На протяжении всей жизни ребёнок нуждается в поддержке взрослых — такова детская психология. Неважно при этом, сколько ему лет — 2, 5, 10 или 18. Не все родители задумываются о важности эмоциональной поддержки, когда занимаются воспитанием. Почему так происходит? Причин для этого несколько:
- Взрослые не имеют опыта поддержки, потому что их родители не оказывали ее, когда они были маленькими.
- Родители не знают, как правильно поддерживать ребёнка.
- Мать и отец считают, что строгость в воспитании и соблюдение правил важнее, чем эмоциональная близость и поддержка.
- Родители не понимают ребёнка и не принимают его таким, какой он есть.
- Вместо того чтобы поддерживать, взрослые пытаются изменить детский характер — привычки и особенности, способы общения и увлечения.
Между тем, эмоциональная поддержка является одним из самых важных условий для того чтобы ребёнок развивался в соответствии со своей природой, чувствовал себя счастливым, радостным и был здоров. Как правильно поддерживать детей, читайте в этой статье.
Особенности детской психологии
Дети — маленькие и большие — нуждаются в поддержке взрослых. Необходимость чувствовать и принимать ее обусловлена следующими причинами:
- Ребёнок зависим от взрослых и верит всему, что они ему говорят о том, какой у него характер и внешность, что ждет его в будущем, какой он друг, как его воспринимают остальные люди.
- Для того чтобы у ребёнка была хорошая самооценка и он верил в свои силы, ему нужно опираться на положительное отношение к своей личности. Он сможет делать это, если перед его глазами будет пример того, как правильно оказывать эмоциональную поддержку. Когда родители не оказывают ее, то велик риск того, что ребёнок не научится помогать себе сам и будет всегда зависим от мнения о нем окружающих.
- Оказывая поддержку, родители создают детям безопасные условия для жизни и развития. Чувствуя ее, ребёнок осознает, что с ним все в порядке и у него есть силы для того чтобы справляться с трудностями и проблемами.
Что дает детям поддержка родителей?
Ребёнок, которого поддерживают взрослые, получает следующие преимущества:
- Адекватная самооценка. Если детей чаще ругать, чем хвалить, то они будут думать о себе плохо, и самооценка будет снижаться. Похвала и поощрение за реальные заслуги, любовь и теплое отношение способствуют формированию чувства собственной значимости и ценности.
- Понимание важности своих эмоций. Если запрещать ребёнку плакать, злиться, кричать, когда ему больно или обидно, он подвергся несправедливой критике со стороны, упал, ударился или отстаивает право на обладание своими вещами, то, скорее всего он вырастет, отрицая собственные негативные чувства. Позже такие дети превращаются во взрослых, которые не разрешают себе выражать справедливый гнев, считают слезы признаком стыда или слабости, не могут отличить страх от тревоги, не осознают чувство вины. Когда человек не понимает, что с ним происходит — не осознает, что он чувствует — это будет затруднять решение любой жизненной задачи.
- Поддерживая детей, родители показывают им пример того, как нужно любить и заботиться о себе. Это помогает ребёнку научиться с уважением относиться к своей личности и окружающим людям, которые ему дороги.
- Вера в себя. Поддерживая, родители на невербальном уровне передают детям то, что они верят в них. Тогда они тоже чувствуют веру в собственные силы. Это помогает им реализовывать себя в коллективе, без стеснения участвовать в массовых мероприятиях, выступать на сцене и сдавать экзамены без лишней тревоги.
Отражение чувств детей
Как правильно оказывать поддержку детям? Лучше всего это делать через отражение их чувств. Когда родители видят и понимают, что на самом деле происходит с ребёнком, и показывают ему это словами или отношением, то эмоциональная близость между ними в этот момент увеличивается, ребёнок не чувствует себя одиноким или плохим, осознает, что его понимают, а значит, с ним все в порядке. Особенно такое понимание нужно демонстрировать, когда дети пребывают в тяжелых, отрицательных, болезненных чувствах. Как отражать эмоциональное состояние ребёнка?
- Присаживаться на корточки или рядом во время разговора с ним.
- Брать его руки в свои, обнимать, касаться.
- Смотреть в глаза.
- Говорить о том, что с ним происходит. Например: «Я вижу, что ты расстроился», «Мне кажется, что ты очень боишься. Я понимаю тебя — у меня тоже так было», «Ты злишься. Скажи, что ты хочешь?», «Ты обиделся. Тебе больно. Чем я могу тебе помочь?». Такие вопросы позволяют детям не только чувствовать себя понятыми другими, но также учат лучше понимать себя.
Общение с ребёнком
Важное условие поддержки детей это умение общаться с ними. Как это правильно делать?
- Каждый день освобождать свободное время для ребёнка, чтобы выслушать все важное, что он хочет сказать. Как правило, его истории касаются чего-то интересного — что он узнал за день в детском саду или школе, проблем со сверстниками, желаний, хобби.
- Когда родители во время разговора являются участливыми, внимательными и демонстрируют искренний интерес к тому, что говорит ребёнок, он уже ощущает мощную поддержку с их стороны.
- Общаясь с детьми, взрослым тоже нужно быть активными. Слушая детские рассказы, они могут поделиться собственными историями из детства, своим мнением по поводу услышанного, удивлением, опасениями.
- Когда ребёнок переполнен эмоциями и ему трудно выразить все, что он чувствует словами, тогда родители могут помочь ему такими фразами: «Я вижу, что тебе очень понравилась поездка. Радость переполняет тебя», «Ты хочешь сказать, что очень удивлен?» и тому подобными.
Что не является поддержкой?
- Критика и насмешки даже в воспитательных целях. Например: «Ты выглядишь смешно в этой одежде (этой роли)», «Мне кажется, ребята потешались над тобой».
- Пренебрежительное отношение к ребёнку, которое маскируется под заботой и желанием помочь. Например: «Ты все равно не справишься с этой задачей. Давай я сделаю ее за тебя».
- Оценка характера и поведения детей: «Ты слишком болтливый (глупый, медлительный, стеснительный, любопытный)».
- Игнорирование детских желаний и потребностей ради тишины, спокойствия, соблюдения правил. Дети должны соблюдать установленные в семье и обществе границы, однако им также важно чувствовать, что их эмоции и состояние не обесцениваются взрослыми. Например: «Я понимаю, что ты устал ждать, и тебе хочется резвиться, однако здесь этого делать нельзя. Скоро мы уйдем отсюда, и ты сможешь погулять на улице» и так далее.