Сложно представить летние радости без купания в озере, речке или море, активных игр в воде и всевозможных забав. Вот почему многие родители стремятся как можно раньше научить своего малыша плавать, сводя к нулю возможные риски непредвиденных последствий. Плавание полезно как для физического, так и психического развития детей. Что делать, если ребёнок не умеет плавать, и как помочь ему освоить новый навык?
Всему свое время: стоит ли учить плавать совсем маленького ребёнка?
Многие не раз видели видеоролики в интернете, на которых совсем маленькие крохи выполняют различные «проныривания» и «восьмерки», да и всем своим видом демонстрируют, как хорошо и вольготно они чувствуют себя в воде. Инструктор по плаванию Надежда Левицкая говорит о том, что такие способности отнюдь не являются заслугой их родителей или тренера, а всего лишь основаны на врожденном рефлексе крохи, помогающем ему осуществлять контроль за дыханием в воде и активно двигаться. «Да, никто не умаляет полезности подобных процедур для здоровья и развития ребёнка, их положительного влияния на сон, аппетит, иммунитет и настроение. Но нужно понимать, что залогом умения отлично плавать в будущем это не станет», — говорит Надежда.
Более того, профессиональные тренеры отрицательно относятся к побуждениям родителей учить малышей плавать в младенчестве. В процессе таких тренировок закрепляются неправильные умения, например, нестандартная посадка головы над водой, движения ногами по типу «велосипеда» и другие. В будущем такие привычки создадут немало трудностей при освоении классических спортивных стилей.
Если есть желание помочь ребёнку научиться плавать, на первом этапе надо просто приучать его не бояться воды. Пусть он спокойно плескается, купается, брызгается и другим способом получает удовольствие от нахождения в открытом водоеме или бассейне.
Чему стоит обучить до того, как ребёнку исполнится 3 года?
Если же родители все-таки горят желанием хоть как-то ускорить тот момент, когда кроха поплывет сам, можно обогатить совместное времяпрепровождение в воде приятными бонусами и обучить его самым легким навыкам и забавам:
- самопроизвольно задерживать дыхание в воде. Вначале просто брызгать водой в лицо ребёнку, а в дальнейшем уже можно будет опускать в воду его рот на 3—4 секунды;
- буксировать малыша за ручки по водной глади;
- ребёнок в 3 года уже может научиться выдыхать воздух в воду, причем одинаково хорошо делать это как ртом, так и носом. Последний навык особенно пригодится в жизни, ведь так малыш научится самостоятельно сморкаться. Можно нарезать из цветной бумаги маленькие кораблики, разбросать их по поверхности воды и сказать малышу, что дуть на корабли можно только носом. А затем устроить морские баталии: у кого получится пригнать к берегу большее количество кораблей?
- развитие ребёнка как юного пловца будет идти постепенно и правильно, если раньше, чем он научится плавать, его обучат спокойно и без особых телодвижений лежать на поверхности воды;
- поиграть в игру под названием «Морские качели». Встать лицом к лицу, взявшись за руки. Каждый должен поочередно опускаться на корточки в воду, набрав в грудь побольше воздуха. Задача — попытаться вытянуть на поверхность того, кто сидит в воде;
- отталкиваться от взрослого или стенки ножками;
- до того, как ребёнку исполнится 3 года, его стоит приучить к очкам для плавания. Он может рассматривать предметы на дне в этом аксессуаре.
Дальнейшее развитие ребёнка и формирование навыков нахождения в воде: какие правила следует соблюдать?
Сегодня в продаже есть немало специальных приспособлений, существенно облегчающих жизнь как родителей, так и детей. Всевозможные жилеты, круги и нарукавники хотя и позволяют родителям ослабить контроль, а малышу чувствовать себя в воде более уверенно, но тормозят достижение желаемого результата, формируя вредные навыки. Ребёнок в защитном приспособлении не ощущает тяжести своего тела, его выталкивающей силы, что создает препятствия при попытке научиться держаться на воде без поддержки. Поэтому главное правило — никаких надувных жилетов и нарукавников, а если их уже начали использовать, то постепенно надо уменьшать в них объём воздуха.
Самым лучшим вспомогательным средством, ускоряющим развитие ребёнка как пловца и освоение им полезных навыков, является плавательная доска. С ее помощью ребёнок учится лежать на воде, на ее поверхности, не боясь наклонять лицо к воде и опускать его вниз, а также скользить, ритмично перебирая ногами.
Еще одно правило, которое нужно соблюдать, касается уровня воды в бассейне или водоеме. Неважно, ребёнок в 3 года учится плавать или старше, вода не должна подступать к верхней половине его груди. Хорошо, если в длину бассейн будет не менее 5 метров, чтобы можно было беспрепятственно выполнять скольжение, на котором и основан весь процесс обучения плаванию.
То есть в процессе занятий малыш должен пройти все стадии: от 0 до 3 лет играть на мелководье, от 3 до 5 лет резвиться на уровне воды до пояса, а в дальнейшем учиться плавать на глубине с полным погружением головы. При обучении уверенно держаться на воде очень полезно освоить и «плавательное дыхание». Оно заключается в том, чтобы делать быстрый вдох через рот и плавный выдох через нос. Все профессиональные пловцы освобождают легкие от воздуха только в воде и, при условии освоения грамотной техники дыхания и движения, способны плыть долго, не чувствуя усталости. Такая дыхательная практика пойдет на пользу и общему физическому развитию, повышая выносливость организма.
Наконец-то свершилось! Малыш поплыл!
В принципе, ускорить наступление этого момента можно, если отдать ребёнка на плавание, где с ним будет заниматься опытный тренер. Он будет действовать последовательно, добиваясь автоматизма на каждом этапе: сначала научит скользить по воде, потом правильно работать ногами, после — руками, а уже в конце поможет освоить «плавательное дыхание». Даже гребки руками нередко постигаются поочередно, то есть сначала одной рукой, а потом другой. Если родители планируют заниматься с малышом самостоятельно, то в помощь им будут все приведенные выше советы.
Дополнительно можно использовать самоучители от известных тренеров, ну и, конечно, показывать все на своем примере и не забывать демонстрировать любовь к ребёнку, желание быть рядом и возможность прийти на помощь в любую секунду.