Ребенок и мобильник: когда не рано иметь свой телефон?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

В каком возрасте ребёнок начинает просить свой телефон? А когда родители уже готовы его купить, то какой и для чего? Если пробежаться по «мамским» форумам и блогам, станет ясно, что ничего не ясно. Сколько родителей, столько и мнений. И даже у психологов мнения могут расходиться.

MedAboutMe предлагает найти золотую середину и определить, в каком же возрасте можно все-таки вручить ребёнку собственный телефон. Или смартфон, или планшет? Давайте разбираться.

Воспитание детей «в духе времени»

Многие молодые родители уверены: чем раньше их чадо начнет общаться с современными гаджетами, тем лучше. Все равно придется овладевать, так почему бы не с пеленок? Тем более, что малыши действительно учатся обращаться со смартфонами и планшетами стремительно. А производители гаджетов и рады стараться: предлагают разнообразные программы и виртуальные развивающие игрушки для 6-месячных «пользователей», всячески убеждая родителей в своевременности и пользе своей продукции.

На любой детской площадке можно увидеть, как молодая мама сует в руки малышу в коляске свой смартфон, чтобы он занялся игрой, посмотрел мультики или послушал сказку, пока она общается с другой мамочкой. Дома детям дают планшеты или смартфоны с той же целью: занять ребёнка и освободить себе время для дел или отдыха.

В результате крошечные малыши, еще не научившиеся ходить и говорить, лихо двигают пальчиками по экрану, играя или включая-выключая что-то, им интересное.

Дети постарше тем более заинтересованы в гаджетах, часто просят их у родителей, чтобы поиграть. И проявляют недовольство, когда мама забирает игрушку, ставшую такой привычной.

К начальной школе многие дети уже давно имеют собственный смартфон или планшет, а те, у кого их нет, мечтают о приобретении. Годам к 11-13 те, у кого нет смартфона, могут подвергаться в школе насмешкам и буллингу.

В 15 начинают мериться дороговизной и «навороченностью» гаджетов, и порой от наличия или отсутствия крутого смартфона зависит самооценка подростка и его место в социальной группе.

Но эту ли цель преследуют родители, выбирающие «воспитание детей в духе времени»? А что говорят детские психологи?

Влияние гаджетов на развитие ребёнка

Влияние гаджетов на развитие ребёнка

Несмотря на наличие некоторых разногласий в среде специалистов, большинство сходится во мнении, что до 2 лет ребёнку никакие гаджеты вообще не нужны. Ни для чего, включая развивающие занятия. И не только потому, что продолжительное вглядывание в экран, часто на слишком близком расстоянии, негативно влияет на глаза малыша. И даже не потому, что быстро вырабатывается привычка сидеть сгорбившись, сильно наклонив вперед голову, что тоже совершенно не полезно для осанки и позвоночника.

Привычка проводить время со смартфоном в руках мешает ребёнку развиваться гармонично и правильно. Он играет в виртуальный мяч вместо обычного, реального. Не бегает и не прыгает, не развивает координацию движений, органы равновесия, глазомер, мышцы, связки, сердце, легкие.

Дети дошкольного возраста, проводящие много времени с гаджетом в руках, не умеют выполнять самых простых действий. Например, тот же самый мяч бросить в заданном направлении порой не могут, потому что их руки не развиты, участки мозга, отвечающие за управление руками — тоже.

Вряд ли надо напоминать, что от развития мелкой моторики рук зависит развитие мозга ребёнка, его интеллект. А умение нажимать на кнопочки и «чиркать» пальчиком по экрану к мелкой моторике хотя и имеет отношение, но слишком однобокое.

Но и это еще не все.

В Калифорнии ученые провели эксперимент, давший интересные результаты. Одной из двух групп детей в возрасте до 8 лет дали смартфоны, а вторую отправили в лагерь без всяких гаджетов. 

Через пять дней участников протестировали. Оказалось, что те, кто пять дней резвился на свежем воздухе без гаджетов, намного лучше распознавали чужие эмоции и ярче выражали свои. А просидевшие все это время со смартфонами и сами плохо проявляли эмоции, и показывали неспособность распознавать чужие. То есть, возникла явная разница в способности коммуницировать в социуме.

