Обучение чтению многие родители считают маркером будущей успешности малыша в учебе. Не случайно различные методики раннего развития ребёнка содержат в себе именно изучение букв и объединения их в слоги или склады. Негласно чтение в дошкольном возрасте уже считается обязательным навыком, редкий ребёнок не учится читать уже в пятилетнем возрасте. Но несмотря на множество обучающих методик, дети часто испытывают затруднения с овладеванием этим навыком. Что могут сделать родители в этом случае?
Развитие ребёнка: все в свое время
Никто не будет спорить с тем, что чтение — необходимая составляющая учебного процесса для ребёнка школьного возраста. Умение хорошо воспринимать текстовую информацию, анализировать ее и воспроизводить — это основа всех учебных процессов, даже вне гуманитарной области. Математические выражения и задачи также надо уметь прочитать, информацию из области физики химии, например, также нужно уметь читать в виде буквенных символов. Чтение — это комплексный процесс восприятия графических символов и выяснения информации, которую они несут. Если ребёнок научится хорошо читать, у него будет шанс стать успешным и в других областях.
Однако нет никакой четкой зависимости между успешностью в учебе и ранним обучением чтению. Ребёнок, с удовольствием изучавший слоги по кубикам Зайцева в три года, может точно так же забросить учебник «Окружающего мира» в четвертом классе начальной школы, как и его товарищ, пришедший в школу не умеющим читать вовсе. Больше того, очень многие дети, освоившие различные игры со слогами и перешедшие к следующему этапу — чтению текстов, — в раннем возрасте, довольно быстро охладевают к этому процессу и отказываются читать, потому что не хотят. Чтение текста мало похоже на веселую игру, даже если книжка интересная — это требует усилий. А малыш уже устал от чтения, так как начал делать это слишком рано. Развитие ребёнка не предполагает работы с абстрактными понятиями в дошкольном периоде.
Родители не должны давить
Поэтому, если малыш отказывается читать по причине того, что ему сложно или неинтересно, родители не должны настаивать. Можно попробовать договориться — давай ты почитаешь совсем немного, пару предложений, — но давить нельзя. В любом возрасте отработка навыка будет результативной только тогда, когда ребёнок понимает, зачем ему самому это нужно. В раннем возрасте, когда пределом мечтаний кажется работа водителя, такие аргументы как необходимость высшего образования и умения читать для этого, вряд ли покажутся ребёнку убедительными. А если от излишнего давления он возненавидит чтение еще до школы, вряд ли это хорошо повлияет на будущую успеваемость.
Тем более не стоит настаивать, если ребёнку и в самом деле трудно, но он старается. Очень важно не допустить перегрузки с занятиями, ведь он занимается работой, опережающей естественное развитие ребёнка. Согласие на такие занятия — уже достижение, а что больших успехов пока нет — это нормально и может скоро измениться при благожелательной атмосфере вокруг малыша. Родителям стоит проявить повышенную чуткость и внимательность. Ребёнок не капризничает — ему и в самом деле очень сложно. Лучше постараться помочь ему. Может быть, к следующему этапу обучения перешли слишком рано, и надо пока более тщательно отработать предыдущий этап? Это не регресс и не шаг назад — наоборот, это обеспечение платформы для будущего успеха. Лучше снизить скорость занятий, чем вообще сорвать весь процесс непосильной нагрузкой и огорчениями малыша.
У ребёнка логопедические проблемы
Очень может быть, что сам ребёнок и даже его способности к обучению вовсе не виноваты в скромных успехах в чтении. С этой бедой обычно сталкиваются родители учеников младшей школы. Вроде бы ни все делали правильно, физическое, психологическое и речевое развитие ребёнка не взывало опасений ни у них самих, ни у специалистов. Ребёнок вовремя начал ходить на подготовку к школе и делал там успехи, соответствующие возрасту. Но вот уже закончился первый класс, начался второй, а ученик так и не начал бегло читать, как большинство его одноклассников. Даже если сам процесс обучения и уроки не вызывают явной неприязни, то при виде книги для чтения ребёнок все чаще тяжело вздыхает — а-а-а, опять это мучение.
Это признак серьезных логопедических проблем. Зачастую родители воспринимают логопеда как специалиста по становлению чистого произношения звуков, возможно по речевому развитию малышей 3-4 лет, которые все никак не могут начать заговорить. А между тем наука логопедия работает по очень многим областям, связанным с речевой деятельностью, и обучение чтению и письму также входят в компетенцию логопеда. Ребёнка необходимо показать консилиуму специалистов, его состояние должны оценить логопед, дефектолог и нейропсихолог. Возможно, понадобятся специальные занятия, которые помогут головному мозгу созреть до того уровня, когда он сможет свободно читать и наверстает свои школьные промахи.
Детям нужна практика
Наконец, проблема в освоении чтения может возникнуть от отсутствия должной практики. Чтение больше не является обязательной частью досуга современных детей, как это было во времена детства их родителей. У детей есть множество других занятий — развивающие кружки, спортивные секции и, конечно, различные гаджеты. Редкий ребёнок сам возьмет книжку в свободное время, большинству процесс чтения должны организовывать родители. А далеко не все из них имеют такую возможность или считают необходимым контролировать, как ребёнок читает.
Отсюда и проблемы. Для свободного овладевания любым навыком необходима практика. Если ребёнок будет читать только на уроках в школе, будет удивительно, если у него появятся в этой области большие достижения. А это может спровоцировать и дальнейшие сложности, ведь в более старших классах чтение лишь инструмент для узнавания новой информации. Значит, на период становления навыка ребёнок должен читать регулярно. Родители могут помочь ему в этом вопросе, подобрав книжки по интересам. Личная заинтересованность — самый мощный стимул к развитию любого навыка. Неважно, что выбранные ребёнком произведения не блещут высоким качеством литературного текста. Даже если это будет журнал с комиксами, все равно для стимулирования чтения это подойдет лучше, чем классическое произведение, навевающее на ребёнка тоску.