В наше время многие родители, педагоги и психологи сходятся во мнении, что поиск профессиональной сферы для человека можно начинать еще в детстве. Разнообразные занятия, тесты и игры помогают раскрывать потенциал в малышах еще в детском саду. К школьному возрасту ребёнок часто проявляет склонности к тем или иным предметам, занимаясь рисованием, пением, чтением, спортом, склеиванием моделей самолетов, сборкой электронных конструкторов. Отталкиваясь от этих увлечений, родители могут отдать сына или дочь в школу с математическим, техническим, гуманитарным или физкультурным уклоном. Вместе с тем продолжать посещать факультативные занятия. Однако определиться с выбором специальности бывает легко не всем детям.
В каком возрасте дети могут определиться с профессией?
Некоторые взрослые люди рассказывают, что еще в детском саду определились с будущей профессией и постепенно шли к цели. Явные таланты, увлечения малыша позволяют окружающим его взрослым людям распознать скрытый потенциал и помочь ему раскрыться. Но многие из «будущих космонавтов, врачей, учителей и клоунов» оставляют эти мечты в детстве и осваивают другие специальности.
Иногда это связано с тем, что родители не проявляли достаточного энтузиазма или не захотели связывать жизнь своего чада с тяжелой или не востребованной, на их взгляд, профессией. Бывает, что сам ребёнок теряет интерес к некогда увлекающей его теме. Например, испугавшись вида крови, больше не хочет стать Айболитом.
Трудно назвать точный возраст, в котором человек должен четко определиться с делом жизни. Нередко люди ищут себя всю жизнь и получают удовольствие, пробуя свои возможности в новых направлениях. Можно постараться привить ребёнку любовь к обучению, саморазвитию и самопознанию. Прислушиваясь к внутреннему голосу, интересуясь науками, природой, искусством и жизнью окружающих людей, ему будет легче сделать выбор.
Стоит ли родителям влиять на выбор дочери или сына?
Иногда родители считают возможным выбирать за детей, что им нужно, несмотря на их возраст. Некоторые мамы и папы преуспели в какой-то сфере и хотят, чтобы ребёнок пошел по их стопам. И стал, например, врачом или продолжил их бизнес. Другие, напротив, оберегают чадо от тяжестей собственной работы и не позволяют ему становиться подобно им военным, хирургом или артистом. Это чревато тем, что повзрослевшие дети во всех своих неудачах будут винить мать или отца.
Самостоятельный выбор будущей жизни не гарантирует успеха, но позволяет молодому человеку брать ответственность на себя, учиться на своих ошибках. Можно попробовать давать ребёнку советы, мягко направлять его.
У взрослых людей чаще больше жизненный и профессиональный опыт, понимание обстановки на рынке труда. Если грамотно передавать знания дочери или сыну, то они им пригодятся. Полная свобода воли граничит с равнодушием и попустительством, даже свободолюбивым и самостоятельным детям важно участие в их судьбе мамы и папы.
Что выбрать если ребёнок не хочет учиться: мотивацию или давление?
Даже прилежные дети могут внезапно удивить родителей нежеланием учиться и следовать задуманному плану. В раннем возрасте причиной такому поведению могут быть психологические трудности. Они могут возникнуть, если ребёнок попал в новый коллектив и у него не получается там ни с кем подружиться. Или если возникают конфликты с одноклассниками, учителями.
Плохое самочувствие, недостаток сна или физической активности также могут сказываться на успеваемости и концентрации. Родители могут попытаться самостоятельно выявить причины изменившегося поведения ребёнка или обратиться за помощью к школьному психологу.
В подростковом возрасте справиться с протестными поступками сына или дочери может быть тяжелее. Гормональные перестройки, внутренние противоречия и комплексы могут проявляться в нежелании следовать правилам и делать то, что велят взрослые. Некоторым мамам и папам удается справиться с кризисом самостоятельно. Если между родителями и детьми долгие годы поддерживаются доверительные отношения, то решить проблему можно вместе.
Кому-то требуется небольшая встряска, серьезный разговор и озвучивание границ допустимого поведения. Иногда детям напоминают об ответственности за собственную жизнь. Приводят примеры из судеб знакомых или известных личностей, и это срабатывает. Позитивная мотивация, описание возможного успеха или, напротив, небольшое давление выступают инструментами воздействия (кнутом и пряником).
Причиной нежелания учиться в институте, может быть неинтересная для студента специальность. В такой ситуации стоит попытаться найти плюсы в будущей профессии или после прохождения общеобразовательного цикла выбрать более узкую специализацию, которая окажется по душе.
Если это не помогло, то можно перевестись в другой вуз или на другой факультет, сдав дополнительные экзамены. Решиться на это не всегда просто, поэтому родители могут помочь сыну или дочери. Например, нанять репетитора, чтобы устранить пробелы в знаниях, и добавить уверенности в себе.
Роль выбора профессии для дальнейшей жизни
Жизнь человека непредсказуема, иногда на его решения влияют внешние факторы, заставляя меняться и подстраиваться под новые условия. Бывает, что он сам хочет что-то изменить. Переезжает из одного города в другой, осваивает новую профессию, бросает наемный труд и заводит собственное дело. Первая профессия, которую освоит молодой человек, может оказать влияние на всю его дальнейшую жизнь. В это время формируется отношение к процессу обучения, развиваются скрытые способности.
Иногда студенты понимают, что им интереснее теоретическая, академическая часть процесса. И продолжают обучение после института в аспирантуре, занимаются научной деятельностью и преподаванием. Другие молодые люди, напротив, хотят быстрее перейти к практике, переходят на заочную форму обучения и начинают работать.
В нашем государстве имеется возможность получить одно бесплатное высшее образование, поэтому стоит отнестись к выбору серьезно. За остальные специальности придется заплатить. Уклад общественной жизни таков, что люди большую часть времени проводят на работе. Поэтому важно, чтобы эта сфера приносила и деньги, и удовлетворение.