Родители всегда очень ждут первое слово своей крохи, так же, как и первый шаг, первый зуб. Развитие каждого ребёнка индивидуально, иногда первое слово приходится ждать очень долго. Как правило, первые слова малыш произносит до 3 лет, повторяет за мамой простые слова, складывает их в короткие предложения. Если этого не произошло, нужно обращаться к специалистам — неврологу и логопеду.
Что делать если ребёнок не говорит
Все дети развиваются по-разному. Существуют специальные таблицы и определенные критерии, на которые можно ориентироваться, наблюдая за своим ребёнком. При этом нужно помнить о том, что каждый малыш индивидуален. Даже если в его развитии нет отклонений, то могут быть небольшие несоответствия с установленными нормами.
Но часто бывает и так, что время говорить уже подходит, а ребёнок продолжает молчать или говорить непонятными фразами. Или не может выполнять элементарные действия, которые его ровесники уже давно освоили. В этом случае родители должны обратиться к специалистам для обследования.
Виды задержек речевого развития у детей
Различают несколько причин задержки речевого развития (ЗРР) у детей.
- Если ребёнок имеет темповую задержку, то он начнет говорить позже сверстников. Причинами тому могут послужить болезни, родовые травмы, патологии, ограниченное общение, проблемное воспитание. Чтобы общаться, ребёнку с темповой задержкой речевого развития приходится применять разные жесты, использовать мимику. Он может внезапно заговорить обычной речью, а последующее развитие будет протекать без отклонений.
- Алалия — полное отсутствие или недостаточное развитие речи у ребёнка с нормальным слухом. Она появляется из-за повреждения определенных участков головного мозга, которые отвечают за речь. Когда у малыша обнаруживается алалия, ему необходимо проходить особое лечение у логопеда, иначе он может не заговорить до школьного возраста и, возможно, отстанет и в умственном развитии, поскольку его словарный запас будет ограниченным. Кроме того, звуки, им произносимые, будут невнятны, а грамматика будет усваиваться сложнее.
- Одна из самых серьезных причин ЗРР — пониженный слух. При сильно пониженном слухе дети начинают говорить лишь после помощи сурдопедагога. При слабо пониженном слухе малыши могут заговорить чуть позже своих сверстников, а качество их речи будет отличаться.
- ЗРР при наличии коммуникативных нарушений. Симптомы коммуникативных нарушений: отсутствие реакции при назывании имени ребёнка, игровая деятельность в одиночестве, уклонение от общения с людьми. Такой малыш может произносить звуки и образовывать из них слова, но он ни с кем не общается. Из-за малого количества общения речь ребёнка будет развиваться медленнее.
- Задержка психоречевого развития. Данный вид задержки обусловлен тем, что у ребёнка нарушены высшие психические функции памяти и слухового внимания. Дети с задержкой такого рода начинают говорить позже, чем остальные, им трудно дается формулировка предложений, их словарный запас очень мал. Этот вид задержки требует занятий со специалистами в течение долгого времени.
На первом месте при работе с такими детьми стоит работа со специалистами — неврологом, логопедом, дефектологом. Но при этом родители тоже могут много сделать. С ребёнком нужно как можно больше играть и разговаривать. И это тоже сыграет большую роль в его развитии.
В какие игры родители могут играть со своим малышом
Вне зависимости от того, с какой скоростью идет у малыша развитие речи, родителям дома полезно постоянно обогащать словарный запас крохи. Кроме повседневного общения и проговаривания своих действий можно играть с ребёнком в игры, которые помогут заговорить быстрее. Они стимулируют произношение новых слов, способствуют активации органов речевого аппарата, обогащают словарный запас.
Например, игра «Поиски сокровищ». В темной комнате нужно спрятать любимую игрушку малыша, дать ему в руки фонарик. Он должен найти игрушку, освещая себе путь фонариком. В процессе игры постоянно повторяется фраза: «Где кукла?» (или мишка, зайка). Если малыш нашел игрушку, его нужно эмоционально похвалить для поддержания интереса к игре.
Запоминать новые слова удобно с помощью карточек с изображением животных, растений, птиц, транспорта. Мама показывает и называет малышу, что изображено на картинке, он старается повторить новые слова.
Предметы мебели и одежды, продукты питания можно изучать без карточек, просто перемещаясь по квартире и называя все вещи подряд. Малыш при постоянном повторении запомнит многое и произнесет. То, чего нет дома, можно изучить по картинкам.
Игра для развития речевого аппарата «Кораблики». Нужно налить в тазик воды, сложить из картона кораблики или пустить в воду пластмассовые игрушечные лодки. Дети дуют на кораблики, а игрушки плавают от одного берега до другого. Интересно будет устроить соревнования — какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (края тазика).
Для развития органов артикуляции можно использовать дудочки и другие игрушечные духовые музыкальные инструменты. Это научит детей складывать губы трубочкой, ставить язык и губы в разные позиции для произношения разных звуков.
Обыгрывание разных сюжетов из жизни тоже стимулирует малыша начать говорить новые слова. Ролевые игры в магазин, больницу, школу побуждают задавать вопросы и отвечать на них. Родители в процессе игры знакомят малыша с новыми предметами, их названиями, рассказывают и показывают, как ими пользоваться. Ребёнок узнает и запоминает новые слова, учится строить предложения.
Малыш раньше начинает говорить те слова, которые слышит часто. Здесь тоже на помощь приходят игрушки. Для того, чтобы побудить ребёнка сказать нужное слово, например, «мишка», нужно, чтобы он постоянно встречал перед собой мишку. Разогреваем еду — мишка сидит на кухне. Играем в прятки — мишка прячется за занавеской. Утром чистим зубы — мишка тоже умывается. Постоянное повторение приводит к тому, что ребёнок произнесет новое для него слово.
Насколько быстро малыш начнет разговаривать, зависит от эффективности терапии заболевания или отклонениями, вызвавшего задержку, а также от количества общения с ним, от того, как часто он слышит речь, разговоры в быту, сказки от родителей. Все это обогащает его пассивный и активный словарь, побуждает выражать свои мысли и желания целыми предложениями.
Не стоит прекращать игры и занятия, если ребёнок не откликается на них сразу же новыми словами и фразами. Все разговоры, рассказы, игры стимулируют развитие мозговых структур, обогащают пассивный словарный запас и готовят к будущей активной речевой деятельности.