23.12.2017 2028

Как можно помочь неуспевающему в школе ребенку?

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ребенок приходит в школу и сталкивается с новой для него учебной деятельностью. Многие родители считают, что основой для успешного обучения в школе является умение читать и немного считать. Уже после первой четверти очень часто первоклассники начинают жаловаться, что не успевают выполнить задания в классе, им трудно переписать задание из учебника в тетрадь. Если родители вовремя не обратят внимание на жалобы ребенка, тогда во втором классе, когда уже будут выставлять оценки, ребенок может оказаться в числе неуспевающих учеников.

Первокласснику надо уметь ориентироваться на листе бумаги, а самое главное — правильно и быстро переписывать задание в тетрадь с учебника и с доски. Эти умения зависят от согласованной работы руки и глаз, так называемой зрительно-моторной координации.

Причины «недружбы» рук и глаз

Причины «недружбы» рук и глаз

В настоящее время все чаще родители обращаются к репетиторам из−за неуспеваемости детей. Дети уже во второй четверти первого класса могут начать плохо относиться к школе. Причиной может быть не нежелание ребенка учиться, а отставание от работы всего класса. Ребенок не может быстро списать задание в тетрадь и решить его. Чаще всего первоклассник из-за нарушения зрительно-моторной координации неправильно переписывает задание и, соответственно, неправильно его решает. Согласованная работа глаз и рук зависит от работы мозга. В чем же причины таких нарушений?

  • Простудные заболевания во время беременности. Часто будущие мамы не придают простуде никакого значения. Напрасно, ведь даже легкие инфекции, особенно на ранних сроках беременности несут угрозу для развития мозговых функций у ребенка.
  • Во время родов травмировали шейный отдел позвоночника у ребенка. Если это состояние не контролировать и не лечить при необходимости, то возможно, будет нарушено питание головного мозга. В будущем подобная травма может привести к различным нарушениям мозговой деятельности.
  • В раннем возрасте малыши часто болеют. В детском саду, особенно в первый год, дети по полмесяца проводят на больничном. Организм становится ослабленным и работать нормально он не готов, пока не оправится полностью.
  • На прогулке или дома очень часто маленькие дети получают травмы головы. Не стоит легкомысленно относиться к синякам и шишкам на голове у ребенка. Лучше обследовать малыша даже при малейшей травме головы, ведь повреждение головного мозга может повлиять на многие мыслительные процессы, в том числе на зрительно-моторную координацию.
  • В настоящее время половина всех первоклассников приходят в школу с плохим зрением. Причиной зачастую является бесконтрольный просмотр мультфильмов, игра в телефоне или на планшете. Если зрение вовремя не корректируется, то и согласованной работы рук и глаз не будет.
  • Невнимание родителей и педагогов к ребенку, дефицит игрушек, развивающих игр и образовательной деятельности по возрасту малыша ведет к серьезным проблемам в школе.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Во все времена считалось, что профилактика лучше, чем лечение. Поэтому лучше развивать зрительно-моторную координацию до школы. Представим игры и упражнения для дошкольников. Необходимо внимательно посмотреть на пример и сделать по образцу.

  • К трем, четырем годам малыш уже достаточно хорошо различает цвет и форму предмета. Постройте железную дорогу. К поезду подцепите два вагончика. В первый вагончик положите три фигуры: круг, квадрат и треугольник. Попросите ребенка загрузить второй вагончик такими же фигурами по цвету и форме, как в первом вагоне.
  • Можно продолжить игру с железной дорогой. Но теперь в путешествие отправляются мальчик и девочка, их можно вырезать из картона. Мальчик поедет в том вагончике, на котором нарисован желтый круг, синий квадрат и красный треугольник. Девочка отправится в путешествие в вагончике с красным кругом, с синим треугольником и желтым квадратом. Ребенку необходимо правильно рассадить детей. В три, четыре года достаточно двух вагончиков, к пяти, шести годам можно 4−5 вагонов.
  • Постройте из разноцветных кубиков 2 домика. Попросите малыша построить домики, при этом выкладывать кубики в той же последовательности, как у вас.
  • Нарисуйте на листе животных, например собаку и кошку. Тела этих животных должны состоять из геометрических фигур. Из картона вырежьте прямоугольники, квадраты и круги. Ребенку необходимо определить соответствующую фигуру и поставить ее на картинку. Рисовать можно и любые предметы: грузовики, лодки, ракеты. Главное, чтобы ребенок мог заинтересоваться игрой.
  • Вырежьте из цветной бумаги елку и нарисуйте на ней разноцветные круги. Расскажите ребенку о Новогоднем празднике и предложите раскрасить елку шарами. Малыш должен подобрать круг нужной формы и размера и положить на елку в правильном месте.