Как заниматься с ребенком с ЗРР

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Родители всегда очень ждут первое слово своей крохи, так же, как и первый шаг, первый зуб. Развитие каждого ребёнка индивидуально, иногда первое слово приходится ждать очень долго. Как правило, первые слова малыш произносит до 3 лет, повторяет за мамой простые слова, складывает их в короткие предложения. Если этого не произошло, нужно обращаться к специалистам — неврологу и логопеду.

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Что делать если ребёнок не говорит

Все дети развиваются по-разному. Существуют специальные таблицы и определенные критерии, на которые можно ориентироваться, наблюдая за своим ребёнком. При этом нужно помнить о том, что каждый малыш индивидуален. Даже если в его развитии нет отклонений, то могут быть небольшие несоответствия с установленными нормами.

Но часто бывает и так, что время говорить уже подходит, а ребёнок продолжает молчать или говорить непонятными фразами. Или не может выполнять элементарные действия, которые его ровесники уже давно освоили. В этом случае родители должны обратиться к специалистам для обследования.

Виды задержек речевого развития у детей

Виды задержек речевого развития у детей

Различают несколько причин задержки речевого развития (ЗРР) у детей.

  • Если ребёнок имеет темповую задержку, то он начнет говорить позже сверстников. Причинами тому могут послужить болезни, родовые травмы, патологии, ограниченное общение, проблемное воспитание. Чтобы общаться, ребёнку с темповой задержкой речевого развития приходится применять разные жесты, использовать мимику. Он может внезапно заговорить обычной речью, а последующее развитие будет протекать без отклонений.
  • Алалия — полное отсутствие или недостаточное развитие речи у ребёнка с нормальным слухом. Она появляется из-за повреждения определенных участков головного мозга, которые отвечают за речь. Когда у малыша обнаруживается алалия, ему необходимо проходить особое лечение у логопеда, иначе он может не заговорить до школьного возраста и, возможно, отстанет и в умственном развитии, поскольку его словарный запас будет ограниченным. Кроме того, звуки, им произносимые, будут невнятны, а грамматика будет усваиваться сложнее.
  • Одна из самых серьезных причин ЗРР — пониженный слух. При сильно пониженном слухе дети начинают говорить лишь после помощи сурдопедагога. При слабо пониженном слухе малыши могут заговорить чуть позже своих сверстников, а качество их речи будет отличаться.
  • ЗРР при наличии коммуникативных нарушений. Симптомы коммуникативных нарушений: отсутствие реакции при назывании имени ребёнка, игровая деятельность в одиночестве, уклонение от общения с людьми. Такой малыш может произносить звуки и образовывать из них слова, но он ни с кем не общается. Из-за малого количества общения речь ребёнка будет развиваться медленнее.
  • Задержка психоречевого развития. Данный вид задержки обусловлен тем, что у ребёнка нарушены высшие психические функции памяти и слухового внимания. Дети с задержкой такого рода начинают говорить позже, чем остальные, им трудно дается формулировка предложений, их словарный запас очень мал. Этот вид задержки требует занятий со специалистами в течение долгого времени.

На первом месте при работе с такими детьми стоит работа со специалистами — неврологом, логопедом, дефектологом. Но при этом родители тоже могут много сделать. С ребёнком нужно как можно больше играть и разговаривать. И это тоже сыграет большую роль в его развитии.

В какие игры родители могут играть со своим малышом

В какие игры родители могут играть со своим малышом

Вне зависимости от того, с какой скоростью идет у малыша развитие речи, родителям дома полезно постоянно обогащать словарный запас крохи. Кроме повседневного общения и проговаривания своих действий можно играть с ребёнком в игры, которые помогут заговорить быстрее. Они стимулируют произношение новых слов, способствуют активации органов речевого аппарата, обогащают словарный запас.

Например, игра «Поиски сокровищ». В темной комнате нужно спрятать любимую игрушку малыша, дать ему в руки фонарик. Он должен найти игрушку, освещая себе путь фонариком. В процессе игры постоянно повторяется фраза: «Где кукла?» (или мишка, зайка). Если малыш нашел игрушку, его нужно эмоционально похвалить для поддержания интереса к игре.

Запоминать новые слова удобно с помощью карточек с изображением животных, растений, птиц, транспорта. Мама показывает и называет малышу, что изображено на картинке, он старается повторить новые слова.

Предметы мебели и одежды, продукты питания можно изучать без карточек, просто перемещаясь по квартире и называя все вещи подряд. Малыш при постоянном повторении запомнит многое и произнесет. То, чего нет дома, можно изучить по картинкам.

Игра для развития речевого аппарата «Кораблики». Нужно налить в тазик воды, сложить из картона кораблики или пустить в воду пластмассовые игрушечные лодки. Дети дуют на кораблики, а игрушки плавают от одного берега до другого. Интересно будет устроить соревнования — какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (края тазика).

Для развития органов артикуляции можно использовать дудочки и другие игрушечные духовые музыкальные инструменты. Это научит детей складывать губы трубочкой, ставить язык и губы в разные позиции для произношения разных звуков.

Обыгрывание разных сюжетов из жизни тоже стимулирует малыша начать говорить новые слова. Ролевые игры в магазин, больницу, школу побуждают задавать вопросы и отвечать на них. Родители в процессе игры знакомят малыша с новыми предметами, их названиями, рассказывают и показывают, как ими пользоваться. Ребёнок узнает и запоминает новые слова, учится строить предложения.

Малыш раньше начинает говорить те слова, которые слышит часто. Здесь тоже на помощь приходят игрушки. Для того, чтобы побудить ребёнка сказать нужное слово, например, «мишка», нужно, чтобы он постоянно встречал перед собой мишку. Разогреваем еду — мишка сидит на кухне. Играем в прятки — мишка прячется за занавеской. Утром чистим зубы — мишка тоже умывается. Постоянное повторение приводит к тому, что ребёнок произнесет новое для него слово.

