Из-за каких причин интеллектуальное развитие ребёнка порой «запаздывает» – он не проявляет активности, интереса к игрушкам, самостоятельности? Этими вопросами часто задаются родители, когда наблюдают за развитием крохи. Ребёнок в раннем дошкольном возрасте, если его когнитивные функции развиваются в соответствии с нормой, проявляет любознательность, пытается знакомиться с предметной игрой, осваивает подражание и копирование. Всем родителям полезно знать, от чего зависит уровень интеллекта, и как по внешности и особенностям поведения ребёнка понять, насколько умным он растет. На эти и другие вопросы ответили зарубежные и отечественные ученые, а MedAboutMe собрал всю информацию вместе.
Размер головы в младенчестве: большая голова как признак ума?
Британские ученые говорят, что об интеллектуальном развитии ребёнка свидетельствует рост головы. Особенно это актуально в возрасте до одного года. Доктор философии Кэтрин Гейл совместно с коллегами из Университета Саутгемптон отмечает зависимость между объёмом мозга ребёнка и его дальнейшим интеллектуальном развитием, так называемом позднем интеллекте.
Команда специалистов изучила более 600 детей. В исследовании приняли участие дети в возрасте одного года, четырех и восьми лет. Врачи сначала измеряли окружность головы младенцев. Позже, в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем же детям был дан тест на уровень интеллекта.
Исследование показало, что высокие результаты был у тех ребят, окружность головы которых в младенческом возрасте достигала максимальной возрастной нормы.
Исследователи не знают точно, что заставляет некоторых детей иметь больший мозг, чем у других. Они также подчеркивают, что многие факторы, включая отношения между родителями и детьми, могут влиять на интеллект детей.
Исследователи обнаружили, что рост головы к одному году был ключевым фактором. «Догоняющий» рост уже не имел такого большого значения.
«Рост мозга после грудничкового периода, по крайней мере, с точки зрения объёма мозга, вряд ли компенсирует сниженный темп роста в первый год жизни», – пишут исследователи.
Ученые также изучили родителей младенцев, а именно их отношение к ребёнку сразу после рождения, и затем в процессе взросления и воспитания.
Матери младенцев отвечали на вопросы о своем родительском стиле, старших детях и других факторах, таких как грудное вскармливание и послеродовая депрессия. Результаты этих исследований представлены ниже.
Депрессия у матери и интеллект ребёнка
Изучая уровень детского развития, ученые пришли к выводу, что дети имели более высокие показатели IQ, если их родители имели более высокий уровень образования, а матери не страдали от послеродовой депрессии.
После рождения малыш нуждается в заботе и внимании. Получать любовь и принятие – его основные потребности. Если женщина переживает депрессивное состояние, у нее нет эмоциональных ресурсов откликаться на желания малыша так часто, как он того требует. Даже если она заботится о нем, держит на руках, кормит и пытается играть, ребёнок будет чувствовать отстраненность матери, если она находится в подавленном состоянии.
Уровень интеллекта ниже у детей, чьи матери страдали от послеродовой депрессии.
Грудное молоко лучше других видов вскармливания
Материнское молоко содержит все питательные микроэлементы для роста и развития ребёнка. Кроме того, процесс кормления – немаловажный фактор для формирования детской эмоциональной стабильности и умственного развития.
Доктор Бернардо Лесса Орта из Бразилии отмечает связь между высоким уровнем IQ у ребёнка и грудным вскармливанием, длящимся от рождения до 6 месяцев.
Грудное молоко дает хорошие преимущества в будущем – такие, как высокие оценки в школе и социальный успех во взрослом возрасте – потому что это лучший источник насыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга.
Отношение к ребёнку в семье: как растить детей умными?
Кэтрин Гейл с коллегами отмечает влияние не только объёма мозга на интеллектуальное развитие детей, но и отношений в семье. Ученые оценили стиль общения с ребёнком семье, отношение к нему и психологическую атмосферу между близкими людьми.
Высокий уровень интеллекта наблюдался у тех детей, отношение к которым строилось на доверии, принятии и уважении.
Конструктивная критика, поддержка ребёнка, отсутствие привычки «давить» на него приводят к более высокому уровню интеллектуального развития, чем у тех детей, чьи интересы не принимались всерьез, характер осуждался, в семье присутствовал только авторитарный стиль воспитания.
Сиблинги и развитие: когда в доме не один ребёнок
Какое влияние на детский интеллект оказывают сиблинги – братья и сестры ребёнка?
На познавательную сферу и интеллектуальное развитие малыша влияет отношение к нему в семье. Оно может меняться, быть позитивным, негативным, иметь свои особенности, если у родителей уже есть дети. Так, иногда младенцу может не хватать внимания, а подрастая, он может переживать ревность или зависть.
Отрицательные чувства влияют на эмоциональное состояние ребёнка, и, соответственно, уровень восприятия и интеллекта. Ученые установили, что ребёнок, чьи интеллектуальные показатели в первый год жизни были в норме – стремление к познанию мира, любознательность активность – повзрослев, может демонстрировать невысокий уровень IQ. Так бывает в случае педагогический запущенности или эмоционального отвержения, когда мать и отец больше времени уделяли другим детям, не удовлетворяли базовые потребности малыша, не занимались с ребёнком и не играли с ним.
Если раньше считалось, что наличие старших детей в доме стимулирует младших развиваться, то сегодня специалисты подчеркивают: для такого эффекта нужно не просто иметь братьев или сестер, но и равноценно распределять между всеми детьми родительское внимание. Иначе страдает не только психика, но и интеллектуальное развитие!
«Наши результаты дают дополнительные доказательства того, что младенчество является наиболее важным периодом постнатального роста мозга для определения более позднего интеллекта», – пишут исследователи.
Если родители хотят способствовать сохранению и развитию когнитивных навыков детей, важно уделять внимание факторам воспитания и условиям, которые окружают малыша не только с момента рождения, но и на протяжении взросления.