Когда ребёнок учится в школе, родители имеют в отношении него ряд требований и ожиданий. Чаще всего они касаются того, что он будет хорошо учиться, с удовольствием выполнять домашнее задание, интересоваться новыми знаниями, общаться со сверстниками и с желанием посещать школьный коллектив.
Часто бывает так, что ребёнок не соответствует тому, что ждут от него взрослые. Так, школьники лениво относятся к учебе, не справляются с задачами и не имеют желания учиться. На этом фоне у ребёнка в школе и семье часто возникают конфликты. Родители и учителя давят на него, пытаясь сформировать хорошую мотивацию к обучению, говорят о том, что посещать школу и получать хорошие оценки нужно и необходимо.
Когда ребёнок не хочет учиться, специалисты говорят о его низкой учебной мотивации. Часто родители и учителя спорят о том, кто должен заниматься ее развитием — семья или педагоги? Как мотивировать ребёнка к обучению, и какие методы воспитания к нему можно применять дома, чтобы мотивация повысилась? Ответы можно получить из этой статьи.
Причины снижения мотивации у ребёнка
Когда новоявленный ученик идет первый класс — это серьезное событие для всей семьи. Перед окончанием детского сада детей готовят к тому, что они ступают на порог новой жизни и скоро станут школьниками. Родители и воспитатели много говорят о том, что дети повзрослели, стали самостоятельными и школа для них теперь играет важную роль. Часто бывает так, что первоклассник с желанием посещает уроки, делает домашнюю работу, получает высокие отметки за знания. Однако спустя время мотивация к обучению снижается. Что происходит с детьми — в школе или дома — от чего у них пропадает желание учиться? Причин для этого бывает несколько.
- Родители пугают ребёнка школой, оценками, учителями. Так, взрослые иногда, чтобы добиться от детей послушания, ставят школьное обучение превыше всего — привычек и желаний ребёнка, отношений с ним. Учеников приучают думать, что школа и хорошие оценки — это самое важное, что есть в жизни.
Тогда ребёнок может поверить в то, что если он не любит школу и уроки, то с ним что-то не так. На этом фоне он ощущает эмоциональный дискомфорт, у него снижаются самооценка и уверенность в себе.
- Иногда родители манипулируют детьми при помощи обучения. Они говорят о том, что ребёнок не получит сладости и игрушки, развлечения и даже внимания если не будет хорошо учиться. Преувеличенное значение плохой оценки приводит к тому, что школьник начинает ненавидеть уроки и заставляет себя учиться, не испытывая при этом никакого желания делать это.
- Конфликты с одноклассниками или педагогом. Иногда это может быть веской причиной для того чтобы мотивация у школьника снизилась. Тогда, чтобы помочь ребёнку ощущать себя комфортно в классе и заниматься с удовольствием, стоит понять, какие отношения с взрослыми и детьми у него складываются в школьной среде — возможно, там есть трудности, которые следует разрешить?
- Гиперопека родителей. Иногда взрослые очень тревожатся о том, что ребёнок не справляется с обучением или приносит плохие отметки, поэтому они «учатся» за него. Так родители бессознательно забирают у ребёнка возможность насладиться результатом своего труда и получить радость от выполненного дела, вследствие чего учебная мотивация снижается.
- Равнодушие родителей. Иногда они совершают ошибку, когда не поддерживают ребёнка в начале обучение — оставляют его один на один с трудностями и хотят чтобы он справлялся самостоятельно. Воспитание самостоятельности — необходимое качество для развития высокой учебной мотивации, однако родители должны помогать школьнику с домашним заданием, когда он просит об этом или ему трудно справляться самому.
- Отсутствие интереса к учебе. Так бывает, когда ребёнку не интересно все, что рассказывают и показывают в школе, у него не установлен близкий контакт с учителем, и он даже не понимает, для чего ему нужно школьное обучение. В этом случае родители должны развивать искренний интерес к учебе. Как? Отталкиваясь от потребностей, привычек и характера ребёнка.
Атмосфера в семье — залог здоровой психики
Детям трудно учиться и получать удовольствие от процесса, если они имеют личностные проблемы. Сюда относятся страхи и тревоги, застенчивость, неумение общаться, агрессивность и другие комплексы характера. Если у ребёнка наблюдается один из них, то его психика не является стабильной. В результате этого достичь хороших показателей в школьном обучении и повысить мотивацию можно, если сначала помочь ребёнку разрешить внутренние противоречия.
Эмоциональное состояние детей также нарушается и им не до уроков, когда атмосфера в семье не является безопасной или благополучной. Конфликты и ссоры между родителями влияют на развитие ребёнка и его отношение к школе. Он может бояться и переживать за свою семью и тогда учебная мотивация снижается. Что делать? Разрешить семейные проблемы ради того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, радостным и спокойным дома, тогда у него появится здоровый интерес к учебе и силы для того чтобы решать трудные задачи.
Похвала родителей
Если критиковать и ругать за плохие отметки, не замечая положительных качеств характера и поведения, то в скором времени самооценка ребёнка снизится настолько, что он начнет считать себя плохим, неспособным и ни на что не годным человеком.
В этом случае не может идти речь о формировании высокой мотивации к учебе. Ребёнок думает примерно так: «Я глуп и все равно ничего не понимаю, поэтому мне незачем стараться учиться. Похвала для детей имеет очень важное значение. Родители должны замечать любые достижения ребёнка — радоваться быстро выполненной задаче, восхищаться умом и сообразительностью, говорить о школьнике в положительном ключе.
Дети опираются на мнение родителей о себе и когда оно хорошее, они словно наполняются силами — начинают упорнее трудиться, становятся более внимательными и усидчивыми, стараются делать домашнюю работу качественно.
Оценка и отношение к детям
Родители ошибаются, когда дают понять ребёнку, что из-за плохой оценки их отношение к нему меняется — если он получил «двойку», то они не поддерживают его и не оказывают внимания, считают ленивым, неспособным, глупым. Когда ребёнок учится, то он должен знать, что оценка не характеризует его как личность, а является отметкой о знаниях в конкретной области или предмете. Дети приобретают интерес к учебе, когда понимают, что оценивание их знаний никак не отражается на любви и внимании родителей к ним.
Привычки и распорядок дня
Иногда ребёнку трудно готовить уроки и быть успешным в школе, потому что его трудовая деятельность не налажена — он поздно ложится спать, долго сидит за компьютером, гуляет или занимается хобби и почти не уделяет времени урокам. Высокой мотивации способствует упорядоченность детской жизни и учебного процесса. Целеустремленности и хорошей обучаемости способствует четкий распорядок дня, соблюдение временных границ, когда школьник готовится к урокам в одно и то же время, правильно питается, достаточно спит. Ребёнку также нужно, чтобы кроме уроков его жизни было общение с друзьями, любовь и внимание родителей, свободное время и возможность заниматься любимым делом — тогда у него появляется шанс получать удовольствие от знаний и учиться с удовольствием.