В современном мире существует множество направлений и жанров в живописи, музыке, кинематографе, литературе. Понадобится время и желание, чтобы найти среди изобилия популярных направлений продукты культуры действительно высокого качества. Взрослые люди зачастую имеют сформировавшиеся предпочтения и, став родителями, окружают детей музыкой, кино, книгами согласно своему вкусу. Маленький ребёнок, как губка, впитывает получаемые знания и в дальнейшем тоже выстраивает свои представления обо всем, что его окружает. И даже в случае, если подросшие дети не во всем разделяют взгляды своего отца или матери, любовь к искусству, привитая в раннем детстве, остается с ними навсегда.
Любовь к искусству: каждому ли дано?
Есть люди, которые считают, что у них нет тяги к культуре, и эта сфера для них закрыта. Вероятнее всего, им не привили любовь к искусству в детстве, но это не значит, что они не могут развить ее в себе сами. В наше время даже при отсутствии возможности путешествовать, посещать музеи, картинные галереи, побывать на экскурсии в древнем замке или прочитать редкий экземпляр книги в огромной библиотеке все это можно сделать, не выходя из дома, используя интернет. Ценители высокого искусства не сочтут такой способ приемлемым, но для начала этот вариант вполне подойдет. И взрослый человек, и ребёнок могут обратиться к всемирной сети для того, чтобы изучить биографию и работу режиссера, писателя, художника, или посмотреть, как создается скульптура, пишется картина, а при наличии хорошей музыкальной аппаратуры послушать концерт симфонического оркестра. Главное, чтобы у человека было желание открыть для себя что-то новое. В мире достаточно людей с самыми разными представлениями об искусстве, и каждый найдет что-то близкое для себя.
Как родителям приобщить ребёнка к искусству?
Знакомить детей с миром культуры надо начинать с самого детства. Для этого не обязательно самому быть человеком искусства и досконально разбираться в живописи или слушать только классическую музыку. Предметы культуры окружают нас в повседневной жизни, чтобы их разглядеть, стоит проявлять наблюдательность. Например, можно обратить внимание ребёнка на то, что на шоколадной конфете с мишками изображена картина известного художника. Заметив, что малышу нравятся картинки в определенной книжке, и он даже подражает стилю, в котором они написаны, надо поинтересоваться автором этих рисунков, поискать другие его работы.
Если дети предпочтут компьютерные мультики, не стоит смотреть на эту ситуацию консервативно, рассуждая, что никакого искусства в них нет. Ведь персонажи таких мультфильмов тоже нарисованы, но с использованием современных технологий. Правильно будет дать попробовать ребёнку самому изобразить что-то при помощи планшета или мышки на компьютере в специальной программе. А если ему это понравится, стоит поддержать его интерес, записав в специализированный кружок.
Родители — приверженцы классики с детства дают малышам слушать симфонии великих композиторов и очень огорчаются, если их дети в подростковом возрасте предпочитают современные жанры, например, электронную музыку. Но если взрослые поинтересуются больше, то, вероятно, и сами поймут, что привлекает их детей, и увидят, что вложенные старания не прошли даром, и ребёнок разбирается в музыке, просто в конкретный период жизни открыл для себя что-то иное.
Совершать такие открытия не мешает любому человеку, ведь учиться нужно всю жизнь. Излишний консерватизм мнений ведет к узкости мышления и конфликту между поколениями. И даже ценители полотен всемирно известных художников могут разглядеть талант в работах уличного мастера граффити, который рисует объёмные картины на сложно поддающихся поверхностях.
Стоит поощрять любой интерес детей к музыке, чтению, рисованию с самого раннего возраста. Дети даже на известные картины смотрят по-другому, их сознание не засорено чужими представлениями и строго определенным смыслом произведения искусства. Они могут распознать то, что недоступно взгляду взрослого человека, или просто интересно интерпретировать увиденное. У самых маленьких познание часто происходит посредством осязания, поэтому с ними можно рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина, воспроизводить на бумаге или при помощи пластилина сюжеты из сказок, героев мультфильмов и т. д.
Полезно с младенчества читать детям стихи, так развивается чувство ритма, происходит знакомство с мелодичностью родного языка, расширяется пассивный словарный запас. Многие мальчики и девочки сами сочиняют стихи или короткие рассказы уже в начальной школе: все они начинали с того, что слушали, как читают родители. Важно не подменять живой контакт интерактивными книгами и игрушками с заранее записанной озвучкой, и самим читать детям сказки, рисовать вместе с ними, покупать и осваивать первые игрушечные музыкальные инструменты, мольберты. Также можно рисовать мелом на улице, изучать гамму цветов осенних листьев и грибов в лесу, рассматривать силуэты облаков на небе, пытаться изобразить красками в альбоме отражение заходящего солнца в озере. Каждое такое действие может способствовать зарождению интереса к искусству.
Когда дети подрастают, они все больше сами решают, чем заниматься, что смотреть. Но и тогда их можно направлять, ненавязчиво предлагая почитать любимую в том же возрасте книгу. Или в случае проблем в учебе и отношениях со сверстниками дать посмотреть хороший фильм на схожую тему. Дети подвержены влиянию сверстников и часто обращают внимание на что-то современное и популярное, поэтому важно сохранять баланс, находя интересное для них в произведениях искусства прошлого и не забывая про новинки, среди которых тоже найдется что-то стоящее.
Заочное изучение культуры полезно, но не стоит жалеть средств на знакомство с искусством воочию: отправлять детей на экскурсии, в поездках посещать достопримечательности, заглядывать в музеи, интересоваться историей и культурой города и его обитателей. Для появления у ребёнка любви к искусству самому взрослому нужно видеть красоту в окружающем мире и быть открытым новому.
Важно ли развитие детей в данном направлении?
Поощрять ли интерес ребёнка к искусству, решает каждый родитель сам для себя. Но стоит понимать, что это та сфера жизни, которая открывает для человека возможности для самореализации и духовного роста. Тяга к изобразительному искусству, литературной деятельности может быть связана не только с заполнением свободного времени, но и с выбором будущей профессиональной деятельности детей, если вовремя заметить и стимулировать их увлечения. У людей, интересующихся не только вопросами повседневной жизни и работой, гораздо шире кругозор, нередко они интересные собеседники, искусство для них — та отдушина, в которой можно укрыться от забот и суеты прагматичного мира. И неважно, выступают они в роли зрителей, ценителей красоты или созидателей.