Поступление в школу — важный период в жизни для ребёнка и его семьи. Как правило, перед знакомством с педагогом и школьными предметами, дети имеют хороший уровень учебной мотивации, испытывают желание идти в школу и получать знания. Однако часто бывает так, что ребёнок, проучившись несколько месяцев, начинает негативно относиться к урокам, отказывается выполнять домашнее задание, капризничает и не слушается родителей.
У первоклассника в школе может быть много проблем. Это трудные отношения со сверстниками или педагогом, непонимание учебного материала, большая учебная нагрузка. По этим причинам ребёнок часто сталкивается с тем, что его школьная мотивация снижается, и видеть в нем успешного и довольного ученика родителям становится все сложнее.
Взрослые переживают трудности в обучении ребёнка вместе с ним — часто это долгие семейные вечера над учебниками, бесполезные уговоры или давление, эмоциональные срывы родителей, жесткие требования и запреты с их стороны.
Вследствие этого бывает так, что школа становится для ребёнка местом, куда он идет без желания, а когда возвращается домой, то часто чувствует себя подавленным и расстроенным. По этой причине выполнение уроков может стать большой проблемой для жизни всей семьи.
Что могут сделать родители, чтобы ребёнок, который учится в первом классе, победил стресс, и, если и не полюбил школу, то хотя бы избавился от большинства проблем, из-за которых нарушаются отношения и атмосфера в семье? Ответы в этой статье.
Дети и адаптация к школе
В современном образовании адаптации детей к первому классу уделяется много внимания. Учителя и родители знают, что если ребёнок недостаточно готов к обучению — это может быть эмоциональная или интеллектуальная неготовность — то его уровень адаптации может быть достаточно низким. Это приводит к тому, что дети переживают массу проблем в обучении, когда приходят в первый класс.
Уберечь от стресса первоклассника и всю семью и предотвратить сложности в обучении можно, если внимательно наблюдать за адаптацией ребёнка во время обучения. Для этого родители не должны делать переход из дошкольного детства к школьному резким для ребёнка: не выставлять слишком жестких требований, не лишать игр и привычных семейных традиций. Позвольте вчерашнему малышу постепенно понимать свою новую роль и привыкать к тому, что он теперь — ответственный и самостоятельный ученик.
В первое время помогать детям с учебой — нормальный и необходимый процесс. Школа для них — стресс, поэтому понимание того, что родители находятся рядом и поддерживают, помогает сделать адаптацию быстрой и безболезненной.
Отношения с ребёнком на первом месте
Бывает так, что когда дети идут в первый класс, мать и отец начинают видеть в них сначала учеников, а потом уже родных людей. По этой причине взрослые увеличивают требования к знаниям и умениям ребёнка, ждут от него только хороших оценок и поступков, за которые им можно будет гордиться. В случае, когда ребёнок не соответствует родительским требованиям и ожиданиям, взрослые могут всячески «срываться» на нем: ругать, кричать, давить или заставлять делать то, что он не хочет или с чем не справляется. От такого отношения уровень стресса ребёнка значительно увеличивается, родители разочаровываются в его способностях — отношения в семье портятся.
Чтобы избежать этого, следует помнить о том, что, несмотря на школьные требования, способности и таланты ребёнка, он сам и его личность являются большей ценностью, нежели хорошие отметки. Родителям стоит научиться сохранять и оберегать общение с детьми от ссор и конфликтов из-за оценок и школьных успехов. Сделать это можно, если чаще себе напоминать то, что дети и отношения с ними важнее, чем внешняя оценка их способностей и уровня интеллекта со стороны. Кроме того, ребёнок будет чувствовать себя гораздо спокойней и лучше, если у него будет ощущение того, что его любят и принимают несмотря на неуспех или трудности в обучении.
Важность контроля эмоций родителей
Одна из проблем, с которой сталкиваются дети и родители во время школьного обучения это несдержанность эмоций взрослых. Как правило, мать или отец могут накричать на ребёнка или сильно поругать его, если он отказывается делать уроки, не понимает, по их мнению, очевидных вещей или имеет проблемы с поведением и общением.
Когда родители прямо выражают ребёнку негативные эмоции, отражающие недовольство им, то стоит помнить о том, что послушней и умней первоклассник от этого не станет, наоборот — может начать хулиганить еще больше или «замкнуться» в себе. Если взрослые чувствуют, что их вот-вот «накроет» гнев, злость или сильное раздражение, стоит прожить это состояние в другом месте или другой форме, чтобы ни «ранить» ребёнка и самому потом не впадать в чувство вины.
Успокоиться может помочь дыхательная гимнастика, короткая физическая разминка, легкая пробежка, медитация, йога. Также родители могут прибегать к форме безопасного выражения своих чувств: говорить не «ты двоечник!» а — «я очень расстроен из-за двойки», не «ты ничего не понимаешь», а — «мне больно смотреть, что ты не стараешься» и так далее. Также полезно самим предлагать ребёнку помощь, когда он не справляется с уроками.
Повышение интереса ребёнка к обучению
Кроме того, что родители должны брать под контроль свои эмоции, им важно научиться формировать интерес ребёнка к школьному обучению. Когда он повышенный, то учиться гораздо интересней и легче. Дети в таком случае не тревожатся, не отказываются от уроков, у них растет и крепнет здоровое любопытство. Сделать каждый урок не наказанием и тяжкой обязанностью, а интересным и увлекательным приключением под силу взрослым, которым не все равно, как относится их ребёнок к учебе.
Рассказывайте детям чаще о своей школьной жизни — пусть это будут позитивные истории, о том, как вам было интересно учиться, что вы особенно любили, как познавали мир. Дополняйте школьные задания занятным материалом из детских энциклопедий, мультфильмов или фильмов, которые вызовут интерес у детей. Чаще спрашивайте у ребёнка, что ему самому хотелось бы узнать, и делайте это вместе с ним. Если учебный процесс ученика будет сопровождаться положительными эмоциями, то постепенно уровень его мотивации повысится, и он начнет воспринимать учебу не как тяжелый труд и ежедневные обязанности, а как увлекательное путешествие в страну знаний. Главное чтобы взрослые сопровождали его туда и в момент трудностей могли поддержать, успокоить или вовремя протянуть руку помощи.