Пандемия COVID-19 ставит под сомнение многие догмы вирусологии и инфекционных болезней. Уже мало кто верит в коллективный иммунитет, который должен проявиться, когда переболеют или будут вакцинированы 60% населения. Да и идея о том, что вирус должен быстро ослабнуть и уже к следующей зиме пополнить собой шеренгу малозаметных простудных коронавирусов, тоже уже кажется весьма сомнительной.
Горячие споры вызывает и мнение о том, что натуральный иммунитет к коронавирусной инфекции, приобретенный, так сказать, естественным путем, лучше защищает от повторного заражения и новых вариантов SARS-CoV-2, чем иммунитет, приобретенный в ходе вакцинации.
MedAboutMe разбирался в вопросах эффективности естественного и поствакцинационного иммунитета.
Иммунитет после болезни
В августе 2021 года израильские ученые из Maccabi Healthcare Services опубликовали на портале Medrxiv статью, в которой сообщали, что ранее переболевшие COVID-19 людей в 13 раз реже заражаются дельта-вариантом коронавируса, чем вакцинированные. Кроме того, утверждают ученые, привитые люди при прорывной (после вакцинации) инфекции чаще попадают в больницу, чем те, кто заболел после перенесенного ранее COVID-19.
То есть, приходят к выводу эксперты, естественный иммунитет обеспечивает более длительную и более надежную защиту от инфицирования, развития симптоматического заболевания и госпитализации, связанных с дельта-вариантом SARS-CoV-2, по сравнению с двухдозной вакциной от компании Pfizer.
Этот феномен имеет свое объяснение. Когда организм сталкивается с живым вирусом, он учится вырабатывать антитела ко всем его белкам, а не только к S-белку, который презентуют вакцины.
В статье за июль 2021 года, опубликованной американскими учеными в журнале Cell Reports Medicine, сообщается, что у пациентов, переболевших COVID-19 обнаруживаются антитела к S-белку (связывающие и нейтрализующие) с периодом полураспада более 200 дней (до 8 месяцев).
При этом формируются В-клетки памяти, которые в любой момент готовы начать выработку IgG-антител к S-белку. Также были обнаружены Т-клетки, которые эффективно распознавали и другие белки коронавируса SARS-CoV-2. Наконец, обнаружилось, что у переболевших COVID-19 пациентов повышены титры антител к SARS-CoV-1 и обычным бета-коронавирусам.
А в августе 2021 года шведские медики из Karolinska Institutet Danderyd Hospital обнародовали данные, из которых следовало, что и COVID-19, протекавший с симптомами (в легкой и умеренной формах), и бессимптомное течение коронавирусной инфекции, с равной эффективностью приводит к значительному снижению риска повторного инфицирования на протяжении следующих как минимум 9 месяцев.
То есть, если переболеть COVID-19, бессимптомно или симптоматически, защиту от повторного заболевания получить можно, и даже, по некоторым данным, расширенную по сравнению с поствакцинационной. Казалось бы, почему бы и не поболеть?
Основная проблема — непредсказуемость. Один человек перенес бессимптомно, второй провалялся дома неделю с ОРВИ, а третий попал в больницу, в реанимацию, на ИВЛ и вовсе умер. Уханьский вариант SARS-CoV-2, с которого начиналась вся история, был более предсказуем: молодые и здоровые болели редко и больше без симптомов; пожилые и обладатели определенных хронических болезней — чаще, они же чаще попадали в больницу и умирали.
Дельта-вариант не столь специфичен. Он успешно поражает и молодых, стали чуть чаще болеть дети, наличие определенных хронических болезней перестало быть настолько важным фактором... Риски заболеть тяжело, с реанимацией и ИВЛ, возросли многократно.
А ведь существует еще long-COVID, и многочисленные побочные эффекты, которые развиваются даже у вполне крепких и ранее здоровых людей. Миокардиты, тромбозы, инсульты, расстройства психики... Слишком дорогой может оказаться цена за получение естественного иммунитета.