В Великобритании Ассоциация учителей (ATL) обратилась к родителям с рекомендацией ограничивать время, которое дети в возрасте до 2 лет проводят со смартфонами в руках. Так как использование гаджетов приводит к тому, что впоследствии у детей возникают трудности с выполнением самых простых задач.

Комментарий эксперта
Сьюзен Адель Гринфилд, невролог

Даже в начальной школе некоторые ученики, ловко управляющиеся с планшетами, не способны играть ни с другими учениками, ни даже с кубиками, так как у них нет даже минимальных навыков координации, и такое простое действие, как поставить один кубик на другой, становится для них невыполнимой задачей. Не говоря уже о способности писать с помощью ручки.

Но координацией их проблемы не ограничиваются, так как они оказываются неспособны применять знания, полученные из учебников или на слух. Умение пользоваться планшетом отрицательно влияет на память ребёнка, снижают его способность к концентрации внимания и способность мыслить структурно, выстраивая взаимосвязи. Дети учатся пользоваться поиском, не научившись формулировать вопросы.

Никто не говорит, что книга — хорошо, а современные технологии — плохо. Но необходимо находить оптимальный баланс между ними, чтобы не наносить вред развитию ребёнка.​

По статистике, около 80% детей старше 6 лет активно пользуются смартфонами и планшетами. Нужно ли с этим что-то делать?

Дошкольный возраст: нужен ли телефон?

Дошкольный возраст: нужен ли телефон?

По мнению многих врачей и психологов — не нужен в большинстве случаев. Родители могут дать ребёнку телефон, если он живет «на два дома», чтобы малыш мог связаться в любое время с другим родителем.

Как правило, первый собственный телефон ребёнку покупают, когда он идет в школу. А в дошкольном возрасте малыш практически всегда под присмотром взрослых, и средство связи ему не нужно. А играть все-таки лучше с реальными развивающими игрушками, сверстниками или родителями. Это гораздо полезнее и для физического, и для интеллектуального, и для эмоционального развития.

Анкетирование родителей дошкольников выявило тревожную тенденцию: мамы и папы часто недооценивают потенциальный вред от использования детьми гаджетов. 

Судя по результатам опросов, к 6-7 годам более половины (от 60 до 80%) детей имеют собственный смартфон или планшет, тогда как в возрасте 2-3 свои гаджеты есть только у 10% детей. 

Эти цифры следует рассматривать в комплексе с другими показателями.

Дети 2-3 лет начинают капризничать, когда их лишают возможности играть со смартфоном, в 20% случаев. Шестилетки — в 100%. Младшая группа проводит с гаджетом в руках 1-2 часа в день, а большую часть их времени занимают игры «в реале», общение с другими детьми и с родителями, прогулки и т. д. Старшие дошкольники, как сообщают родители, проводят с телефоном 6-7 часов в день, то есть практически все свободное время. Это их главный, а часто и единственный интерес.

Родители признают, что гаджеты являются наиболее простым способом успокоить, отвлечь, занять ребёнка.

Но говорить об одном только негативном воздействии смартфонов на развитие детей было бы совершенно неправильным. Полный запрет на использование гаджетов не пойдет ребёнку на пользу. Ограничение не позволит детям сформировать правильное отношение к ним — как к средствам коммуникации

Комментарий эксперта
Сьюзен Адель Гринфилд, невролог

Даже в начальной школе некоторые ученики, ловко управляющиеся с планшетами, не способны играть ни с другими учениками, ни даже с кубиками, так как у них нет даже минимальных навыков координации, и такое простое действие, как поставить один кубик на другой, становится для них невыполнимой задачей. Не говоря уже о способности писать с помощью ручки.

Но координацией их проблемы не ограничиваются, так как они оказываются неспособны применять знания, полученные из учебников или на слух. Умение пользоваться планшетом отрицательно влияет на память ребёнка, снижают его способность к концентрации внимания и способность мыслить структурно, выстраивая взаимосвязи. Дети учатся пользоваться поиском, не научившись формулировать вопросы.

