Как воспитывать современного ребенка?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Трудности воспитания современных детей продолжают увеличиваться. Запросы, с которыми обращаются родители к детским психологам, объединены следующими темами:

  • дети растут несамостоятельными — ничего не хотят или не умеют делать сами;
  • ребёнка трудно чем-либо заинтересовать;
  • у детей «процветает» потребительское отношение друг к другу и к родителям — «Если у тебя есть классная, модная вещь — я с тобой дружу», «Больше всех я люблю бабушку, потому что она мне все покупает».

Большинство таких проблем возникают по следующим причинам:

  • ребёнок с детства убежден, (а родители подтверждают это убеждение) что организовывать его досуг должны взрослые;
  • дети не знают, что такое цель и не умеют достигать ее, потому что в их жизни уже есть все необходимые блага;
  • ребёнок абсолютно не умеет играть и проигрывать: в игре он обязательно должен иметь главную роль, не обладая при этом авторитетом, а соревнуясь с кем-то, желает достичь победы любой ценой. В случае проигрыша он испытывает гамму неприятных, агрессивных чувств и готов бросить игру и разорвать общение, лишь бы не чувствовать себя побежденным;
  • дети не знают, что такое личная эффективность и не обладают ею: они готовы получать только положительные эмоции и совсем не знают, что делать с отрицательными. Также, они не имеют опыта, который помог бы им справляться с неудачами, преодолевать препятствия, наблюдать, как благодаря собственным усилиям ситуация меняется в лучшую сторону.

Ответственность, самостоятельность, умение занять себя в свободное время, планировать и организовывать время так, чтобы оно приносило пользу — навыки не только взрослых людей, но также и детей. Они полезны подросткам, школьникам и малышам — каждый, в соответствии с возрастом, может использовать их. Как? — Вопрос к родителям, которые привили или не привили их ребёнку. Мать и отец могут формировать в нем личную эффективность не только своим примером, но и особенным подходом в воспитании. Какие принципы он включает в себя? Как нужно воспитывать детей, чтобы они могли заботиться о себе самостоятельно, умели уважать и понимать других людей, ценили нравственность в себе и окружающих, понимали ценность отношений, умели доводить начатое дело до конца, с достоинством проигрывать, достигать поставленную цель?

Кто должен развлекать ребёнка?

Кто должен развлекать ребёнка?

В настоящее время, со страниц детской психологии и телепередач о воспитании ребёнка, часто звучит: «Родители должны проводить с детьми как можно больше времени. В обратном случае, ребёнок может почувствовать себя нелюбимым, одиноким и получить психологическую травму». В результате этого убеждения мир получает взрослых, которые, боясь в чем-то провиниться перед ребёнком или стать «случайно» плохим родителем, бросают все дела, чтобы немедленно развлечь заскучавшего малыша, поднять ему настроение, найти интересное занятие.

Не стоит рассматривать данный призыв лишь с одной стороны. Проводить время с ребёнком — действительно важно и необходимо, однако, не стоит упускать из виду тот факт, что дети должны, также, уметь занимать себя самостоятельно. Если это всегда делают родители, то ребёнок может вырасти инфантильным, с полным отсутствием творческих способностей, ленивым и безынициативным. Дети должны слышать не только «да», но и «нет», чтобы у них был опыт — как справляться с отказами, потерями, неприятными чувствами.

Достижение цели — не для детей?

Достигать цели — прерогатива не только взрослого человека, но и ребёнка. Как получать желаемое — дети могут не только учиться у матери с отцом, но и на собственном опыте. Старательно готовить уроки и приносить «пятерки», много тренироваться и выиграть соревнование, заслужить доверие друзей или родителей хорошими поступками, копить деньги или зарабатывать, чтобы купить желаемую вещь — примеры того, как ребёнок даже дошкольного возраста может ставить цель и совершать действия для ее достижения.

