Маленькие дети, в силу своего возраста, еще не понимают, как нужно дружить и играть. Во время общения они действуют интуитивно — радуются, злятся, делятся игрушками, отнимают их. Они еще не привыкли к тому, что, в центре внимания могут быть другие дети, такие же активные, смелые, очаровательные. По этим причинам, ребёнок сталкивается с трудностями, когда пребывает в детском саду. В чем они заключаются? Жадность и жалобы, ссоры и драки, конфликты с воспитателями.
В результате этого, малыш отказывается посещать детскую группу, потому что его там обижают или он является непринятым из-за агрессивного поведения, родители расстраиваются, воспитатели жалуются и качают головой: «Ребёнок совсем не умеет дружить». Что делать, чтобы пребывание в детском саду приносило больше радости, чем огорчений? Как научить ребёнка дружить?
Зачем учить ребёнка дружбе?
У каждого взрослого человека свой характер и свои индивидуальные навыки адаптации в коллективе. Те же самые особенности наблюдаются у детей: кто-то быстро привыкает к сверстникам и находит среди них друзей, а кому-то трудно подружиться и играть хотя бы с одним ребёнком. Детские психологи говорят о том, что способность дружить играет важную роль для детского развития. В чем она заключается и какую приносит пользу?
От того, насколько ребёнок ладит со сверстниками — испытывает симпатию к некоторым из них, умеет уступать, хочет делиться своими игрушками, желает играть в совместные игры — зависит уровень развития его дальнейшей социализации.
Чаще всего люди, отличающиеся замкнутым характером, в детстве не имели друзей и даже приятелей. Жизнь такого человека может быть омрачена одиночеством, а сам он часто страдает от того, что у него не получается строить близкие отношения.
Как понять, что у ребёнка в детском саду есть друзья и он не испытывает серьезных проблем в общении?
Можно спросить — есть ли у него там друзья? Знает ли он, как зовут других детей? В какие игры они вместе играют? Кто из ребят самый добрый? Смелый? Пугливый? Подробные вопросы и внимательное слушание даст родителям представление о том, как адаптировался ребёнок к детскому коллективу. Если он говорит, что ничего не помнит, не знает, жалуется на детей в группе, переводит тему разговора, возможно, стоит поговорить с воспитателем детского сада о том, какую роль он играет в группе — принятого или отверженного? Когда малыш увлеченно рассказывает родителям о том, как ему интересно играть с другими ребятами, с охотой и в подробностях отвечает на все вопросы, значит, с коммуникативными навыками у него все в порядке. Единственное, что можно сделать родителям — во время разговора направлять и корректировать понимание ребёнком того, что, дружить, уступать, быть приветливым — полезно и приятно.
Родители могут прийти в детский сад и понаблюдать, как ребёнок себя ведет и играет, насколько хорошо у него получается налаживать контакт? Посмотреть, не обижает ли он других детей или же напротив, не обижает ли его кто-то. Это будет бесценный опыт, так как, уже на конкретном примере можно объяснить ему дома, как следует вести себя в компании сверстников.
Если у малыша в садике возникают конфликтные ситуации — он подвергается нападению или насмешкам со стороны — то, в нем нужно развивать внутреннюю уверенность и способность защищаться. Родители могут сделать это, если будут демонстрировать пример уверенного поведения сами, чаще хвалить ребёнка, повышая его самооценку.
К сожалению, обратной стороной дружбы часто является манипулирование — когда человек вырастает чрезмерно мягким, другие люди могут пользоваться этим. Оградить собственного ребёнка от таких качеств характера можно, если вовремя привить ему чувство собственного достоинства, объяснять, что никто не имеет права нарушать его границы, брать вещи без спроса, делать больно, насмехаться. Если самооценка ребёнка низкая и он не уверен в себе, следует обратиться за помощью к детскому психологу.
Польза игры для детей дома
Дружба между детьми рождается через игру. Сначала, им интересно играть вместе, а потом они понимают, что нравятся друг другу просто так, имеют много общего. Первые навыки игровой деятельности маленький ребёнок получает в семье, когда с ним играют родители. Поначалу малыши повторяют жизненный процесс своей семьи. Например, девочка катает куклу в коляске. Такие моменты можно разыгрывать дальше: купать куклу, играть с ней, кормить. Родители могут взять две игрушки, сказав, что они дружат и разыграть перед ребёнком сценку, где они радуются, общаются, что-то делают вместе. Усвоив этот наглядный пример, дети получают опыт, которым будут пользоваться в дальнейшем и повторять модели поведения, которые увидели от родителей, с реальными девочками и мальчиками — на игровой площадке, в детском саду, в гостях.
Рекомендации родителям
Что делать, если у ребёнка проблемы — совсем нет друзей, он ведет себя агрессивно по отношению к сверстникам, его часто обижают?
- Не стоит преувеличивать ситуацию, эмоционально обсуждать ее с родственниками или воспитателем. Гораздо эффективней подробно разобрать ее и подумать над решением.
- Не надо внушать малышу, что его, такого маленького, все обижают. Вместо этого следует объяснить ему, как нужно вести себя — в каких случаях не провоцировать конфликт, а в каких — защищаться.
- Не стоит пугать ребёнка, что, чем дальше, тем страшней — «Если будешь таким слабым, то тебя будут бить». Так, он еще больше встревожится и станет сторониться общения. Дети должны верить в то, что мир вокруг добрый и заботливый. Неприятные и злые люди, конечно, встречаются, однако, следует ближе общаться с теми, кто нравится, с кем интересно, кто тоже хочет дружить.
- Если у ребёнка нет друзей, а родители осуждают его за это, стыдят или смеются, то, тем самым, они губят его самооценку и разрушают уверенность. С детьми нужно разговаривать спокойно и уважительно, поддерживая и оберегая — это добавит больше уверенности и даст понять, что родителям можно доверять.
В чем заключается поддержка ребёнка?
- В любой ситуации нужно быть на стороне ребёнка. Если он не прав — сказать об этом дома, наедине.
- Исключить травмирующую среду — если его обижаю в садике — поговорить с воспитателем, ребёнком и родителями обидчика.
- Не позволять детям начинать, провоцировать скандалы и ссоры.
Ребёнок, который с раннего детства умеет дружить, успешно адаптируется почти в любом коллективе, хорошо понимает чувства других людей. Это дает ему возможность, в дальнейшей жизни, строить крепкие отношения с другими людьми.