Никто не говорит, что книга — хорошо, а современные технологии — плохо. Но необходимо находить оптимальный баланс между ними, чтобы не наносить вред развитию ребёнка.​

По статистике, около 80% детей старше 6 лет активно пользуются смартфонами и планшетами. Нужно ли с этим что-то делать?

елефон для школьника: какой выбрать

Первый телефон ребёнка должен быть предназначен для связи с родителями и родственниками. Чем меньше в нем будет функций — тем меньше он будет мешать ребёнку учиться и развиваться. 

  • Обычно достаточно простого кнопочного телефона без выхода в интернет. Такой аппарат обычно долго не требует подзарядки и не отвлекает ребёнка от учебы.
  • Если родители решают не покупать новый телефон, а отдать ребёнку свой смартфон, необходимо будет воспользоваться функцией родительского контроля и ограничить подключение к интернету. Возможно, через оператора мобильной связи.
  • Во многих смартфонах есть и другие полезные функции, позволяющие обеспечивать приемлемую степень безопасности ребёнка. Но всего все равно предусмотреть не удастся, поэтому необходимо вместе с детьми выработать правила пользования гаджетами.
  • Дети должны знать, чем опасно безответственное отношение к личной информации, общение в сети с незнакомыми людьми разного возраста. Необходимо также научить ребёнка поведению в ситуациях, которые могут возникнуть вне дома, если кому-то захочется отобрать гаджет. Дети должны помнить, что здоровье дороже вещей.
  • В доме должны быть помещения, куда вход со смартфоном остается под запретом всегда. Это спальня и кухня. Возможно, что и туалет тоже.

Давая детям в руки гаджет, родители должны помнить, что их воспитательные функции на этом не заканчиваются. Мама и папа обязаны оставаться для своих детей лучшими собеседниками, чем все на свете гаджеты. А для этого надо как можно чаще отодвигать в сторону свои дела и проводить время с детьми. Иначе юные покорители современных технологий отучатся доверять родителям, и смартфон станет для них лучшим другом и советчиком. А уж что он может насоветовать, лучше не проверять на собственном опыте…

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 29.11.2019 09:13, обновлено 17.04.2020 18:03
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Траектории гаджетизации детско-родительских отношений: основные модели / Янак А. Л., Шорыгин Е. А. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки 2019 №3
Проблема «взаимодействия» детей дошкольного возраста с мобильными устройствами / Ханова Т. Г., Семенова Е. В. // Госсоветник 2019 №1
Формирование основ безопасного поведения при работе с интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста / Пучкова Д. А. // Вестник ГУУ 2015 №11
The effects of text, audio, video, and in-person communication on bonding between friends / L.E. Sherman, M. Michikyan, P.M. Greenfeld // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace 2013
Five days at outdoor education camp without screens improves preteen skills with nonverbal emotion cues / Yalda T. Uhls, Minas Michikyan et al // Computers in Human Behavior/ October 2014

Читайте также

Методика Монтессори: особенности альтернативной системы обучения
Метод Монтессори появился еще в 19 веке, но сейчас он снова приобретает огромную популярность среди детей и родителей.
Подготовка к школе: что нужно знать родителям?
Подготовка к школе – важный процесс для будущих учеников и их родителей. Как правильно готовиться к школьному обучению дома и в детском саду?
Основы и варианты творческого воспитания детей разного возраста
Для развития детей важно не только физическое или психологическое состояние, но и творческое начало.
Методики развития мелкой моторики у малышей до года: игры и упражнения
Хотите развить мелкую моторику малыша до года? Рассмотрим значение этого навыка и способы его развития.
Нарушения речи у детей разного возраста: причины и признаки
Маленькие дети часто сталкиваются с проблемами в речевом развитии. Это обусловлено разными причинами.
«Пластилиновое» творчество: давайте лепить лето
Летом малыш видит вокруг себя много интересного. Так почему бы не использовать все это для творчества?