Речь ребёнка начинает развиваться еще до рождения. Ребёнок слышит разные звуки (шум ветра, звон колокольчика), но именно речью ему предстоит овладеть для того, чтобы общаться, передавать информацию. Поэтому родителям стоит уделять больше внимания общению с детьми, чтению книг, использованию художественного слова. Художественно-речевое развитие детей — неотъемлемая часть воспитания личности.
Задачи
Художественно-речевая деятельность возникает у ребёнка под влиянием литературного произведения. И включает в себя восприятие произведений литературы, воспроизведение авторского текста, интерпретацию (то есть, воспроизведение текста по-своему), создание собственного текста на основе прочитанного.
Основные задачи, которые стоят перед взрослыми, это воспитание любви к художественному слову, развитие и обогащение речи, развитие желания самостоятельно сочинять произведения (стихи, загадки, сказки).
Что включает в себя эта деятельность?
Ребёнок знакомится с простейшими литературными терминами, учит наизусть стихотворения, пересказывает сказки. При этом происходит быстрое освоение образной и выразительной речи.
Устное народное творчество — источник нравственного и эстетического воспитания детей. Мудрость, которая присутствует в сказках, прибаутках, потешках, меткие слова, которые часто встречаются в этих произведениях, учат ребёнка любви к родному языку, расширяют словарный запас. Именно фольклорные произведения с раннего детства слышит ребёнок. Легко запоминает короткие стихи, загадки и прибаутки, повторяет и запоминает слова. А позже будет использовать их в своей речи.
Кроме того, загадки, образные пословицы — полезное упражнение для ума. Дети любят разгадывать загадки, догадываться, о чем идет речь в пословицах. Последние можно использовать в своей речи в разных ситуациях. Ребёнок учится понимать, где можно применить ту или иную пословицу, и это обогащает его речь. А детские скороговорки еще и учат четко проговаривать все звуки.
Когда ребёнок знакомится с произведениями художественной литературы, слышит сказку или рассказ, он не только осмысливает и учится анализировать поведение героев в разных ситуациях, но и обращает внимание на своеобразие языка.
Большую роль в развитии речи детей играют стихотворения. Ребёнок легко запоминает рифмованные строки, если текст ему понравится, то может и в будущем его декламировать. Кроме того, речь ребёнка обогащается определенными выражениями и запомнившимися ему словами. Взрослым стоит выделять ритмичность и музыкальность стихотворений.
Игра-драматизация — отличный способ переработать и выразить свои впечатления и эмоции, при этом ребёнок учится правильно строить монолог и диалог, использует разные выражения из литературы и фольклора. Обычно дети любят такую форму игры.
Благодаря художественно-речевому развитию, ребёнок может ярче выражать свои мысли и чувства, пробует свои силы в создании сочинений, стихов (развивает творческие способности), учится любви к природе, своему родному краю, труду людей.