Дети раннего возраста часто вызывают обеспокоенность у родителей, которые хотят, чтоб ребёнок развивался соответственно положенным нормам. Такой этап развития детей раннего возраста, как ползание, вызывает особенно много тревог, ведь многие малыши или совсем пропускают его или упорно не хотят ползать правильно. Стоит ли бить тревогу? Во сколько ребёнок должен ползать и можно ли «подтолкнуть» его к приобретению этого навыка?
Насколько необходим навык ползания детям раннего возраста?
Навык ползания нужен ребёнку, ведь именно с его помощью в раннем возрасте закладывается пространственное мышление. Его развитие положительно сказывается на дальнейших успехах в области каллиграфии, геометрии, определении времени по часам и многом другом. Ведь лишь освоив данный навык, ребёнок впервые самостоятельно начинает передвигаться в пространстве. Дети раннего возраста, освоившие ползание, быстрее готовятся к следующему этапу — ходьбе.
С помощью ползания ребёнок учится правильной координации своих действий (очередность перемещения рук и ног), а также приобретает новые знания и умения. Оно также способствует развитию у детей раннего возраста эмоций и тактильного восприятия. Данный навык является важным для приобретения первого самостоятельного опыта и осознания радости от новых открытий. Это огромный стимул, подталкивающий дальнейшее развитие детей раннего возраста.
Ребёнок, освоивший ползание, получает больше возможностей для реализации своих потребностей. Теперь он способен взять в руки новые для него вещи, а также может активно интересоваться тем, что находится вблизи от него. Дети раннего возраста, освоившие этот навык, расширяют свое зрительные способности. Ведь малышу, чтобы не упасть, приходится смотреть не только вперед, но и видеть, куда ставить руки и ноги.
Отмечено, что ползающие дети впоследствии не испытывают проблем в школе, когда приходится одновременно смотреть на доску и в тетрадь. Им также легче дается навык списывания с доски, а дети, перескочившие данный этап, часто пропускают и путают местами буквы.
Каковы особенности раннего возраста у детей до года?
Хотя ползание является закономерной стадией развития, многие дети пропускают этот этап. Однако если развитие детей раннего возраста проходит в полном соответствии с остальными физическими и психоэмоциональными показателями, то отсутствие навыка ползания является нормой. Возможно, ребёнок немного позднее пойдет и будет не так быстро ориентироваться в пространстве и ловко поднимать предметы с пола. Но если впоследствии он будет посещать танцевальные или спортивные кружки, то будет практически невозможно определить по точности координации движений, ползал ли он в детстве.
Если ранний возраст ребёнка перешагнул за 10 месяцев, а он так и не пополз, то можно предположить, что он пропустил данный этап развития. Родителям в этой ситуации следует позаботиться о дополнительной безопасности попыток его перемещения. Однако следует помнить, что дети раннего возраста, родившиеся раньше срока, развиваются немного по-другому. Возможно, для них отсутствие ползания в 10 месяцев является вариантом нормы, более точно на этот вопрос может ответить педиатр, невролог и другие узкие специалисты, наблюдающие ребёнка.
Часто поводом для беспокойства родителей служит неспособность ребёнка ползать правильно (на четвереньках). Необходимо понимать, что дети ползают так, как у них получается. К дополнительным причинам можно отнести: слишком ранний возраст, слабость мышц живота и спины, неокрепший позвоночник.
Какие упражнения необходимы для развития детей раннего возраста?
Если ребёнок долго не ползает, либо делает попытки ползти, но у него плохо получается, то родителям следует помочь ему. Их помощь может заключаться в проведении массажей, занятии гимнастикой и выполнении ряда упражнений, способствующих формированию данного навыка.
Самостоятельно проведенные упражнения с детьми раннего возраста обычно включают в себя:
- Обучение ребёнка опираться на прямые и вытянутые руки. Данное упражнение следует проводить с детьми, которые умеют переворачиваться на живот и приподниматься на руках. Ребёнку следует предлагать схватить игрушку, которая находится прямо перед ним или чуть выше одной рукой. Чтобы заинтересовать его, можно позволить ему потрогать ее, а затем поднять, подталкивая таким образом к действию.
- Тренировку рук. Первые тренировки включают в себя снятие нагрузки с плечевого пояса путем подкладывания валика из полотенца под грудь ребёнка. В этом положении руки ребёнка свободны и он может легко трогать игрушки и поворачивать голову, что является важным критерием развития вестибулярного аппарата.
- Обучение стоянию на четвереньках. Детям раннего возраста подкладывают подушку или сложенное одеяло под живот таким образом, чтобы руки и ноги свободно располагались с обеих стороны опоры.
- Обучение правильной перестановке ног в положении на четвереньках. Для выполнения этого упражнения необходима широкая и высокая опора (матрас, толстое одеяло). Ее кладут на пол, а ребёнка располагают таким образом, чтобы живот и верхняя часть туловища была на опоре, а колени находились на полу. Затем ее медленно начинают отодвигать, и малыш вынужден будет перемещаться за ней, переставляя колени.
- Обучение правильной перестановке рук. Одним из вариантов такой тренировки является удерживание ребёнка над твердой поверхностью таким образом, чтобы поверхности касались только ладони, на которые он опирается. Остальное тело удерживается на весу и медленно перемещается вперед, заставляя ребёнка переставлять руки по поверхности.
- Обучение ползанию на четвереньках. Для этого упражнения должны быть задействованы оба родителя. Один перемещает в правильной очередности рук, а другой — ноги.
Следует помнить, что крайне важным условием для обучения детей раннего возраста является их хорошее расположение духа, отсутствие заболеваний и наличие стимулов в виде красочных игрушек. Ребёнок должен много времени проводить на полу, чтобы у него возникло желание ползать и увидеть что-то новое. Также положительно повлияет на детей наличие живого примера перед глазами, родителям или старшим детям можно поползать перед ними, показывая пример, подталкивая тем самым к самостоятельной деятельности.