Как помочь ребенку начать читать

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Обучение чтению многие родители считают маркером будущей успешности малыша в учебе. Не случайно различные методики раннего развития ребёнка содержат в себе именно изучение букв и объединения их в слоги или склады. Негласно чтение в дошкольном возрасте уже считается обязательным навыком, редкий ребёнок не учится читать уже в пятилетнем возрасте. Но несмотря на множество обучающих методик, дети часто испытывают затруднения с овладеванием этим навыком. Что могут сделать родители в этом случае?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Развитие ребёнка: все в свое время

Развитие ребёнка: все в свое время

Никто не будет спорить с тем, что чтение — необходимая составляющая учебного процесса для ребёнка школьного возраста. Умение хорошо воспринимать текстовую информацию, анализировать ее и воспроизводить — это основа всех учебных процессов, даже вне гуманитарной области. Математические выражения и задачи также надо уметь прочитать, информацию из области физики химии, например, также нужно уметь читать в виде буквенных символов. Чтение — это комплексный процесс восприятия графических символов и выяснения информации, которую они несут. Если ребёнок научится хорошо читать, у него будет шанс стать успешным и в других областях.

Однако нет никакой четкой зависимости между успешностью в учебе и ранним обучением чтению. Ребёнок, с удовольствием изучавший слоги по кубикам Зайцева в три года, может точно так же забросить учебник «Окружающего мира» в четвертом классе начальной школы, как и его товарищ, пришедший в школу не умеющим читать вовсе. Больше того, очень многие дети, освоившие различные игры со слогами и перешедшие к следующему этапу — чтению текстов, — в раннем возрасте, довольно быстро охладевают к этому процессу и отказываются читать, потому что не хотят. Чтение текста мало похоже на веселую игру, даже если книжка интересная — это требует усилий. А малыш уже устал от чтения, так как начал делать это слишком рано. Развитие ребёнка не предполагает работы с абстрактными понятиями в дошкольном периоде.

Родители не должны давить

Родители не должны давить

Поэтому, если малыш отказывается читать по причине того, что ему сложно или неинтересно, родители не должны настаивать. Можно попробовать договориться — давай ты почитаешь совсем немного, пару предложений, — но давить нельзя. В любом возрасте отработка навыка будет результативной только тогда, когда ребёнок понимает, зачем ему самому это нужно. В раннем возрасте, когда пределом мечтаний кажется работа водителя, такие аргументы как необходимость высшего образования и умения читать для этого, вряд ли покажутся ребёнку убедительными. А если от излишнего давления он возненавидит чтение еще до школы, вряд ли это хорошо повлияет на будущую успеваемость.

Тем более не стоит настаивать, если ребёнку и в самом деле трудно, но он старается. Очень важно не допустить перегрузки с занятиями, ведь он занимается работой, опережающей естественное развитие ребёнка. Согласие на такие занятия — уже достижение, а что больших успехов пока нет — это нормально и может скоро измениться при благожелательной атмосфере вокруг малыша. Родителям стоит проявить повышенную чуткость и внимательность. Ребёнок не капризничает — ему и в самом деле очень сложно. Лучше постараться помочь ему. Может быть, к следующему этапу обучения перешли слишком рано, и надо пока более тщательно отработать предыдущий этап? Это не регресс и не шаг назад — наоборот, это обеспечение платформы для будущего успеха. Лучше снизить скорость занятий, чем вообще сорвать весь процесс непосильной нагрузкой и огорчениями малыша.

У ребёнка логопедические проблемы

Очень может быть, что сам ребёнок и даже его способности к обучению вовсе не виноваты в скромных успехах в чтении. С этой бедой обычно сталкиваются родители учеников младшей школы. Вроде бы ни все делали правильно, физическое, психологическое и речевое развитие ребёнка не взывало опасений ни у них самих, ни у специалистов. Ребёнок вовремя начал ходить на подготовку к школе и делал там успехи, соответствующие возрасту. Но вот уже закончился первый класс, начался второй, а ученик так и не начал бегло читать, как большинство его одноклассников. Даже если сам процесс обучения и уроки не вызывают явной неприязни, то при виде книги для чтения ребёнок все чаще тяжело вздыхает — а-а-а, опять это мучение.