«Деловой» ребёнок

«Деловой» ребёнок

Дела бывают не только у взрослых. Ребёнок, когда он умеет доводить начатое дело до конца, живет насыщенной жизнью, успевает сделать и узнать за день много полезного и интересного. Дети будут «деловыми», если взрослые с ранних лет станут передавать им ответственность за то, с чем они в состоянии справиться — поливать растения и ухаживать за ними, делать открытки к празднику своими руками, вышивать, мастерить, строить.

Победители и побежденные

Многим родителям знакома ситуация, когда ребёнок, если понимает, что проигрывает в игре, обижается и говорит: «Я так больше не играю!», а иногда обзывается, дерется с другими участниками. Иногда взрослые для того, чтобы избежать скандала, «поддаются» ребёнку и он всегда выходит победителем. Эта тактика приносит вред детскому развитию. Дети должны учиться проигрывать для того, чтобы знать, что, после этого с ними не случится ничего плохого, мир не «рухнет» и они не станут хуже. Уметь принимать выигрыш радостно, а проигрыш — ровно и спокойно, всегда оставляя себе шанс отыграться — прерогатива будущего победителя.

Зачем детям понимать друг друга?

Зачем детям понимать друг друга?

Понимание — важный аспект сегодняшнего мира. Это качество необходимо для поддержания между людьми теплых и искренних отношений. Ребёнок учится пониманию в семье, когда общается с родителями, видит, как они относятся друг к другу, а также, в кругу сверстников. К сожалению, большинство сегодняшних детей дошкольного и школьного возраста имеют низкий уровень эмпатии — сопереживания другому человеку и понимания его чувств, как своих. По этой причине, увеличиваются случаи насильственных действий детей по отношению друг к другу, издевательства, унижения. Ребёнок, воспитанный в нарциссической среде — когда восхищаются внешней оболочкой и достижениями, игнорируя личность, не чувствуя души другого человека — тоже может превратиться в «нарцисса», который равнодушен к тому, что происходит с другими, а озабочен лишь своей личностью.

Сопереживанию и сочувствию нужно учить с раннего детства. Дети растут эмпатичными, если:

  • родители не игнорируют их чувства;
  • демонстрируют пример внимательного отношения к старшим, слабым, беспомощным.

Личная эффективность ребёнка

Личная эффективность ребёнка

Если все всегда делать за детей, «спасать» их от неприятностей, то они никогда не станут высокоэффективными людьми, а это значит, что не смогут быть независимыми от родителей, ставить и достигать цели, строить отношения, в которых будут счастливы. Задумываясь о развитии навыков личной эффективности, родителям стоит начать их формирование со следующих шагов:

  • не стоит делать за ребёнка то, что он в силах выполнить сам или новое для него дело. Следует показать ему один или несколько эффективных способов выполнения и передать ответственность;
  • нужно искренне верить в ребёнка и своим поведением демонстрировать ему эту веру;
  • стать уверенным в себе, ребёнок сможет, только, если взрослые на протяжении многих лет не сомневались в его способностях;
  • слова «Ты справишься. Я верю в тебя», «У тебя все получится», «Я на твоей стороне», «Я с тобой» — должны быть главными в отношениях между детьми и родителями, пока ребёнок растет, меняется и набирается жизненного опыта.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 17.12.2018 16:07, обновлено 17.04.2020 18:20
Рейтинг статьи:
5,0

Читайте также

Как воспитывать ребенка в кризисе трех лет?
Как прожить кризисный возраст ребенка и сохранить с ним хорошие отношения?
Как побороть лень у ребенка: полезные советы родителям
Откуда берется лень у ребенка? Как ее преодолеть без лишних нервов и конфликтов? Советы родителям.
Как воспитать гениального ребенка?
Каждый ребенок рождается маленьким гением. Как развить природные способности детей?
Как родителям не избаловать детей?
Что нужно делать родителям, чтобы не избаловать детей?
Домашнее воспитание детей: плюсы и минусы
Почему некоторые матери выбирают домашнее воспитание для своих детей?
Откуда дети берутся: что ответить ребенку?
Строением своего организма дети интересуются с малых лет. Главное – правильно отвечать на их вопросы.