Понятие дружбы для ребёнка имеет первостепенное значение. Встречи с друзьями — это не просто увеселительные мероприятия и хороший способ провести досуг, а важный для развития личности каждого малыша фактор. Регулярно взаимодействуя со сверстниками, кроха изучает внутренние законы общества и получает необходимые навыки общения. Изоляция, в свою очередь, в дальнейшем способна приводить к появлению трудностей при выстраивании взаимоотношений с другими людьми и неспособности найти себя в обществе. Именно поэтому малышам так важно учиться дружить, преодолевать реальные межличностные конфликты, находить компромиссы и осознавать собственные ошибки.
В каком возрасте дети начинают стремиться к выстраиванию дружеских отношений?
Когда ребёнок совсем маленький, круг его друзей составляют самые близкие, взрослые люди: мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники. Примерно до семимесячного возраста малыш способен проявлять к сверстникам лишь легкую заинтересованность, но не более того. Однако в последующем кроха, при виде другого ребёнка, начинает тянуть к нему ручки или ползти в его сторону, выделяя его из числа прочих. В этот период дети впервые стремятся завязывать отношения. Взрослым следует всячески поощрять такие побуждения, чаще устраивать крохе встречи с другими малышами и учить его улыбаться, ведь улыбка — главный индикатор расположенности к общению.
Не стоит волноваться, если вашему чаду уже исполнился год или полтора, а открытый интерес к окружающим с его стороны все еще отсутствует. Возможно, кроха еще не умеет проявлять заинтересованность и привлекать чужое внимание, или же просто подражает действиям другого малыша. Дружба начинает приобретать значимость для ребёнка постепенно, в индивидуальном порядке, а не после конкретного возрастного рубежа.
После двух лет малыши уже активно взаимодействуют между собой, проверяют границы дозволенного при выстраивании взаимоотношений. Это время прогулок, посещения песочниц и постоянного общения. В таком возрасте ребёнок еще слишком эгоцентричен и обособлен, поскольку считает, что весь мир крутится вокруг него (так и есть, но исключительно дома!). На этой почве нередко возникают детские перепалки с дележкой игрушек и отсутствие взаимопонимания между детьми. Впервые сталкиваясь с такими трудностями, некоторые малыши начинают замыкаться в себе, что может в последующем вылиться в тотальное одиночество.
Выстраивать отношения всегда не просто, особенно если это первый опыт. Поэтому родители должны помогать ребёнку адаптироваться в социуме, закладывая в него правильные навыки общения.
Дружба или одиночество: проблемные типы детей, которым сложно заводить друзей
Если у ребёнка мало друзей или же их нет вовсе, родителям имеет смысл пронаблюдать, как действует чадо в окружении других детей. Для этого достаточно отвести малыша на детскую площадку, к которой он привык, дождаться, когда между ребятишками завяжется общение и ненавязчиво контролировать процесс их взаимодействия. Если вы заметите, что у детей назревает конфликт, не вмешивайтесь, пока не станет ясна главная причина неприемлемой обстановки на площадке. Необходимо позволить ситуации развиваться естественно и дать малышу проявить себя.
Причинами, по которым некоторые дети испытывают трудности при выстраивании отношений со сверстниками, обычно являются неумение правильно проявлять себя в компании, отстаивать свои интересы и уважать чужие личностные границы. Проанализируйте свои наблюдения и определите, какую роль ваш ребёнок занимает в детском коллективе:
- «Диктатор»
Такой ребёнок запросто мог бы стать лидером, если бы ему не мешало собственное Эго. Он искренне верит, что все в этом мире создано для его комфорта, а потому все ему должны подчиняться. Большинство диктаторов — это дети, которые растут в семьях без братьев и сестер; они не привыкли заботиться о ком-либо, делить с другими свои игрушки и сладости. Чтобы отношения со сверстниками у крохи складывались удачно, маме и папе необходимо показывать ему, как следует заботиться о других, и объяснять, как важно иногда совершать добрые дела без выгоды для себя.
- «Ведомый»
Это общительный и открытый ребёнок, который часто жертвует собственными интересами, стараясь угождать другим. Им часто помыкают, подчиняют правилам несправедливой игры. Дружба для него очень важна, а потому он всегда боится обидеть кого-либо из товарищей отказом. В подобных случаях родителям важно заниматься развитием лидерских качеств ребёнка.
- «Скромняга»
Чаще всего застенчивость является врожденной чертой. Такие качества, как замкнутость и стеснительность, у детей также могут формироваться в результате родительской гиперопеки (когда взрослые контролируют каждый шаг ребёнка, сильно ограничивая его свободу). Такие малыши не способны проявлять инициативу к знакомству; они всегда волнуются, когда к ним обращаются другие дети и предлагают вступить в игру. Застенчивые малыши не могут в полной мере выражать свои эмоции и желания, поскольку боятся быть осмеянными или непонятыми. В процессе воспитания у замкнутых детей нужно не только формировать умения и навыки общения, но и стимулировать у них само желание общаться. Для этого нужно регулярно водить их на праздники, разные детские площадки, записывать в кружки по интересам.
- «Хулиган»
Ребёнок позволяет себе отбирать игрушки у других детей, драться, и даже кусаться. В поведении хулигана кроется смесь эгоизма и полного отсутствия сопереживания. Родители должны воспитывать в крохе доброту, терпение к окружающим, эмпатию. Первым шагом должно стать умение извиняться и признавать собственные ошибки. Важно, чтобы взрослые почаще проводили с малышом доверительные беседы, разбирали с ним различные жизненные ситуации и учили его выходить из любых конфликтов достойно.
- «Ранимый»
Малыш остро реагирует на любые негативные перемены. Он чувствует себя беспомощным, часто плачет и пребывает в растерянности. Взрослым следует уделять крохе больше внимания, окружать его заботой и любовью, особенно когда он попадает в незнакомую обстановку (играет в новой песочнице, впервые отправляется в садик и т. п.).
Как помочь ребёнку научиться дружить?
Чтобы ребёнок быстрее научился выстраивать дружеские отношения и смог найти себе верных товарищей, родители должны уделять ему больше внимания.
Для начала научите кроху знакомиться. Расскажите ему о том, как важно улыбаться при встрече, смотреть в глаза собеседнику и выражать дружелюбие, какие слова лучше всего говорить при знакомстве. Объясните малышу, что даже если ему отказали в игре, то расстраиваться не стоит, ведь всегда найдется компания, которая с радостью примет его.
Чтобы дать ребёнку представления о дружбе, показывайте ему мультфильмы, где дружба стоит на первом месте, а также рассказывайте личные истории из жизни о ваших дружеских отношениях. Организовывайте для малыша встречи с новыми друзьями у вас дома. В родных стенах ребёнок будет чувствовать себя увереннее. Подготовьте место для игры и небольшое угощение. Мягко помогайте направлять ход игры, когда это будет уместно.