Как помочь ребенку начать читать

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Обучение чтению многие родители считают маркером будущей успешности малыша в учебе. Не случайно различные методики раннего развития ребёнка содержат в себе именно изучение букв и объединения их в слоги или склады. Негласно чтение в дошкольном возрасте уже считается обязательным навыком, редкий ребёнок не учится читать уже в пятилетнем возрасте. Но несмотря на множество обучающих методик, дети часто испытывают затруднения с овладеванием этим навыком. Что могут сделать родители в этом случае?

Солнечный ожог: как устранить боль и мучительный зуд кожи

Есть несколько способов смягчить интенсивную, но, к счастью, временную боль и зуд, и предотвратить их в будущем.

Развитие ребёнка: все в свое время

Развитие ребёнка: все в свое время

Никто не будет спорить с тем, что чтение — необходимая составляющая учебного процесса для ребёнка школьного возраста. Умение хорошо воспринимать текстовую информацию, анализировать ее и воспроизводить — это основа всех учебных процессов, даже вне гуманитарной области. Математические выражения и задачи также надо уметь прочитать, информацию из области физики химии, например, также нужно уметь читать в виде буквенных символов. Чтение — это комплексный процесс восприятия графических символов и выяснения информации, которую они несут. Если ребёнок научится хорошо читать, у него будет шанс стать успешным и в других областях.

Однако нет никакой четкой зависимости между успешностью в учебе и ранним обучением чтению. Ребёнок, с удовольствием изучавший слоги по кубикам Зайцева в три года, может точно так же забросить учебник «Окружающего мира» в четвертом классе начальной школы, как и его товарищ, пришедший в школу не умеющим читать вовсе. Больше того, очень многие дети, освоившие различные игры со слогами и перешедшие к следующему этапу — чтению текстов, — в раннем возрасте, довольно быстро охладевают к этому процессу и отказываются читать, потому что не хотят. Чтение текста мало похоже на веселую игру, даже если книжка интересная — это требует усилий. А малыш уже устал от чтения, так как начал делать это слишком рано. Развитие ребёнка не предполагает работы с абстрактными понятиями в дошкольном периоде.

Родители не должны давить

Родители не должны давить

Поэтому, если малыш отказывается читать по причине того, что ему сложно или неинтересно, родители не должны настаивать. Можно попробовать договориться — давай ты почитаешь совсем немного, пару предложений, — но давить нельзя. В любом возрасте отработка навыка будет результативной только тогда, когда ребёнок понимает, зачем ему самому это нужно. В раннем возрасте, когда пределом мечтаний кажется работа водителя, такие аргументы как необходимость высшего образования и умения читать для этого, вряд ли покажутся ребёнку убедительными. А если от излишнего давления он возненавидит чтение еще до школы, вряд ли это хорошо повлияет на будущую успеваемость.

Тем более не стоит настаивать, если ребёнку и в самом деле трудно, но он старается. Очень важно не допустить перегрузки с занятиями, ведь он занимается работой, опережающей естественное развитие ребёнка. Согласие на такие занятия — уже достижение, а что больших успехов пока нет — это нормально и может скоро измениться при благожелательной атмосфере вокруг малыша. Родителям стоит проявить повышенную чуткость и внимательность. Ребёнок не капризничает — ему и в самом деле очень сложно. Лучше постараться помочь ему. Может быть, к следующему этапу обучения перешли слишком рано, и надо пока более тщательно отработать предыдущий этап? Это не регресс и не шаг назад — наоборот, это обеспечение платформы для будущего успеха. Лучше снизить скорость занятий, чем вообще сорвать весь процесс непосильной нагрузкой и огорчениями малыша.

У ребёнка логопедические проблемы

Очень может быть, что сам ребёнок и даже его способности к обучению вовсе не виноваты в скромных успехах в чтении. С этой бедой обычно сталкиваются родители учеников младшей школы. Вроде бы ни все делали правильно, физическое, психологическое и речевое развитие ребёнка не взывало опасений ни у них самих, ни у специалистов. Ребёнок вовремя начал ходить на подготовку к школе и делал там успехи, соответствующие возрасту. Но вот уже закончился первый класс, начался второй, а ученик так и не начал бегло читать, как большинство его одноклассников. Даже если сам процесс обучения и уроки не вызывают явной неприязни, то при виде книги для чтения ребёнок все чаще тяжело вздыхает — а-а-а, опять это мучение.

Это признак серьезных логопедических проблем. Зачастую родители воспринимают логопеда как специалиста по становлению чистого произношения звуков, возможно по речевому развитию малышей 3-4 лет, которые все никак не могут начать заговорить. А между тем наука логопедия работает по очень многим областям, связанным с речевой деятельностью, и обучение чтению и письму также входят в компетенцию логопеда. Ребёнка необходимо показать консилиуму специалистов, его состояние должны оценить логопед, дефектолог и нейропсихолог. Возможно, понадобятся специальные занятия, которые помогут головному мозгу созреть до того уровня, когда он сможет свободно читать и наверстает свои школьные промахи.

