Как говорить с ребенком о детях-инвалидах?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

«Почему он в коляске»? — спрашивают дети, увидев ребёнка-инвалида. Как отвечать на вопросы малышей, касающиеся «особенных» детей, расскажем в этой статье.

Отношение к детям-инвалидам: тактичность или дефицит общения?

Отношение к детям-инвалидам: тактичность или дефицит общения?

Родителям, воспитывающим детей-инвалидов, долгое время приходится находиться в некоторой изоляции от общества, ведь в большинстве случаев ребёнок-инвалид становится препятствием для вовлечения матери в трудовой процесс. Наверное, именно поэтому таких детей раньше часто отдавали в интернаты, а общество жило с мыслью, что их не существует.

В настоящее время дело обстоит несколько иначе. И наряду со специализированными детскими учреждениями сейчас открываются детские сады со смешанными группами, в которых воспитываются как здоровые дети, так и их ровесники с различными диагнозами, а также разрабатываются школы инклюзивного образования. Поэтому у родителей иногда возникает необходимость объяснить ребёнку, почему некоторые дети отличаются от других и помочь малышу сформировать правильное отношение к детям-инвалидам. Об основных правилах общения с детьми-инвалидами мы и поговорим.

Так уж повелось, что очень часто люди не обращают внимание на инвалидов, полагая, что таким образом проявляют тактичность. Свято веря в то, что делают доброе дело, мамочки стаскивают своих чад с качелей и уводят в другой конец площадки, чтобы не мешать ребёнку-инвалиду. Однако чем более загадочной кажется ситуация, тем больше вопросов задает малыш, например, почему ребёнок не умеет ходить или говорить? Причем дети, в отличие от взрослых, не делят людей на «больных» и «здоровых». Их интересуют причины подобного состояния другого ребёнка. Причем проблемы больных детей интересуют их так же, как, например, причины некоторых природных явлений. И именно от реакции взрослых зависит, будет ли ребёнок и в дальнейшем интересоваться проблемами своих ровесников, и какую эмоциональную окраску приобретет этот интерес.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Диалог с ребёнком: вопросы и ответы

Если ребёнок спрашивает о детях-инвалидах, не стоит уходить от вопроса. Но, разговаривая на деликатную тему, не помешает соблюдать определенные правила:

  • не показывать свое замешательство, если малыш задал не слишком тактичный вопрос в присутствии родителей ребёнка с патологиями развития. В такой ситуации нужно сказать малышу, что объясните все позже, а впоследствии обязательно вернуться к прерванному разговору;
  • уточнять, что именно интересует ребёнка. Детскую логику сложно предсказать, поэтому вполне может оказаться, что малыша больше интересует сама инвалидная коляска, а не причина, по которой в ней сидит ребёнок-инвалид. В подобных случаях лучше ответить на вопрос, лишь вскользь упоминая некоторые аспекты ситуации. Таким образом ребёнок будет небольшими порциями получать знания о новой и пока непонятной для него стороне жизни;
  • если ребёнок спрашивает о конкретных привычках поведения другого малыша, например, почему он не умеет ходить, не стоит говорить, что этот ребёнок пока не научился это делать. Дело в том, что дети часто ставят знак равенства между «не умеет» и «маленький» или «глупый». Поэтому если ребёнок с отклонениями в развитии — ровесник или немного старше, малыш наверняка придет именно ко второму выводу. В таком случае нужно просто сделать акцент на том, что некоторым детям из-за определенной «поломки» в организме нужно немного больше времени для того, чтобы чему-то научиться. Напомните малышу о какой-нибудь поломанной игрушке. Например, кукла сломалась и перестала петь. А человеческий организм устроен гораздо сложнее, поэтому и поломки в нем могут случиться более серьезные;
  • встреча с больным ребёнком — хороший повод для того, чтобы поговорить с малышом о физиологических и анатомических особенностях человека. Можно использовать специальную детскую литературу на эту тему.

Занятия для детей: советы родителям

Занятия для детей: советы родителям

Как правило, обычные дети предпочитают общаться со сверстниками, не имеющими проблем со здоровьем. В большинстве случаев причиной такого поведения становится не предвзятость, а склонность выбирать деятельность, требующую минимальных усилий. Ведь гораздо проще играть с детьми, которые вовсю резвятся на детской площадке. Поэтому родители должны постараться сделать так, чтобы общение самых разных детей не было им в тягость. Для этого нужно:

  • настроить малыша на то, что общение с детьми-инвалидами вовсе не является актом милосердия, а имеет обоюдную выгоду. Например, дети с нарушением зрения обладают хорошим слухом и осязанием. Поэтому у них можно многому научиться;
  • посоветовать ребёнку при встрече с «особенным» ровесником интересоваться больше не тем, чего он не умеет, а тем, что он умеет хорошо делать. Это поможет организовать совместные занятия для детей. Например, ребёнок, который не может говорить, способен стать отличным вратарем, а сидящий в инвалидной коляске — спортивным судьей;
  • рассказать о том, с какими трудностями приходится сталкиваться больному ребёнку практически каждый день. Малыш должен быть готов к тому, что когда-то, возможно, и ему придется во взрослой жизни ухаживать за пожилыми или больными родственниками. Почему-то существует много детских книжек, в которых рассказывают, как переходить дорогу, и что делать в случае пожара. А школьная программа по ОБЖ содержит информацию о том, как вести себя во время атомной бомбардировки. И никто ни слова не говорит о том, как общаться с инвалидами и помогать им. Так стоит ли удивляться, что взрослые люди оказываются беспомощными перед болезнями?
  • стараясь наладить общение детей, родители должны избегать чрезмерного контроля за поведением и словами собственного ребёнка. Так, например, не спешите вмешиваться, если ребёнок предлагает не умеющему ходить товарищу поиграть в прятки. Вполне возможно, дети сами сумеют организовать игру таким образом, чтобы она понравилась обоим;
  • при необходимости помогайте своему малышу понимать поведение «особенного» друга: «Он так радуется» или «Ему понравилась твоя игрушка». Если родители сами затрудняются в оценке действий и эмоций ребёнка-инвалида, не нужно стесняться задавать вопросы его родителям. Им не будут неприятен подобный интерес, если они увидят в нем не праздное любопытство, а желание наладить контакт между детьми.

Читайте также

Инвалидность у детей: бронхиальная астма и другие патологии
Проблема отказов в присвоении детям инвалидности. Некоторые нюансы оформления инвалидности у детей.
Как живут дети-инвалиды в разных странах
Страховки от инвалидности не существует, но какую помощь можно ожидать от государства, если в семье есть ребенок-инвалид?
Стоит ли поощрять любовь ребенка к бездомным животным?
Откуда у детей появляется тяга к бездомным питомцам? Как родителям обезопасить ребенка от агрессии уличных животных?
Родители особых детей – особые люди?
Передышка, принятие и помощь - что же действительно нужно родителям особенных детей? Расскажут эксперты, психологи, врачи и сами родители.
Отношение к инвалидам у детей
Важный аспект воспитательного процесса: формирование правильного отношения к инвалидам у детей.
Приучаем ребенка помогать по дому: важные советы и рекомендации от экспертов
Плюсы и минусы того, что ребенок помогает родителям с домашними делами? Как это может помочь ему в будущем?
Опубликовано 03.04.2019 12:34, обновлено 17.04.2020 18:14
Рейтинг статьи:
4,2

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Почему вам не хватает энергии? Витамины группы B — ключ к бодрости и ясному уму!

Хроническая усталость и постоянный туман в голове? Возможно, вашему организму не хватает витаминов группы B

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.