жизненно важный навык, который можно развивать и совершенствовать в любом возрасте. Помните, что отсутствие контроля над импульсивностью лежит в основе многих проблем с поведением. И если это не исправлять, импульсивное поведение может стать нормой, привычкой и со временем ухудшиться.
Вот как помочь детям научиться лучше контролировать себя.
Подумайте, нет ли у ребёнка СДВГ
По данным Комитета по вопросам психического здоровья детей и семьи AAP, у одного из 10 детей сегодня выявляются существенные проблемы с темпом или направлением психического и когнитивного развития. К счастью, многие из них можно успешно корректировать, если заметить вовремя.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — одно из частых нарушений, которое поражает многих детей. Контроль импульсов, проблемы с вниманием, трудности с запоминанием и с выполнением указаний — всё это распространённые симптомы СДВГ. Не говоря уже о том, что детям с СДВГ может потребоваться дополнительная поддержка для развития этих навыков.
Исследования учёных из Islamic Azad University показывают, что плохой контроль над импульсами связан с нарушением процесса принятия решений и развитием психических заболеваний у детей. И то, что на поверхности может казаться нарушением развития, в действительности может быть признаком недостаточного воспитания у детей.
А российские учёные из Института психологии Российской Академии наук отмечают, что отставание развития навыка саморегуляции у детей сказывается на всех аспектах контроля поведения.
Подробнее о том, как отличить привычки поведения от СДВГ, читайте в статье «СДВГ или характер? Разбираемся в разнице симптомов вместе с экспертами».
Таким образом, чем больше контроля над импульсами приобретет ребёнок, тем меньше вероятность, что он сделает или скажет что-то, что может нанести вред другим и себе, и с большей вероятностью у него будет устойчивое психическое здоровье.
Избыточная импульсивность, утомляемость и капризы могут быть сигналом и о дефиците витаминов и нутриентов в организме ребёнка: чтобы это исключить, нужна консультация педиатра. А если вы подозреваете, что у вашего ребёнка СДВГ, обратитесь к неврологу для обследования и специальной программы терапии.
Как и когда у детей развивается самоконтроль?
Учёные выяснили, что о созревании долей мозга, а именно префронтальной коры, отвечающей за сдерживание себя, можно говорить не ранее 4-5 лет. Но это не значит, что до старшего дошкольного возраста стоит пускать процесс на самотёк.
Обучение контролю над импульсами — это многоэтапный процесс, который дети осваивают постепенно.
- Для маленьких детей нормально быть физически импульсивными. Удары, прыжки с кровати или бег в продуктовом магазине — распространённые проблемы детского самоконтроля.
- К школьному и подростковому возрасту большинство детей уже научились контролировать свои физические импульсы, но они всё ещё могут оставаться вербально импульсивными. Ребёнок может выпалить что-нибудь, не задумываясь о том, как его фразы будут восприняты, или говорить обидные слова, когда он злится, устал или расстроен.
Благодаря практике и последовательной дисциплине контроль импульсивности со временем должен улучшиться, и это норма. Если у вас есть сомнения по поводу способности ребёнка к саморегуляции, обратитесь к специалисту за диагностикой и советом.
Научите ребенка называть свои чувства
Дети, которые не понимают или не знают, как эффективно выражать свои эмоции, с большей вероятностью будут импульсивными и терять самоконтроль. Ребёнок, который не может сказать: «Я страшно злюсь», может ударить или ущипнуть, чтобы показать, что он расстроен. А тот, кто не может выразить словами: «Мне грустно», может броситься на пол и устраивать истерики.
Научите ребёнка распознавать свои чувства, чтобы он мог рассказывать, а не показывать, что он чувствует.
- Начните с простого: учите ребенка обозначать свои эмоции, например, злость, грусть, волнение, удивление, беспокойство, разочарование или страх.
- Затем поговорите о разнице между чувствами и поведением.
- Убедитесь, что дети знают, что испытывать гнев (или любую другую эмоцию) — это нормально, но нельзя бить, пинать или кричать на кого-то, когда они злятся.
Когда дети могут осмысленно говорить о своих эмоциях, они с большей вероятностью чувствуют, что их слышат и поддерживают, и с меньшей вероятностью почувствуют необходимость действовать.
Попросите ребёнка повторить инструкции
Иногда дети ведут себя импульсивно, потому что на самом деле не слышат указаний. Помогите им не сбиться с пути, убедившись, что они действительно слушают вас. В противном случае, прежде чем вы закончите свои инструкции, они могут начать действовать, даже не понимая, что вы сказали.
- Научите ребёнка слушать указания, попросив его сначала повторить ваши слова, а потом действовать. Например, скажите малышу: «Прежде чем идти, покажи мне, куда мы пойдём». И как только вы закончите, спросите: «Что я только что сказал тебе сделать?».
- Только после того, как они смогут повторить то, что вы сказали — будь то уборка в комнате или выполнение домашнего задания, — они смогут действовать.
Кроме того, постарайтесь сделать инструкции простыми, понятными и состоящими из как можно меньшего количества пунктов. Учитывайте также готовность ребёнка следовать многоэтапным указаниям. Вы также можете попробовать записать указания, нарисовать их или использовать доску с магнитиками, чтобы оставить подсказки, если дети забывают, что им нужно делать.
Обучайте навыкам решения проблем
Эксперты считают: умение решать проблемы может быть одним из наиболее эффективных методов контроля импульсивности.
