Привлекая ребёнка к выполнению домашней работы, родители прививают ему не только навыки самообслуживания, но и учат приносить пользу семье, ценить труд других людей и заботиться о них. Конечно, малыша придется обучить всем премудростям, потратив на это время и силы. Поэтому родителям бывает проще посадить детей играть, пока сами наводят в доме порядок. В этом случае надо ждать, что вскоре дети привыкнут к такому положению дел и помогать в дальнейшем вряд ли будут.
Возраст для привлечения детей к труду
Четко определенного возраста для привлечения ребёнка к труду нет. Научившись ходить, дети стараются помогать маме, особенно, если видят, что это делает папа или другие взрослые члены семьи. Родителям необходимо стимулировать такое желание, несмотря на то, что порой сделать самим быстрее и чище. Трехлетнему ребёнку под силу заправить постель, собрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы, одеться самостоятельно. С четырех и пяти лет можно привлекать детей к уборке комнат, с шести лет — к уходу за животными, покупкам продуктов и готовке. Подросток может тратить на домашние хозяйственные дела около 45 минут в день. В его обязанности допустимо дополнительно включить следующие: смена постельного белья, загрузка и управление посудомоечной или стиральной машиной, покупка определенного набора продуктов, готовка простой еды, выполнение разовых поручений, например, посещение ремонтных мастерских, химчисток и зоомагазина. Став взрослым, он должен уметь приготовить основные блюда, выбирать и покупать продукты, стирать, гладить, убирать дом, управляться с бытовой техникой. Хорошо, если он еще и научится обращаться иголкой с ниткой.
Правила приобщения ребёнка к домашней работе
Самая распространенная ошибка родителей — это принуждение детей к домашней работе, что приводит иногда совершенно к противоположному результату. Чтобы процесс приобщения ребёнкак порядку прошел безболезненно и легко, надо придерживаться следующих правил.
- Научите чадо основным навыкам по выполнению домашних дел. Показав их, первое время делайте все совместно, раз за разом объясняя и направляя его действия. Проявите терпение, если малыш вначале не будет доводить дело до конца, уставать и отвлекаться. Не настаивайте и не принуждайте, похвалите за уже сделанный результат.
- Если ребёнок делает работу медленно и некачественно, не торопите его и не останавливайте. Только подстраховывайте. Пусть он знает, что родители рядом и всегда придут на помощь. Здесь, как никогда, к месту пословица: «Не боги горшки обжигают!». Ваш отпрыск всему научится, дайте время.
- Помощь оказывайте только тогда, когда об этом ребёнок попросит.
- Привлекайте детей к планированию домашних и хозяйственных дел: ежедневных, еженедельных, ежемесячных, сезонных (заготовки на зиму, работы в саду и огороде).
- Не критикуйте работу своего чада. Если после него надо что-то поправить или переделать, сделайте это, но так, чтобы ребёнок не увидел.
- Приобретите для отпрыска яркие стильные индивидуальные средства: совочек, щетка, маленькие инструменты, тряпочки, коробки для игрушек и т. д.
- Если приступаете к уборке квартиры вместе с ребёнком, установите правило — все работают, и никто не отвлекается на телефонные разговоры, просмотр телевизора и другое праздное времяпрепровождение. Каждый выполняет свои обязанности по дому.
- Когда отпрыск освоил основные навыки работы по дому, не выполняйте дела за него, потому что он устал. Лучше отложите или перенесите выполнение обязанности на другое время или день. В этом случае не стоит излишне жалеть детей.
- Многие родители не привлекают детей к помощи на кухне, мотивируя тем, что занятие это опасное и грязное. Что касается опасности — кто как не взрослые должны научить маленьких помощников правильно и безопасно обращаться с острыми предметами. А к уборке кухни после экспериментов всегда можно их же и привлечь. Поэтому принимайте помощь по готовке пищи (месить и раскатывать тесто, резать или перемешивать салат, переворачивать оладушки, вымешивать котлеты).
Что делать родителям при отказе ребёнка в помощи по дому
Чаще всего с проблемой отказа ребёнка от выполнения своих обязанностей по дому сталкиваются родители, занимавшие ранее в этом вопросе пассивную позицию. Дети выросли, а помогать взрослым в выполнении домашней работы или хозяйственных дел не приучены. Что в этом случае предпринять родителям?
- Включите выполнение домашних дел в распорядок дня ребёнка.
- Закрепите за ним круг определенных семейных обязанностей, которые должен исполнять только он.
- Оставьте в стороне придирки, если работа забыта. Попросите отпрыска вспомнить, все ли выполнено за день или еще раз нужно свериться со списком дел.
- Не констатируйте факт, что дела не сделаны. Для этого вычеркните из употребления фразы: «Ты не убрал комнату (не погулял с животным, не помыл посуду, не выбросил мусор)?». Лучше замените их на: «Я заметила, что хлеба у нас нет (рыбки не покормлены, картошка не сварена, мусорное ведро переполнено)». Этим приемом вы, с одной стороны, избежите упреков, а с другой стороны, напомните ребёнку о забытых делах.
- Старайтесь обо всем договариваться, не прибегая к наказанию. Конечно, это трудно и требует терпения, но никто не виноват, что ленивому ребёнку ранее потакали сами родители. Предложите компромисс, например: «Как только ты закончишь мыть посуду, можешь идти заниматься любимым делом».
Поощрять или нет — решение за родителями
Безусловно, похвала как форма поощрения только приветствуется. Но могут ли родители поощрить ребёнка материально за помощь в домашних делах? У этого вопроса есть как защитники, так и противники. Сторонники настаивают на том, что вознаграждение за освоенные навыки и выполненные обязанности дисциплинирует и мотивирует. Противники указывают на опасность развития у детей исключительно меркантильных интересов.
Психологи придерживаются точки зрения, что материальное поощрение не должно применяться при выполнении именно домашних дел, это касается как вознаграждения деньгами, так и сладостями или игрушками. Но решающее слово в данном вопросе остается за родителями.