Проблема, с которой рано или поздно сталкивается любой родитель — детское непослушание. Ребёнок капризничает, делает все наперекор взрослым, не желает выполнять простые обязанности, упрямится, создавая, таким поведением, проблемы родителям и вызывает в них разные чувства. Часто это гнев, огорчение, разочарование. Что происходит с ребёнком, когда он чувствует такое отношение взрослых к своей личности? Какие причины стоят за непослушанием, с точки зрения детской психологии? Как вести себя родителям, когда они желают контролировать детей и, в то же время, хотят сохранить с ними хорошие, теплые отношения? Ответы в данной статье.
Психологические причины непослушания детей
Почему дети не слушаются?
- Детское поведение зависит от особенностей возраста. Есть периоды, когда ребёнок перестает слушаться старших. Это кризисные периоды в жизни — 3 года, 7 лет, подростковый возраст. Действия детей в это время становятся непоследовательными, лишаются логики, ребёнок находится во власти своих чувств и родители, глядя на него, понимают, что внимать к его разуму практически бесполезно. Что делать?
Смириться с тем, что детская природа, развивающаяся стремительно, заставляет ребёнка пробовать самые разные способы поведения, нарушать границы родителей. Таким образом дети приобретают жизненный опыт. Если лишить их этого — держать в чрезмерной строгости, не позволять выражать эмоции — ребёнок может «сломаться», приобрести невроз, отдалиться от матери и отца так сильно, что замкнется в себе.
Понять, что кризисный период скоро пройдет и на смену ему придет спокойное время, в котором ребёнок будет уметь управлять своим поведением и чувствами.
Учиться «видеть» причину, которая спровоцировала непослушание. В трудном возрасте это желание поступать по-своему, проявлять самостоятельность, чувствовать себя отдельным, уникальным, независимым. Как только родители принимают это детское желание и отпускают контроль, дети расслабляются и потребность доказывать свою обособленность пропадает сама собой.
- Родители не принимают ребёнка таким, какой он есть — постоянно критикуют, пытаются переделать, бесконечно транслируют ему, что хотели бы видеть на его месте кого-то другого — более серьезного, умного, ответственного. Дети, чувствуя такое отвержение своей личности, сопротивляются. Что делать?
Понять, что вызывает желание переделать ребёнка. Осознать собственные чувства, чтобы понять, что именно в детском поведении «цепляет», вызывает раздражение или гнев. Работать над своими ожиданиями. Понять, что дети приходят в этот мир не для того, чтобы соответствовать родительским ожиданиям, а с целью реализовать жизненную программу, предназначение, стать счастливыми.
Чувства матери и отца. Чем чаще спокоен и последователен родитель в своих действиях, тем более послушен и уравновешен ребёнок. Если взрослый — ярко выраженный холерик, сложно ждать от малыша тихого и спокойного времяпровождения. Также, угнетенное состояние взрослого, ссоры и напряжение имеют большое негативное влияние на детскую психику, что часто выражается протестом в виде непослушания.
- Взаимоотношения между родителем и ребёнком. Очень многое зависит от выбранной схемы поведения взрослого по отношению к детям — насколько она последовательна, понятна и приятна им. Если разговаривать с детьми грубо и агрессивно, то они, в качестве протеста такому отношению к себе, перестанут слушаться.
- Социальная ситуация в семье. Напряженная, угнетающая атмосфера, вызванная тяжелыми жизненными условиями и семейными проблемами, вызывает детское непослушание как сопротивление жизненным трудностям. Что делать? Объяснить ребёнку, что происходит, поддержать его.
Как справляться с ребёнком?
От чего следует отказаться?
- Обвинять детей. Чувство вины, если его постоянно вменять ребёнку, может стать патологическим, спровоцировать появление психологической травмы. В дальнейшем от него очень трудно избавиться и ребёнок привыкнет чувствовать себя виноватым в любой ситуации, даже если он не имеет к ней отношения.
- Проявлять агрессию. Неправильное выражение эмоций родителей — крики, унизительные слова, угрозы — не воспитывают послушание и заставляют ребёнка усомниться в родительской любви. Так, дети начинают думать, что они не нужны в своей семье, что еще больше усугубляет конфликт.
- Ставить в пример других, «послушных» детей. Сравнение всегда «больно ранит», отдаляет членов семьи друг от друга.
Как справляться с собой и ребёнком во время конфликта?
- Говорить не о том, какой ребёнок «плохой», а о своих чувствах;
- развивать привычку не драматизировать ситуацию, если она не угрожает спокойствию и безопасности детей и другим членам семьи;
- учиться смотреть на проблемы с юмором. Шутки и способность находить плюсы в негативе снимают напряжение, сближают членов семьи;
- спрашивать у ребёнка, что он хочет, когда так себя ведет (делает наперекор, сознательно игнорирует просьбы матери и отца). Ответы могут удивить родителей, потому что дети начинают говорить о своих желаниях и чувствах, и взрослые понимают, что причиной конфликта является не плохой характер ребёнка, а непонимание в отношениях.
Индивидуальный подход родителей к ребёнку
Кроме общих правил, которых следует придерживаться во время общения с детьми, родители должны понимать, что именно подходят их ребёнку, исходя из его индивидуальных особенностей.
Темперамент ребёнка. Каждый человек обладает собственным типом темперамента. Кто-то способен долго удерживать внимание и находится на одном месте, кому-то необходимо постоянное движение и частая смена деятельности. Очевидно, что более активные и темпераментные дети имеют больше шансов стать непослушными и «неудобными» для взрослых.
Секрет хороших отношений
- Не думать плохо о детях и не передавать им такое отношение;
- чаще обращать внимание на положительные качества характера, которые есть у всех;
- поддерживать потенциал, хвалить за достижения;
- ставить в пример, отзываться хорошо при других людях;
- всегда быть на стороне ребёнка;
Родители станут ближе к детям, и непослушание не будет иметь такое большое значение, если они научатся понимать детскую природу, принимать, как достоинства, так и недостатки, слышать, что хотят дети, когда ведут себя неподобающим образом.