Насколько быстро малыш начнет разговаривать, зависит от эффективности терапии заболевания или отклонениями, вызвавшего задержку, а также от количества общения с ним, от того, как часто он слышит речь, разговоры в быту, сказки от родителей. Все это обогащает его пассивный и активный словарь, побуждает выражать свои мысли и желания целыми предложениями.

Не стоит прекращать игры и занятия, если ребёнок не откликается на них сразу же новыми словами и фразами. Все разговоры, рассказы, игры стимулируют развитие мозговых структур, обогащают пассивный словарный запас и готовят к будущей активной речевой деятельности.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Травмы, царапины и ссадины: почему они долго не заживают и что с ними делать?

Почему долго не заживают травмы, ссадины и царапины? Как правильно обрабатывать ранки у взрослых.

Раны, порезы и ссадины у детей: первая помощь и что делать со шрамами?

Как обрабатывать раны у детей и в каких случаях надо зашивать порезы и царапины?

Физическая нагрузка и менструальный цикл

Какие физические нагрузки лучше всего выполнять девушкам и женщинам в разные дни менструального цикла?

Предупреждающие симптомы инсульта у мужчин

Предупреждающие о скором инсульте у мужчин симптомы. Первая помощь, лечение и реабилитация после инсульта.

Газы у ребёнка: что вызывает газообразование и как с ним справиться?

Сколько пукать считается нормальным? Когда малышу с газообразованием нужен врач?

Прорезывание зубов у ребенка: что нужно знать маме

Когда у ребенка режутся зубы, у родителей начинаются проблемы. Малыш капризничает, не хочет спать, иногда поднимается температура. Как же помочь ребенку в этот период?

Успокойтесь скорее! Как быстро избавиться от стресса и нормализовать сон без использования лекарств?

Как восстановить здоровый сон после перенесенного стресса: советы, рекомендации и лайфхаки экспертов

Уход за кожей в период менопаузы: советы косметологов

После наступления менопаузы кожа перестала радовать? Подарите ей заботу и внимание, и перемены не заставят себя ждать!

СОЭ повышенный: что это значит?

Стоит ли переживать, если в анализах крови повышенный показатель СОЭ? О чём это может говорить? И что такое СОЭ?

Методы терапии в онкологии: как лечат рак?

Методы лечения рака: химиотерапия, лучевое облучение, хирургическая операция. Как лечат в онкологии: сравниваем методы и результаты.

Новое в лечении анемии, рака и генетических болезней

Технологии, исправляющие гены, постепенно пробиваются в клинику, но до масштабного применения их еще далеко.

О чем расскажет СОЭ у детей?

Определение СОЭ является одним из основных методов лабораторной диагностики при многих заболеваниях у детей. Что такое СОЭ и для чего измеряют этот показатель?

Признаки и методы диагностики рака крови у женщин

Какие симптомы позволяют заподозрить лейкоз?

Полезно ли донорство крови?

Быть донором: полезно или опасно? Чем рискуют люди, согласившиеся поделиться кровью с обществом?

Иммунотерапия рака: новые лекарства при лейкозе

Исследователи разрабатывают новые лекарства, которые формируют агрессию иммунных клеток против раковых опухолей.

Лейкопения: чем опасен низкий уровень лейкоцитов

Лейкопения, уменьшение количества лейкоцитов в крови, может говорить о развитии тяжелой болезни. Чем опасно состояние и как восстановить здоровье?

Кровь натощак: как еда влияет на биохимию тела

Многие анализы крови сдаются натощак. Что это значит, а главное, на какие показатели может повлиять пища?

Гемоглобин. Его значение и роль в организме человека

Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с «клиническим анализом крови» или так называемым «общим анализом крови». Если вы обратили внимание, на первом месте в выданном бланке, как правило, будет находиться цифра, указывающая содержание гемоглобина в крови.

Хронический лейкоз: возможно ли излечение?

Хронический лейкоз – это грозное заболевание, которое уносит миллионы жизней. Есть ли шансы на излечение?

Хронический миелолейкоз: 200 лет борьбы со случайной мутацией

Хронический миелоидный лейкоз — случайность, которую не дано предугадать. Но медицина уже нашла способ продлить жизнь пациентам с полугода до десятков лет.

Редкие заболевания: полицитемия

Полицитемия: редкое заболевание, о котором мало кто знает. В статье MedАboutMe — интересные факты об этом заболевании.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.
Опубликовано 23.03.2018 14:41, обновлено 17.04.2020 18:35
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007

Читайте также

Развитие речи у детей от года: помощь родителей
Развитие речи у детей первых двух лет жизни. Как помочь малышу в развитии речи, какие действия родителей запрещены. Что поможет развитию?
Упражнения с язычком или как сделать речь ребенка красивой
Развитие речи у ребенка индивидуально. Расскажем вам, с помощью каких упражнений можно улучшить произношение.
Развитие речи у малышей: все, что нужно знать родителям
Что нужно для полноценного и правильного развития речи у ребенка? Стоит ли прислушиваться к народным советам и поверьям, и причем тут хвост селедки?
Развитие речи у детей от 0 до года: как, зачем, почему?
Родителям будет интересно узнать о речевом развитии детей с рождения и до года. Можно помочь ребенку «разговориться», и мы расскажем, как это сделать.
Дети раннего возраста: в процессе воспитания развиваем речь
Секреты воспитания детей раннего возраста для правильного развития речи. Как? Зачем? Почему?
Развиваем речь у детей младшего возраста
Насколько эффективна теория раннего развития детей? Что необходимо для развития грамотной речи у ребенка?