Правильное отношение к деньгам, своевременно сформированное у детей, дает им возможность в дальнейшем правильно распоряжаться ими, планируя свои траты. Наличие собственных средств придает уверенность любому человеку, и ребёнок здесь не становится исключением — они дают почувствовать себя более взрослым, способным принимать самостоятельные решения. Поэтому у родителей часто возникает вопрос, в каком возрасте лучше давать деньги, и какой суммы будет достаточно для личных детских расходов.
Целесообразность выделения денег и примерный возраст
Многие родители сомневаются в необходимости выделения денег детям, так как все нужные для них предметы взрослые могут приобрести самостоятельно. Чаще всего, они уверены, что в силу маленького возраста, ребёнок пока не может правильно оценивать свои потребности и желания. Кроме того, даже небольшая сумма денег может стать причиной избалованности ребёнка, так как подобное поведение взрослых может трактоваться как потакание капризам малышей.
Но с точки зрения психологии, невозможность самостоятельных мелких покупок у ребёнка часто выливается в отрицательные эмоции, и может стать толчком к развитию жадности и завистливости. На фоне сверстников, получающих деньги от родителей, может развиться комплекс неполноценности, который в дальнейшем негативно скажется на самооценке ребёнка. Кроме того, тотальный контроль потребностей малыша, и постоянное принятие решений вместо него, в дальнейшем могут привести к его полной зависимости от взрослых и неспособности самостоятельно делать выбор в важных вопросах.
Каждый взрослый человек самостоятельно принимает решение о необходимости карманных средств, но при положительном ответе нередко возникает следующий вопрос, с какого возраста лучше всего учить ребёнка распоряжаться деньгами. В дошкольный период, когда малыш большую часть своего времени находится с родителями, старшим поколением, или в саду, необходимости в личных средствах у него не возникает. Но когда ребёнок идет в школу, деньги могут понадобиться внезапно, например, на внеплановую покупку канцелярских принадлежностей или перекус в столовой. Поэтому наиболее подходящим периодом считается время посещения начальной школы, когда дети становятся более самостоятельными и больше времени проводят без контроля семьи.
Во время принятия решения, важно учитывать не только возраст, но и способность распоряжаться этими деньгами. Важно, чтобы дети осознавали, сколько труда и времени уходит у их родителей на то, чтобы заработать их, для чего рекомендуется с дошкольного периода рассказывать им о своей работе. Некоторые родители объясняют ценность денег еще до школы, покупая или совместно с ребёнком изготавливая копилки, в которые малыш складывает мелочь, полученную от родственников.
Обучение ребёнка правильному обращению с деньгами
Перед тем как выдавать деньги на карманные расходы, родители должны научить детей тому, как правильно ими распоряжаться. Именно от этого зависит будущее поведение малыша: будет ли он правильно планировать свой бюджет, соотнося расходы с уровнем доходов; либо станет много тратить, не умея ограничивать себя. Те установки, что ребёнок получает в детстве от родителей, будут работать и спустя годы, поэтому задачей взрослых людей стоит своевременное и правильное донесение нужной информации. Уже в детстве дети должны научиться понимать ценность вещей: что им действительно необходимо, а от чего можно отказаться.
Получив деньги, многие из детей начинают тратить их бездумно, на сиюминутные радости, теряя интерес к покупкам уже через несколько часов. Задача родителей заключается в донесении до ребёнка того факта, что покупать лучше те вещи, которые будут представлять для него ценность долгое время. На первых этапах сделать это будет достаточно трудно, но при должном терпении и спокойном и доброжелательном напоминании, ребёнок уяснит нужную информацию.
При выдаче личных денег необходимо заранее обговорить точную сумму и период, на который они выдаются. При определении количества необходимо учитывать возраст, так как по мере взросления детей расходы будут возрастать. Если деньги заканчиваются ранее оговоренного периода, не следует давать еще одну сумму до следующей даты выдачи, так как в этом случае ребёнок получит установку, что он может потратить больше, чем имеет. Соблюдение предварительного договора научит его планировать свои траты, и определяться, хочет ли он потратить деньги сейчас или будет копить их на что-то действительно нужное.
Количество денег для личных расходов детей
Сложно вывести единую сумму, которую нужно давать детям на карманные расходы; во многом она зависит от материального положения родителей. При этом важно понимать, что даже при достаточной обеспеченности семьи, не следует давать ребёнку с ранних лет большие суммы. Особенно, если он не способен прямо ответить, что и для чего, он собирается покупать на них.
Для того чтобы определиться с суммой, рекомендуется произвести следующие подсчеты: затраты на мобильную связь, обед, проезд к месту учебы, плюс небольшую сумму на непредвиденные расходы. Кроме того, при общении с родителями одноклассников можно поинтересоваться о том, сколько денег они выделяют своим сыновьям и дочерям, чтобы иметь возможность сориентироваться в подсчетах.
Родителям рекомендуется составить график выдачи денег, например, раз в неделю, или раз в 10 дней. Использовать большие промежутки времени, пока дети маленькие, не рекомендуется, так как контролировать желание потратить все деньги сразу способны не все, а оставлять без обеда школьника на месяц не следует.
Многие психологи не рекомендуют использовать деньги как средство поощрения или наказания: не нужно платить ребёнку за хорошие отметки, или за выполненную работу по дому. Дети достаточно хитры, чтобы пойти на обман за возможность получить хорошие оценки, и как следствие, заработать денег. Это же касается и домашних дел: ребёнок должен четко осознавать, что у него есть свой круг обязанностей, которые он обязан выполнять, независимо от наличия поощрения.