Под возрастом понимают определенный отрезок времени, прошедший с момента рождения человека до любого другого периода в настоящем или прошлом. Он бывает календарным и биологическим. Последний учитывает индивидуальные особенности развития человека и состояние его организма. Биологический и календарный возраст могут различаться.
Развитие личности в разных возрастах
Выделяют несколько больших этапов развития человека — детство, юность, молодость, зрелость и старость. Иногда они подразделяются еще на несколько. Например, в периоде детства выделяют ранний (1-3 года), первый (4-7 лет) и второй (8-12) детский возраст. Старость также делится на три этапа — пожилой (61-74 года), старческий (75-90 лет) и долгожительство (90 и более лет).
В период грудного детства (от рождения до 1 года) человек учится есть, спать, ходить, улыбаться. Потребности в социальных контактах, как правило, появляются в период раннего детства — от 1 года до 4 лет. Дети начинают играть с другими детьми, посещать дошкольные учреждения.
В первом детском периоде (4-7 лет) ребёнок усваивает информацию об окружающем мире в игровой форме, учится писать, читать и считать. Затем, в период второго детства ребёнок посещает школу, и у него постепенно формируется интерес к различным наукам, появляются первые хобби и дружба по интересам.
Подростковый возраст (12-16 лет) — это период интенсивной перестройки всех систем организма. Могут появиться проблемы со здоровьем, а также проблемное поведение и конфликтность по отношению к родителям.
Для периода юности (17-25 лет) характерен поиск своего места в жизни и выбор будущей профессии. Большое значение имеют контакты с друзьями и способы молодежного досуга — танцы, клубы, путешествия.
Вслед за юношеским приходит зрелый возраст. В это время человек уже окончательно определяется со своим местом в жизни, активно строит карьеру, создает семью, растит детей. Затем за зрелостью приходит старость. Однако, в современном мире возрастные рамки несколько меняются, и 60 лет называют «второй зрелостью», поскольку человек может быть еще достаточно активен и полон сил. В это время, когда уже выросли дети, а иногда и внуки, особенно важно ощущение собственной нужности, внимание к собственному здоровью и способность передать свой жизненный опыт подрастающим поколениям.
Влияние кризиса возраста на становление личности
На протяжении всей жизни человек проходит несколько кризисов возраста. Детские кризисы связаны с приобретением новых навыков и умений, а также с установлением границ личности. Самым крупным кризисом у ребёнка считается «кризис 3 лет», нередко сопровождающийся непослушанием, упрямством и капризами. В этот период ребёнок начинает осознавать себя отдельным человеком. А родителям особенно важно проявить терпение и уметь переключать внимание ребёнка, отвлекать его от конфликтных ситуаций.
Следующий серьезный кризис возраста у ребёнка наступает в 7 лет. Для него также характерна смена поведения — из послушного и покладистого он становится раздражительным и конфликтным. Это время пересмотра личности и осознания эмоций. Развивающие игры постепенно уходят из жизни ребёнка и уступают место учебе.
С психологической точки зрения, самый сложный кризис возраста — переход из детского состояния во взрослое. Как правило, он проявляется в 12-13 лет. Он сопровождается теми же признаками, что и предыдущие — повышенной раздражительностью, конфликтностью, а также существенным падением авторитета родителей и повышением влияния сверстников. Кроме этого, подростки начинают всерьез думать об отношениях с противоположным полом и завоевании популярности в школьном сообществе. В этот период психика особенно уязвима, поскольку личность подростка находится в стадии формирования. Для родителей особенно важно проявить чувство такта и принять взросление ребёнка как данность. Давление, запреты, нотации уже не работают. Самое главное — это спокойствие и ненавязчивость.
Вот человек взрослеет, и следующий серьезный кризис подстерегает его в 25-30 лет. Его острота связана с наличием или отсутствием партнера или семьи, пониманием карьерных перспектив. С одной стороны, современные молодые люди не спешат слишком рано заводить семью и детей, предпочитая карьеру и путешествия. С другой стороны, поколение родителей, у которых все было иначе, часто оказывает давление, вселяя тем самым неуверенность в своих силах и некоторую дезориентацию — когда молодой мужчина или женщина хочет одного, а социум диктует совсем другое. Часто этот кризис может сопровождаться непониманием своего места в мире и даже депрессией.
В периоды личностных кризисов человек не всегда прост в общении и своем отношении к окружающим. Но для него самого кризис — необязательно что-то негативное. Это переход на новый уровень и постепенное осознание ценности себя и своего места в мире.
Как правильно принять возраст человека
Возраст человека — это не просто смена одного календарного года другим. Это еще и определенный этап, смена жизненных ценностей, изменений души и тела.
Дети мечтают поскорее повзрослеть, закончить учебу в школе, стать самостоятельными. Юноши и девушки стремятся сделать карьеру и создать семьи. Люди за 30 с легкой грустью оглядываются назад, в те времена, когда им было 20, сожалеют об ушедших годах, о свободном времени, больших возможностях, молодой энергии и общении с друзьями. Пожилые люди часто жалуются на проблемы со здоровьем. Но как бы этого ни хотелось, повернуть время вспять невозможно, но можно найти позитивные моменты в каждом возрасте человека.
Возрастные кризисы по-разному проявляются у мужчин и женщин. Женщина может страдать от потери былой привлекательности и «догонять молодость» в косметических салонах, мужчина — от угасания половой функции, и вступает в отношения с юной девушкой. Нередко болезненные переживания приводят к таким серьезным заболеваниям, как депрессия.
Чтобы принять возрастные изменения, необходима работа над собой. Например, занятия спортом способны замедлять процесс старения, а изучение иностранных языков увеличивает количество нейронных связей. Особенно важно, если человек окружен понимающими близкими людьми, которые принимают его таким, какой он есть.
Каждый новый возраст человека — это не только угасание прежних функций, но и приобретение новых. Самое важное — это умение принять свои возможности и найти позитивные стороны на любом жизненном этапе.