Когда родители занимаются воспитанием, они не только учат ребёнка, как следует поступать, но также, используют критику и наказание. Многие взрослые тревожатся о том, что чувствуют дети, когда их наказывают, как сильно страдает их самовосприятие и уверенность в себе. Поэтому родители ищут ответы на вопросы: как правильно наказывать ребёнка, что можно и нельзя говорить ему, когда он совершает ошибку? Как критиковать поступок, а не личность? Ответы на эти и другие вопросы, а также, какую роль в наказании играет любовь — читайте в этой статье.
Чувство вины у матери и отца
Когда взрослые недовольны поведением ребёнка, они ругают его, в качестве наказания могут лишить чего-то важного и приятного. После этого, часто, чувствуют себя виноватыми, если видят, что дети расстраиваются, плачут. Родители начинают сомневаться в правильности своего поведения, анализировать слова.
Мать и отец должны знать, что чувство вины — плохой помощник в воспитании детей. Следует перестать испытывать его, а вместо этого задуматься — как критика и наказание могут быть конструктивными, а не разрушительными для детской психики. Это возможно в том случае, если взрослые будут критиковать не личность ребёнка, а его поступок, Это значит, что во время разговора не нужно стыдить ребёнка и обвинять его, а, говорить лишь о его поведении, о том, что он сделал неправильно. Взрослым, также, не следует насмехаться над детьми, когда они ведут себя глупо, неумело.
Самооценка ребёнка снижается, и уверенность пропадает, если родители используют во время общения с ним обидные слова и замечания. Дети в это время переживают целую гамму негативных чувств, таких как злость, ненависть, желание отомстить взрослым. В ситуациях, когда они пытаются проявить одно из них, в семье неизбежно возникает скандал, после чего детей обвиняют в том, что они неблагодарные, грубияны, бессовестные люди, которые не достойны внимания близких. Такие случаи — не редкость для каждой семьи, Однако, если ребёнок часто сталкивается с подобной оценкой в свой адрес, он, спустя время, начнет верить в нее.
Так, дети, которых во время наказания оскорбляют, в скором времени действительно начинают вести себя как хулиганы и грубияны.
Эмоции родителей
Как быть, если ребёнок действительно провинился, пренебрег правилами, о которых ему давно известно, его поведение вызвало гнев и ярость со стороны родителей? Иногда матери и отцу очень трудно справляться со своими отрицательными эмоциями, в случаях, если они не могут объективно объяснить поведение ребёнка, не находят причин, чтобы оправдать его и внутренних сил разговаривать с ним спокойно. Такие сильные чувства могут быть оправданы, однако, они разрушают доверие и портят близкое общение в семье. Что делать взрослым? Учиться отслеживать внутренние процессы, проявлять их так чтобы близкие люди — дети и другие члены семьи — не пострадали.
Если от гнева «трясет», лучше дистанцироваться от ребёнка — хотя бы на несколько минут выйти в другую комнату, обратить внимание на свое дыхание, наладить его. Это время позволит родителям снизить накал эмоций, начать видеть ситуацию объективно, включить внутренний анализ и понимание того, как следует поступить. Ускорить этот процесс можно, если мать или отец станут проговаривать вслух себе, все, что чувствуют: «Я сильно злюсь», «Я очень недоволен», «Я раздражена», «Я так разозлилась, что мне хочется разбить что-нибудь». Это поможет освободиться от сильных эмоций и не страдать от подавленного гнева и злости.
Как воспитывать детей с любовью?
- Когда мать и отец ругают ребёнка, полезно держать в голове мысль о том, что хорошие отношения с ним должны сохраниться. Этот процесс можно назвать воспитанием с любовью. Он реализуется, когда родители говорят себе: «Мой ребёнок не прав, его поведение требует наказания. Как я могу сделать это, не забывая о том, что я его люблю?». Если взрослые будут действовать, исходя из этой позиции, дети, также, почувствуют, что их личность не унижается и не обесценивается.
- Альтернативу наказанию представляет собой следующий способ: мать или отец, вместо того чтобы говорить что и как ребёнок сделал неправильно, говорят о том, каким образом ему следовало бы поступить, объясняют, что он должен сделать в следующий раз, чтобы избежать ошибки. Этот метод помогает сохранить общение и любовь в семье, бережет отношения близких людей, не вызывает сильных отрицательных чувств. Наказание, в данном случае, можно применить, если ребёнок после всех предупреждений и объяснений снова совершает ту же самую ошибку.
- Прежде чем ругать и наказывать, следует сначала разобраться в причинах плохого поведения ребёнка. В большинстве случаев, дети нарушают правила и совершают необдуманные поступки, когда желают привлечь к себе внимание, переживают социальные трудности, расстраиваются, хотят что-то получить, но не могут.
- Не стоит ругать ребёнка, если он плохо себя чувствует, устал, голоден или находится в перевозбужденном состоянии. В таком случае, скорее всего, нотации родителей не возымеют успеха, ребёнок «уйдет в защиту» — сделает вид, что он все слышит, согласится на все требования взрослых, однако сам ничего не усвоит, отгородится от взрослых, чтобы избежать критики в свой адрес.
За что не стоит ругать детей?
- Ребёнок совершил проступок случайно, без желания навредить, например, разбил вазу, проспал, опоздал, забыл выполнить важное дело. В качестве обратной реакции взрослые могут выразить свое недовольство словами, не критикуя при этом детскую личность.
- Дети не могут справиться с каким-либо делом, выполняя его в первый раз, стараются, однако, у них ничего не выходит. Это относится к разным видам хобби, домашней уборке, приготовлению уроков. Если в таких случаях наказывать ребёнка, то велик риск того, что вскоре он вообще потеряет желание к деятельности, при этом, у него сформируется ясное ощущение, что он ни на что не способен. Родители должны поддерживать детей в деятельности и начинаниях, даже, если попытки заканчиваются успехом не с первого раза. Предлагать помощь, заставлять или не настаивать — взрослые должны выбирать сами, опираясь на личные особенности ребёнка.
- Когда дети, совершая проступок, копируют поведение матери или отца. В таком случае, родителям нужно воспитывать не ребёнка, а себя, так как модель семьи ложится в основу детского поведения.
- Когда ребёнок хотел помочь, проявил инициативу, однако все закончилось неудачей. Иногда дети рисуют на стенах, желая порадовать родителей, готовят еду и зря переводят продукты, портят вещи, желая, на самом деле, помочь взрослым.
- Если дети не проявляют талантов там, где хотят родители. Такое часто бывает в семьях, в которых взрослые желают видеть в ребёнке спортсмена, художника, музыканта, однако ребёнок не демонстрирует успеха. Тогда мать и отец могут наказывать детей за то, что они, по их мнению, недостаточно стараются.