Иммунитет после вакцинации
Проще и безопаснее вакцинироваться. Пара уколов, сутки-двое побочных эффектов — и ты свободен и защищен. Осложнения же после вакцинации от COVID-19 встречаются крайне редко и чаще развиваются у людей с определенными патологиями. И даже в случае развития осложнений следует учитывать, что вакцинация происходит под контролем врачей, что делает процедуру намного более безопасной, чем болезнь.
Однако у вакцинации есть свои недостатки. Все самые эффективные вакцины запускают в организме выработку S-белка. То есть, у человека вырабатываются антитела только к входящим в его состав компонентам. А S-белок был взят из исходного уханьского варианта SARS-CoV-2.
Но, увы, гены, кодирующие «шип» коронавируса, тоже подвержены мутациям. И дельта-вариант уже успел обзавестись мутациями, которые делают его менее уязвимым перед антителами, которые выработались при вакцинации. Так что сейчас в разгар пандемии дельта-варианта мы прививаемся препаратами, эффективно защищающими от варианта, которого уже практически нет в популяции.
А что же цельновирионные вакцины, в которых используется целый вирус со всеми его белками, предварительно инактивированный? А они дают более слабую защиту в целом, хотя и способствуют выработке антител не только к S-белку, но и к другим белкам вируса.
Почему защита при вакцинации цельновирионными вакцинами слабее, чем при использовании аденовирусных векторных или мРНКовых вакцин? Это, скорее, вопрос производства. При инактивации вируса конформация его белков может меняться, и антитела, которые будут к ним образовываться, могут оказаться менее эффективными при контакте с живым вирусом.
Тем не менее защита после вакцинации есть, и она действует, несмотря на прорывные инфекции. Как минимум, она защищает от тяжелых форм COVID-19, а уже реанимация и ИВЛ — исключительная редкость для вакцинированных людей.
Гибридный иммунитет: болезнь плюс вакцинация
Самая эффективная форма защиты сегодня – это гибридный иммунитет: переболеть, а потом привиться двухдозной вакциной.
Согласно данным, опубликованным в статье ученых из La Jolla Institute for Immunology (LJI) в журнале Science в июле 2021 года, гибридный иммунитет особенно интересен тем, что у людей с предыдущей инфекцией SARS-CoV-2 развивается необычно сильный иммунный ответ на вакцины от COVID-19.
Наблюдения российских граждан, которые по собственному почину ведут «хронику» изменения уровня антитела к S-белку и публикуют эти данные в открытых источниках, подтверждают этот факт. У тех, кто успел переболеть любой формой COVID-19, а позднее вакцинировался, уровень антител в подавляющем большинстве случаев взлетает «до небес».
Ученые говорят о синергическом эффекте, наблюдаемом при гибридном иммунитете. Секрет такой мощной реакции, по мнению исследователей, кроется в В-клетках памяти. У них две основные функции: одна – производить идентичные антитела при повторном заражении одним и тем же вирусом, а другая – кодировать библиотеку мутаций антител, создавать запас иммунологических вариантов.
Есть предположение, что В-клетки памяти, созданные в ответ на первоначальную инфекцию, по-видимому, являются упреждающими догадками иммунной системы относительно того, какие вирусные варианты могут появиться в будущем. Увеличение количества нейтрализующих вариантов антител после вакцинации людей, ранее переболевших COVID-19, отражает воспоминание иммунной системы о разнообразных и высококачественных В-клетках памяти, образовавшихся после первоначальной инфекции.
По оценках экспертов, В-клетки памяти повышают гибридный иммунитет в 5-10 раз по сравнению с естественной инфекцией или только вакцинацией.
Выводы
- Выбирая между более сильным и расширенным естественным иммунитетом и поствакцинационной защитой, следует помнить о возможных рисках. И риски эти при заболевании COVID-19 намного выше, вплоть до тяжелых осложнений и развития long-COVID.
- Вакцинация намного безопаснее. Тем более, что сейчас ученые вовсю работают над «обновленными» и усовершенствованными вакцинами, которые будут давать защиту уже против дельта-варианта и ряда других разновидностей вируса.
- Наиболее эффективную защиту дает вакцинация через некоторое время после перенесенного COVID-19. Это означает, что если человек переболел коронавирусной инфекцией, то намного увеличить свою устойчивость к повторному инфицированию можно путем полноценной вакцинации.