Что важнее: гены или воспитание? У науки нет однозначного ответа. Биологические и социальные факторы развития ребёнка — это совокупность психофизических и социальных особенностей, без которых невозможно становление полноценной сформировавшейся личности. Несмотря на то, что социальное и биологическое в человеке регулируется разными природными механизмами, оба фактора так или иначе влияют друг на друга.
Что называют биологическими факторами развития
Биологический фактор в развитии человека — это прежде всего наследственность. Физические, интеллектуальные и психические характеристики появляются не сами по себе, они достаются от родителей, дедушек и бабушек и дальних предков.
Отличительная черта таких характеристик в том, что они не просто повторяются в следующих поколениях, а становятся потенциалом для развития личности. От того, как этим потенциалом распорядиться, зависит дальнейшая жизнь человека. Например, если от родителей малышу досталось слабое здоровье, то при регулярном закаливании и занятиях спортом он имеет много шансов вырасти крепким и сильным, и наоборот.
У каждого ребёнка свои особенности, но все же имеется ряд универсальных признаков, таких как рост, вес, работа центральной нервной системы. На основе данных признаков устанавливается понятие норм психофизического и интеллектуального развития детей. Одновременно существует широкий диапазон отклонений в рамках того, что считается нормальным развитием. Ведь все дети разные, и развиваются они с разной скоростью и спецификой в зависимости от биологических параметров и окружающей среды. Специалисты, наблюдающие детей, опираются на установленные нормы при оценке развития малышей, но всегда помнят об индивидуальных особенностях.
Следует помнить о ключевом моменте: то, что заложено в ребёнке на генетическом уровне, далеко не всегда определяет дальнейшее развитие личности, особенно если силён внешний фактор, то есть социум.
Что понимают под социальными факторами развития
Социальный фактор — окружение, в котором растет и развивается малыш. В окружение включают семью, друзей, родственников, товарищей по учебе и т. д. От того, как ребёнок сумеет влиться в социум, наладить взаимодействие с другими членами общества, во многом зависит его жизнь.
В качестве яркого примера, когда социально-коммуникативное развитие отсутствует, можно привести детей-маугли, которых так называют в честь известного книжного героя. С социализацией у этих детей довольно непросто, и специалистам приходится прилагать немало усилий, чтобы дотянуть «маугли» до приемлемых показателей нормы.
Важно отметить, что социальное развитие детей зиждется, в первую очередь, на отношениях в семье. Зарубежные учёные Я. Хэ и Ч. Лю подчёркивают, что стиль родительского воспитания определяет социально-эмоциональное развитие ребёнка. И чем теплее отношения в семье, тем меньше проблем с социализацией у ребёнка. Таким образом, формирование социальных навыков, в первую очередь, начинается в семье: ребёнок усваивает ценностные установки и поведенческие паттерны и переносит их на окружение.
Использованы фотоматериалы Unsplash