Как научить ребенка играть

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

От очень многих современных родителей можно услышать жалобу: ребёнок совсем не может играть один, его нужно постоянно развлекать, сам он не может увлечь себя никакой игрой. Происхождение этой проблемы обнаружить не сложно: игра в наши дни становится все более увлекательной, но перестает исполнять свою главную функцию — развитие ребёнка.

Родители должны научить

Изначально активной обучающей роли родителей в детской игре не предполагалось. В естественных условиях взрослые были заняты обустройством быта и добыванием пищи, и развитие ребёнка происходило само собой. Малыш рассматривал окружающие его объекты, изучал их свойства, делал выводы об их возможном применении. С развитием цивилизации ширился круг предметов для роли игрушек и более сложными становились сами игры: ребёнок теперь не только изучал сами игрушки, но и отношения окружающих его людей. Так появлялись первые сюжетно-ролевые игры.

Современные дети имеют гораздо больше времени для игры, чем их сверстники еще сто лет назад, и игрушки теперь существуют такие, о которых родители несколько десятилетий назад не могли даже мечтать. Но вместе с этим все чаще можно наблюдать странную тенденцию развития ребёнка. В год малыш еще восторженно возится с звенящими погремушками и пытается запомнить, как говорит кошечка, а в три-пять лет ему уже не интересны роскошные игровые наборы, он идет к родителям: «Мне скучно».

Парадокс, мешающий ребёнку научиться нормально играть, заключается в том, что информации вокруг него одновременно слишком мало и слишком много. У современных детей много игрушек, это наборы с большим количеством функций. Сначала ребёнок радуется, когда видит такое великолепие. Но вот он перебрал все детали, все внимательно осмотрел — и что же дальше? Ему непонятно, и придумывать самому сюжеты кажется таким сложным, лучше оставить игру вовсе и пойти к родителям.

Главные — дети, а не игрушки

Главные — дети, а не игрушки

Почему бы не помочь малышу на этом этапе? Ведь родители уже когда-то сами проходили этот путь. У них не было такого количества игрушек — все заменяла фантазия. И это и была самая настоящая интересная игра — когда роль халата для врача исполняла папину рубашка, а водитель получал в руки руль в виде крышки от кастрюли. Главной направляющей в игровой деятельности было воображение самого ребёнка. Его игру определяли не имеющиеся в наличии игрушки, а его личное желание поиграть во что-то. Для этого нет специальных приспособлений? Ничего, сейчас создадим!

Вот эту творческую составляющую родители и должны ввести в золотое детство современного малыша. Пусть ребёнок почувствует себя хозяином положения. Во что будем играть? В доктора? Хорошо. Кто будет исполнять роль врача, а кто пациенты? Или может быть, врач будет общаться с медсестрой? Ну-ка вспомним, что еще может происходить в больнице и поликлинике? Появление игрушек в игровой деятельности вторично — это вспомогательные приспособления, а развитие ребёнка движется фантазией и творчеством малыша.

Развитие ребёнка в игре

Девочки издавна играют в кукол. Это понятно — такие игры возникали из подражания действиям матери. Маленькие девочки наблюдали за действиями взрослых женщин и старались показать, что они тоже готовы к роли будущей матери. Куклам не нужны для этого были яркие одежки и особые функции, первыми игрушками были обычные тряпочки и клочья травы. Теперь у девочек есть куклы на любой вкус — полностью имитирующие настоящего младенца и далекие от реальности модельные красавицы, есть плачущие куклы, кушающие, меняющие цвет и даже испражняющиеся. Родители могут приобретать для кукол красивые домики и кучи аксессуаров, но главная цель — научиться быть матерью, почувствовать, каково это, — часто отступает теперь на второй план.

Не это ли задача родителей — научить девочку в будущем заботиться о малыше? Кстати подобный навык пригодится и мальчику, ведь современные отцы участвуют в воспитании детей наравне с матерями. Почему-то родителей настораживает, если их сыновья начинают интересоваться куклами. Но ведь это же хороший знак — значит, перед глазами мальчика все время был пример заботливого отца, и он хочет подражать ему.

Пусть ребёнок сам предложит, в какой этап ухода за малышом он хочет поиграть. Кто у нас — младенец, дошкольник, или школьник? Какая будет ситуация — прогулка в коляске, чаепитие, день рождения или уроки? Что для этого понадобится? Ребёнок сам с удовольствием вырежет тетради и дневники для кукольных уроков. А запеленать младенца можно в любую прямоугольную тряпочку. Только после этого понадобится шикарная коляска.

Ребёнок познает профессии

Ребёнок познает профессии

Быть родителем — важная реализация человека, но в современном обществе не меньшую важность для познавательной деятельности ребёнка представляют профессии. Представления о них малыш также может получить в игре. Но родители должны правильно расставить акценты. Недостаточно окружить себя «таблетками» и «градусниками» из набора, чтобы почувствовать себя доктором. Быть водителем — это не только крутить большой руль и нажимать на клаксон. Что представляет собой профессиональная деятельность людей этих специальностей?

Что ребёнок знает о правилах дорожного движения? А о взаимодействиях с полицией и пассажирами при аварии? Какие еще люди участвуют в устранении последствий аварии? Это одновременно получится и игра, и развитие ребёнка в области познаний об окружающем мире. А какие существуют виды машин? Пусть малыш подумает о том, что водитель не просто перемещает куда-то транспортное средство, но выполняет необходимую для чего-то функцию. Лесовоз отвозит на стройку деревья, водитель автобуса перевозит людей, водитель подъемного крана понимает грузы на стройке.

Какую пользу ребёнок хочет приносить в своей игре? Быть водителей грузовика? Это совсем несложно. Любая коробка подойдет на роль кузова. Какой груз повезет водитель? Пусть он привезет газету дедушке в комнату, а потом в детскую старшей сестре — ручки и карандаши. Маме на кухне может пригодиться чистое полотенце. В такой игре раскрывается истинный смысл подражания взрослым профессиям — осмысленная деятельность, которая нужна для достижения цели и приносит пользу.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 20.08.2017 09:41, обновлено 17.04.2020 18:47
Рейтинг статьи:
5,0

Читайте также

Ребята-поварята: осваиваем кухню
Как сделать кухню полигоном для развивающих занятий: MedAboutMe дарит родителям идеи и дает советы.
Учимся произносить свистящие звуки
Ребенок не может произнести свистящие звуки по разным причинам. Какие упражнения помогут произнести трудные звуки, рассказывается в нашей статье.
Домашние упражнения от логопеда: ставим звуки «л» и «ль»
Часто ребенок не произносит звуки «л» и «ль». Какие упражнения и скороговорки помогут ребенку их произнести, рассказывается в нашей статье.
Методика раннего развития детей Марии Монтессори
Разработанный Марией Монтессори метод раннего развития детей считается одним из лучших, и используется по всему миру для раскрытия потенциала малышей.
Как не мешать ребенку быть самостоятельным?
Самостоятельность – важная черта характера для адаптации и уверенности в себе. Что должны знать родители о том, как ребенок может стать самостоятельным и не мешать этому?
Особенные дети: как организовать их досуг?
Дети с особенностями нуждаются в отдельном внимании. Взрослые могут помочь особенным детям вести активную жизнь наравне со сверстниками.