Вот и подходит к концу лето: с деревьев опадают первые желтые листочки, вечера становятся холоднее, а днем не докучает сильная жара. Осень — пора тонкой грусти и романтической лирики, а меланхолическое настроение пробуждает ватту — главную из трех дош такого индийского учения, как Аюрведа. Ее равновесие — залог здоровья и душевного спокойствия, поэтому так важно с приходом мокрого сезона достичь гармонии в этой сфере.
Как начинать день в соответствии с индийским учением Аюрведа?
Ватта является биологическим проявлением жизненной силы космоса. Это олицетворение тонкости, легкости и порывистости и всем этим качествам отвечает осень, вступая в свои права стремительными ветрами, затяжными дождями, среди череды которых нет-нет, да и выглянет солнце, как символ непостоянства и изменчивости. Поэтому все рекомендации в наступающем сезоне будут так или иначе преследовать цель успокоить ватту.
Утро должно начинаться в покое и тишине. Необходимо постараться встать пораньше, когда на небе только-только забрезжит рассвет, а воздух стоит неподвижно и как будто наполнен безмятежностью. Для осени идеально выбирать такие асаны йоги, как «Кобра», «Поза лотоса», «Кошка», «Верблюд». Если йога — это не ваш конек, сделайте привычную утреннюю гимнастику, но только без резких движений и стремительных прыжков и бега.
Особенности ухода за собой
Учение Аюрведа предписывает использовать для внутренней стабильности и равновесия только натуральные косметологические продукты, способные вдохнуть в нас новую жизнь. Идеальные средства аюрведы сбалансированы самой природой и к таким «живым» субстанциям относят растительные масла. Они как будто созданы для людей типа ватта, обладающих сухой, склонной к шелушению кожей. Осенью для омовения и растирания тела рекомендуется использовать теплое кунжутное масло. После его нанесения на тело дайте ему возможность впитаться, а после примите теплый душ.
Успокоить энергию ватты позволит панчакарма — древнейшая программа очищения и омоложения, в основу которой входят 5 основных практик или процедур. Одной из них является басти, предусматривающая введение в прямую кишку отваров и настоев лекарственных трав или масел. По легенде эту практику разработал йог, поймавший у водоема ослабевшую птицу. Пить воду она не стала, а набирала себе в клюв и впрыскивала в клоаку. Если верить трактатам древнего учения Аюрведа, такая процедура способна устранить заболевания желудочно-кишечного тракта, в том числе, вздутие и боль, спазмы, повышенную кислотность желудка. Но применять ее нужно с осторожностью, а страдающим диареей и кровотечением из прямой кишки она и вовсе противопоказана.
Система индийской медицины аюрведа: здоровье начинается с правильного питания
Согласно науке жизни Аюрведа, здоровье складывается из многих вещей, но уравновесить доши способно только специальное питание. Каждому типу тела, а их три — ватта, питта и капха соответствуют свои требования, но определяющим фактором выступает преобладание той или иной стихии — воды, воздуха, земли, огня или космоса. Ватта — это энергия эфира и усмирить ее, успокоить помогут зерновые культуры. Поэтому хорошо начинать свой день с завтрака, состоящего из маисовых лепешек, чапати (оладий из молотого цельного зерна пшеницы) или риса.
Тем, кто только приобщается к древнеиндийскому трактату, рекомендуется сварить овсяную или пшеничную кашу, можно приготовить овощи на пару. А вот салаты ватту не уравновешивают, в отличие от супов-пюре и нежных муссов. Повышать давление и тонус организма с помощью таких средств аюрведы, как чай или кофе, нельзя и особенно вредно пить их перед сном. Лучше всего сварить чай на основе трав, добавив в него такие специи и приправы, как кориандр, кумин, фенхель, корица, имбирь, гвоздика. Всем желающим сохранить здоровье аюрведа не советует голодать, так как легкость в теле возбуждает питту.
Осенью, когда за окном гудят провода, а ветер бросает в окно мокрые листья, расслабиться и настроиться на здоровый сон поможет чашка теплого молока. Напиток готовят особым образом, нагревая его до тех пор, пока его пенная шапочка не начнет подниматься. Плиту стоит тут же выключить и отставить чашку в сторонку. Как только молоко остынет до температуры, комфортной для питья, его можно употреблять, добавив по щепотке мускатного ореха, шафрана и шалфея.
Средства аюверды, рекомендованные к употреблению в осенний период
Для успокоения ватты рекомендуется применять особые средства аюрведы, среди которых можно выделить:
- дашамул
Это вино, а скорее бальзам аюрведы, настоянный на 10 корнях лекарственных растений. Его действие схоже с действием, оказываемым на организм настойкой женьшеня или элеутерококка. Можно приобрести препарат и в форме таблеток;
- ашваганду
Корень этого растения используется для приготовления настоев, молочных отваров, таблеток, порошков, масел. В аюрведе он играет такую же роль, как и женьшень;
- балу
Это растение относится к семейству мальвовых. Его корень используется для тех же целей, что и корни ашваганду и дашамула. Аюрведа здоровье рекомендует сохранять с его помощью и использовать в качестве стимулирующего, заживляющего, омолаживающего и тонизирующего средства.
Осень — пора грусти и печали, а посему не стоит в это время года посещать места массового скопления людей, особенно рок-концерты и другие мероприятия, где играет громкая музыка. Быстрая езда в автомобиле повышает риск дорожно-транспортных происшествий, да и для чрезмерной интимной активности не самое удачное время. Все замирает в предвкушении зимы, и чтобы держать ватту под контролем, нужно беречь себя, теплее одеваться, а особенно оберегать голову и уши, избегать сквозняков, почаще отдыхать в течение дня для сохранения силы, и ложиться спать не позднее 22 часов. Соблюдая все эти рекомендации аюрведы, легко получится встретить зиму во всеоружии, сохранив баланс дош в организме.