Научите ребёнка, что существует несколько способов решения проблемы, и что полезно оценить несколько потенциальных решений, прежде чем приступить к действию.
- Итак, пытается ли ваш ребёнок починить цепь на велосипеде или решить математическую задачу, предложите ему сначала провести «мозговой штурм» и найти как минимум пять возможных способов решения проблемы.
- После определения возможных решений помогите оценить, какое решение, скорее всего, будет лучшим вариантом.
Попрактиковавшись, дети (да и взрослые) привыкают думать, прежде чем действовать.
Учите навыкам управления гневом
Низкая толерантность к фрустрации может вызвать импульсивные вспышки. Обучение навыкам управления гневом помогает справляться с эмоциями здоровым способом.
Покажите детям конкретные способы справиться с кипящими эмоциями, например, сделать несколько глубоких вдохов или попрыгать на месте, чтобы сжечь немного энергии. Вы даже можете создать специальный «набор для успокоения» конкретно для вашего ребёнка. В зависимости от того, что ему больше помогает, там может быть скакалка и большая подушка для пинков, шуршащая ткань или плёнка с «пупырышками», банка с горошинами или игрушка, которую можно мять, крутить и тянуть, мягкий мячик для кидания в стену или песня для размеренного дыхания.
Установите правила
Создайте чёткие правила и объясните причины этих правил. Когда люди знают, что от них ждут, это улучшает понимание структуры действий и контроль над импульсами, поскольку они знают, какое поведение от требуется. Фактически, исследования показывают, что дети, как правило, преуспевают в условиях рутины и чётких границ, предлагаемых семейными правилами.
Сообщите о своих ожиданиях, прежде чем ребёнок попадет в новую ситуацию. Вероятность плохого поведения будет меньше, если они поймут необходимость правил в библиотеке или в продуктовом магазине.
Также заранее объясните негативные последствия нарушения правил. Тогда дети смогут принимать более обоснованные решения.
Обеспечьте границы допустимого и будьте последовательны
Следите за тем, чтобы дисциплина была постоянной, а распорядок дня ребёнка — всё время одинаковым. Меньше хаоса — больше самоконтроля.
Повторяйте напоминания типа: «Тебе нужно держать меня за руку на улице, когда мы подойдём к дороге» каждый раз, когда вы идете в магазин. При достаточной практике ребёнок привыкнет к правилам и последствиям их нарушения.
Создайте систему вознаграждений
Детям нужны возможности практиковать отложенное удовольствие. Сделайте отложенное вознаграждение увлекательным, создав систему бонусов. Например, награждайте ребёнка за хорошее поведение наклейками или фишками. Затем позвольте им обменять наклейки на более крупные награды, например поездку в зоопарк.
Создавайте небольшие стимулы, требующие всего 1-2 наклеек, а также большие награды, требующие 20 наклеек. Затем предложите ребёнку отложить жетоны на самые крупные бонусы, например, на поход в кино. Откладывание денег на более крупные вознаграждения научит их ждать — важнейший навык, который поможет им противостоять искушениям, которые могут привести к импульсивному выбору.
Отложенное удовольствие легло в основу известного «зефирного» эксперимента с участием маленьких детей. Хотя к самому исследованию есть вопросы, оно показывало, что те дети, кто был способен подождать ради более крупного вознаграждения, в будущем добивались более высоких успехов в карьере.
Будьте хорошим примером для подражания
Наблюдая за вами, ваш ребёнок узнает много нового о контроле над импульсами. Смоделируйте подходящие способы терпеливого ожидания и терпимости к отсроченному удовлетворению. Укажите на методы самоконтроля, которые вы используете, говоря что-то вроде: «Мне бы очень хотелось купить этот новый ноутбук, но я собираюсь отложить деньги, чтобы мы поехали в отпуск летом».
Ваш разговор сам с собой вслух научит ребёнка развивать внутренний диалог, который поможет ему управлять своими импульсами. Разговор с самим собой играет важную роль, помогая детям справиться со своим импульсивным поведением.
Поощряйте физическую активность
Поощряйте вашего ребёнка играть на улице и обеспечьте ему достаточно физической нагрузки. Ребенок, у которого была возможность бегать, прыгать и лазать, будет лучше подготовлен к самодисциплине.
Ограничьте время, проводимое детьми перед экранами, и поощряйте их быть физически активным, когда это возможно. Ищите возможности вместе поиграть в подвижные игры. Подбрасывание мяча, игра в классики или салки направят энергию на позитивные действия, а не на импульсивные и неуместные.
Играйте в игры с контролем импульсов
Такие игры, как «Море волнуется», «Саймон говорит», «Светофор: красный свет, зеленый свет» и «Следуй за лидером», дают детям возможность практиковать контроль над импульсами.
По мере практики ребёнок сможет натренировать свой мозг и улучшить самоконтроль, но убедитесь, что вы делаете занятия увлекательными. Если вы заставите его сидеть на месте или слишком долго уделять внимание скучным задачам, ваши усилия могут иметь неприятные последствия.
Ну а если скучных занятий не избежать, попробуйте научить ребёнка «методу помидора»: он отлично работает при выполнении обязательных заданий как со взрослыми, так и с детьми! Подробно о нём мы рассказываем в статье, которая также поможет вам убрать другую причину импульсивности у детей — частые стрессы: «Триггеры стресса у детей: какие бывают и как помочь ребенку».
Использованы фотоматериалы Unsplash