Детям нужна практика

Детям нужна практика

Наконец, проблема в освоении чтения может возникнуть от отсутствия должной практики. Чтение больше не является обязательной частью досуга современных детей, как это было во времена детства их родителей. У детей есть множество других занятий — развивающие кружки, спортивные секции и, конечно, различные гаджеты. Редкий ребёнок сам возьмет книжку в свободное время, большинству процесс чтения должны организовывать родители. А далеко не все из них имеют такую возможность или считают необходимым контролировать, как ребёнок читает.

Отсюда и проблемы. Для свободного овладевания любым навыком необходима практика. Если ребёнок будет читать только на уроках в школе, будет удивительно, если у него появятся в этой области большие достижения. А это может спровоцировать и дальнейшие сложности, ведь в более старших классах чтение лишь инструмент для узнавания новой информации. Значит, на период становления навыка ребёнок должен читать регулярно. Родители могут помочь ему в этом вопросе, подобрав книжки по интересам. Личная заинтересованность — самый мощный стимул к развитию любого навыка. Неважно, что выбранные ребёнком произведения не блещут высоким качеством литературного текста. Даже если это будет журнал с комиксами, все равно для стимулирования чтения это подойдет лучше, чем классическое произведение, навевающее на ребёнка тоску.

Читайте также

Уроки чтения для детей: рекомендуемые методики
Дети любят игры. Используйте их, чтобы научить их читать. Помогут методики Жуковой, Зайцева, Чаплыгина.
Нужно ли детям ранее развитие в 1-3 года?
В чем польза и вред посещения студий раннего развития детей для ребенка 1-3 лет?
Дети и книги: почему важно читать
В начале апреля, в день рождения великого сказочника Г. Х. Андерсена, отмечается День детской книги. MedAboutMe предлагает поговорить о чтении и его роли в развитии ребенка.
Ранний возраст: особенности развития детей
Насколько быстро меняются и развиваются дети в раннем возрасте? Как понять какие изменения в норме, а какие являются отклонением? И когда нужно бить тревогу и к какому специалисту обращаться?
Раннее обучение детей чтению: «за» и «против»
Дети удивительно быстро усваивают новую информацию. Но стоит ли обучать их чтению с раннего возраста?
Как научить ребенка читать?
Как научить ребенка читать? С чего начать – с кубиков Зайцева, методики Тюленева, букваря Жуковой? Нет, начинаем с… музыкальных инструментов!
Опубликовано 24.07.2017 16:37, обновлено 17.04.2020 18:48
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Методологический семинар по проблемам чтения и грамотности / Карпова Н.Л., Черкасова О.Д. // Вопросы психологии 2011 №3
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Летний отдых с малышом на даче: советы родителям

Летний выезд с ребенком на дачу – мероприятие, требующее от родителей повышенной предусмотрительности и особой ответственности.

Солнечный ожог: как устранить боль и мучительный зуд кожи

Есть несколько способов смягчить интенсивную, но, к счастью, временную боль и зуд, и предотвратить их в будущем.

Солнечные ожоги у детей: чем помочь, причины и симптомы

Ваш малыш получил солнечный ожог? Разберемся, как оказать первую помощь и нужно ли обращаться к врачу.

Нам это по зубам: выбор зубных паст для детей и подростков

Как выбрать зубную пасту для детей и подростков? Критерии выбора пасты для разных возрастных групп — в нашей статье.

Брекетам все возрасты покорны: вся правда о лечении

Брекеты для взрослых: необходимость, показания и противопоказания. Можно ли после лечения выглядеть моложе?

Почему кариес возвращается: мнение стоматологов

Кариес возвращается: причины, симптомы, советы стоматологов по профилактике.

Целебное алоэ для профилактики заболеваний

Знаете ли вы, что сок алоэ можно использовать не только для лечения, но и для иммунитета и профилактики? Мы расскажем, как это правильно делать.

Роднички у детей: что нужно знать родителям?

Сколько всего родничков у новорожденных, можно ли их трогать, зачем они нужны и о чем говорят темпы зарастания родничка, читайте на MedAboutMe.

Виды родов: в чем их особенности и сложности

Если ранее роды были естественными или оперативными, без каких либо вариаций, то сегодня предлагаются различные способы рождения детей.

Родинка или меланома: когда нужно к врачу?

Пройдите простой онлайн-тест на выявление риска развития рака кожи

Как питаться в разные фазы менструального цикла?

Как чувствовать себя хорошо каждый день, вкусно питаться и тренироваться с удовольствием?

Дерматит – классификация и связь с другими заболеваниями

Различные формы дерматита поражают огромное количество людей. И нередко кожные проявления могут быть обусловлены серьезными внутренними нарушениями.

«Территория здорового сна» — о стрессе и недосыпе: как разорвать порочный круг и начать высыпаться?

Как победить стресс и недосып: полезные рекомендации экспертов для здорового сна без бессонницы