Надо ли помогать малышу учиться ходить? Начнет ли ребёнок ходить сам, если его не обучать? Стоит ли водить детей за ручки и повышают ли ходунки скорость обучения? MedAboutMe отвечает на вопросы родителей, чей малыш готовиться сделать первые шаги, а также рассказывает, как подготовить к этому событию дом и выбрать первую детскую обувь.
Можно ли водить ребёнка за ручки?
В возрасте около 8 месяцев многие груднички начинают пытаться вставать и делать первые шаги у опоры. В это время ребёнок еще не умеет толком сохранять равновесие, балансировать, и ему для опоры нужны обе руки. Со временем в процессе таких первых «прямостоящих» тренировок мышечный каркас спины и ножек окрепнет, и малыш сможет прямо стоять и даже потихоньку топать вдоль опоры, придерживаясь только одной ручкой, а вес тела будут поддерживать только ноги. Рука на опоре на данном новом этапе — гарантия равновесия.
Помогают развивать мышцы спины и ног ползание, вскарабкивание на кресла, стулья, кровати. Это — неотъемлемая часть развития крупной моторики, поэтому мешать малышам взбираться на условную высоту и ползать по всему дому не надо. Но стоит обезопасить ребёнка от травм, разместив мягкий коврик, подушки, мат на полу рядом с наиболее излюбленным стулом или диваном.
Прежде, чем попытаться научить ребёнка ходить самому и без опоры, надо оценить, насколько он готов к этому. Зрелость опорно-двигательного аппарата необходима, чтобы выдерживать нагрузки. В противном случае связки могут формироваться неправильно, и ребёнок на долгие годы станет пациентом ортопеда, а потом, вероятно, и хирурга.
Помогать малышу совершать первые шаги можно не раньше, чем он уверенно встанет у опоры, держась одной рукой. При этом помощь на должна заключаться в «вытягивании» ребёнка за обе руки вверх, если малыш пока может «ходить» только при такой поддержке — он еще не готов. В процессе ходьбы за ручку надо внимательно следить, чтобы ребёнок не отклонялся в стороны или вперед: во-первых, это также признак незрелости опорно-двигательного аппарата, во-вторых, так провоцируется искривление позвоночного столба.
Если кроха уже вовсю шагает вдоль опоры, слегка ее касаясь, а порой даже может отпустить и сделать пару шажков сам, это признак скорого начала самостоятельной ходьбы. Есть дети, которые опасаются ходить без поддержки, не решаются отойти от опоры, и только эти опасения мешают им начать уверенно ходить. Таким малышам можно помочь: сесть рядом на пол и подзывать пройти сначала шажок, потом два и так далее. Можно ходить от мамы к папе, и каждую «встречу» поддерживать бурной радостью и объятиями для закрепления положительных эмоций от нового достижения ребёнка. После нескольких подобных тренировок малыш станет ходить сам, и с каждым днем все лучше.
А вот польза от ходунков, прыгунков и прочих приспособлений, по задумке производителей призванных ускорить развитие навыка ходьбы у детей, весьма сомнительна. Привычка к ходункам, наоборот, снижает скорость развития, и дети начинают самостоятельно ходить позже, так как ходунки снижают желание обучаться этому навыку без поддержки. Ребёнок может достигнуть любой точки дома, чего при ходьбе вдоль опоры не получается осуществить, и желание отбросить ходунки и пойти самому исчезает.
Стоит также помнить, что преждевременное использование ходунков, а тем более прыгунков, дает значительную нагрузку на неокрепшие связки и кости малыша, провоцируя их деформацию.
Безопасный дом для малыша
С началом самостоятельной ходьбы маленький ребёнок становится намного подвижнее, и совсем скоро его придется не водить за ручку, а пытаться догнать бегом. Поэтому при первых признаках готовности надо обратить внимание на безопасность окружающей среды для крохи.
- Полы, по которым малыш скоро будет совершать первые шаги, не должны быть слишком гладкими и скользкими. Это грозит различными травмами, более того, если ребёнок часто падает, он теряет уверенность и может отказываться от ходьбы, возвращаясь на этап ползания — так безопасней.
- Первая детская обувь должна обеспечивать надежное сцепление подошвы и поверхности. Если подошва слишком гладкая и может скользить, ботиночки или сандалии надо заменить.
- Надо внимательно осмотреть помещения, где скоро будут топать детские ножки. Полы должны быть ровными, без препятствий — порогов, ковриков, за которые может зацепиться нога, проводов и т. д. Острые углы мебели стоит закрыть специальными накладками или передвинуть предметы так, чтобы они не угрожали в случае падения.
Как только ребёнок начал активно передвигаться, необходимо проверить наличие следующих опасных зон:
- открытые окна. Некоторые дети даже до начала ходьбы вполне способны вскарабкаться на стул, а оттуда — на подоконник;
- если в доме есть лестницы, их надо отгородить;
- в дверные проемы надо вставить стопоры, которые не позволят малышу прищемить пальчики, некоторые двери можно закрывать на защелки;
- отовсюду, куда может забраться юный исследователь, надо убрать мелкие предметы, острые приборы, опасные и ценные девайсы, жидкости, сыпучие вещества, бытовую химию, лекарства. Стоит также обзавестись привычкой ничего не ставить на край стола или плиты, особенно горячие кастрюли, чашки с чаем и т. д.
Детская обувь для первых шагов: нужна ли она?
В современной детской ортопедии есть два противоположных течения: приверженцы первого уверены, что первая детская обувь, если она вообще нужна, должна быть исключительно мягкой и похожей больше на балетки, чем на серьезные ботиночки. Вторые, и их большинство, рекомендуют использование специальной детской обуви. Кому верить?
Мягкие «чешки» или носочки с нескользящим покрытием могут использоваться только тогда, когда у ребёнка отлично сформирован опорно-двигательный аппарат, все связки развиты по возрасту и могут испытывать значительные нагрузки при переходе в вертикальное положение. Как правило, это исключительно активные дети, которые росли, практически не слезая со спортивных комплексов для грудничков, и активно отталкивались от перекладин лестниц, обеспечивая ступням разнообразные тренировки. Если полной уверенности в готовности мышц и связок ребёнка к ходьбе у родителей нет, то стоит прислушаться к традиционному мнению и подобрать специальную детскую обувь в соответствии с рекомендациями специалистов.