Это признак серьезных логопедических проблем. Зачастую родители воспринимают логопеда как специалиста по становлению чистого произношения звуков, возможно по речевому развитию малышей 3-4 лет, которые все никак не могут начать заговорить. А между тем наука логопедия работает по очень многим областям, связанным с речевой деятельностью, и обучение чтению и письму также входят в компетенцию логопеда. Ребёнка необходимо показать консилиуму специалистов, его состояние должны оценить логопед, дефектолог и нейропсихолог. Возможно, понадобятся специальные занятия, которые помогут головному мозгу созреть до того уровня, когда он сможет свободно читать и наверстает свои школьные промахи.

Детям нужна практика

Детям нужна практика

Наконец, проблема в освоении чтения может возникнуть от отсутствия должной практики. Чтение больше не является обязательной частью досуга современных детей, как это было во времена детства их родителей. У детей есть множество других занятий — развивающие кружки, спортивные секции и, конечно, различные гаджеты. Редкий ребёнок сам возьмет книжку в свободное время, большинству процесс чтения должны организовывать родители. А далеко не все из них имеют такую возможность или считают необходимым контролировать, как ребёнок читает.

Отсюда и проблемы. Для свободного овладевания любым навыком необходима практика. Если ребёнок будет читать только на уроках в школе, будет удивительно, если у него появятся в этой области большие достижения. А это может спровоцировать и дальнейшие сложности, ведь в более старших классах чтение лишь инструмент для узнавания новой информации. Значит, на период становления навыка ребёнок должен читать регулярно. Родители могут помочь ему в этом вопросе, подобрав книжки по интересам. Личная заинтересованность — самый мощный стимул к развитию любого навыка. Неважно, что выбранные ребёнком произведения не блещут высоким качеством литературного текста. Даже если это будет журнал с комиксами, все равно для стимулирования чтения это подойдет лучше, чем классическое произведение, навевающее на ребёнка тоску.

Читайте также

Уроки чтения для детей: рекомендуемые методики
Дети любят игры. Используйте их, чтобы научить их читать. Помогут методики Жуковой, Зайцева, Чаплыгина.
Нужно ли детям ранее развитие в 1-3 года?
В чем польза и вред посещения студий раннего развития детей для ребенка 1-3 лет?
Дети и книги: почему важно читать
В начале апреля, в день рождения великого сказочника Г. Х. Андерсена, отмечается День детской книги. MedAboutMe предлагает поговорить о чтении и его роли в развитии ребенка.
Ранний возраст: особенности развития детей
Насколько быстро меняются и развиваются дети в раннем возрасте? Как понять какие изменения в норме, а какие являются отклонением? И когда нужно бить тревогу и к какому специалисту обращаться?
Раннее обучение детей чтению: «за» и «против»
Дети удивительно быстро усваивают новую информацию. Но стоит ли обучать их чтению с раннего возраста?
Как научить ребенка читать?
Как научить ребенка читать? С чего начать – с кубиков Зайцева, методики Тюленева, букваря Жуковой? Нет, начинаем с… музыкальных инструментов!
Опубликовано 24.07.2017 16:37, обновлено 17.04.2020 18:48
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Методологический семинар по проблемам чтения и грамотности / Карпова Н.Л., Черкасова О.Д. // Вопросы психологии 2011 №3
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией

Продукты, которые любит печень

Испытывая проблемы со здоровьем, мы обычно горестно сетуем на сумасшедший ритм жизни, при этом, как правило, совершенно не задумываясь о том, что большинство малоприятно складывающихся обстоятельств - прямое следствие нашего отношения к себе и образу своего бытия.