Задержки развития у детей 3-5 лет: проверьте, все ли нормально

Каждый ребёнок растет и развивается со своей собственной скоростью, и диапазон нормы развития довольно широкий. Однако родителям стоит знать признаки отставания в освоении навыков у детей. Врачи называют такую ситуацию задержкой развития.

Большинство задержек не особенно влияют впоследствии на людей, и большинство детей могут компенсироваться и наверстать упущенное. Но важно заметить проблему и сразу начать ею заниматься. MedAboutMe рассказывает, как узнать, что малыш отстает в развитии – умственном, физическом, социальном, и что надо делать.

Как правильно завершать грудное вскармливание: рекомендации экспертов

Как отучить ребенка от грудного вскармливания и когда это нужно делать

Задержка развития ребёнка – что это?

Задержка развития ребёнка – что это?

Если какой-то значимый навык не осваивается вовремя – то есть в тот период, когда большинство других детей это уже умеют – это задержка развития. Речь идет не о мелочах типа пришивания пуговицы, если малыш уже вовсю рисует. Но если ребёнок не может сложить пазл из 12 кусочков к трем годам, то надо выяснять, почему.

Какие бывают задержки развития? Страдать могут:

  • Речь ребёнка;
  • Моторные навыки – крупная моторика означает, как двигаются большие части тела, как ребёнок ходит, бегает, прыгает; мелкая – что он способен делать пальцами рук.
  • Эмоциональное или социальное развитие – насколько хорошо ребёнок умеет общаться в обществе и с родными, как он выражает и «считывает» эмоции других;
  • Когнитивное развитие – это навыки мышления, в том числе память, внимание, логика и т. д.

Практически все, о чем мы говорим, взаимосвязано. И хотя ученые советуют не проводить прямую параллель между разными аспектами развития, о том, что мелкая моторика способна влиять на освоение речи, знает сегодня каждая мамочка.

Речевые задержки развития

Задержки развития речи у детей – самые распространенные. Причем эксперты различают саму речь как произношение, то есть те звуки, которые мы издаем (ребёнок с речевой задержкой может плохо произносить слова или заикаться), и языковые, лингвистические, то есть понимание и способность выразить смысл звуками или жестами. 

Дети с такой задержкой развития имеют сложности с выражением собственных желаний или пониманием других.

Что является нормой для развития речи ребёнка 3-5 лет?

  • К трем годам малыши обычно должны уже освоить короткие предложения, определять и называть части тела, изменять слово в единственном числе на множественное (машина – машины), использовать местоимение «я».
  • К 4 годам ребёнок способен рассказать простую историю, пересказать сказку, заучивать наизусть стишки, использовать предложения минимум из 5 слов, правильно применять «я», «ты», «вы».
  • К 5 годам пора правильно произносить все звуки, понимать предлоги, наречия и другие части речи (перед, над, выше, скоро, выключено), изменять глаголы по временам, рассказать, как прошел день, задавать и отвечать на вопросы «почему», «зачем», «как».

Если вам кажется, что эти нормы – заниженные, и все это ребёнок освоил намного раньше, это прекрасно! Однако помните, что следить надо не только за тем, что малыш уже умеет, но и признаками «откатов» в развитии речи, если вдруг уже хорошо разговаривающий ребёнок начинает делать ошибки в словах, фразах, произношении звуков.

Почему возникают речевые задержки развития?

Причин может быть множество. Самые распространенные:

  • Проблемы с обучаемостью, то есть задержка формирования речевых навыков происходит из-за сложностей с развитием навыков мышления у ребёнка.
  • Строение языка или неба, нарушение нервной проводимости к артикуляционному аппарату – то есть ребёнок не может правильно им управлять, язык, губы, гортань «не слушаются» команд от мозга или не способны двигаться, как надо, и произношение страдает.
  • Нарушения слуха: о том, как они возникают и почему отит можно легко не заметить (а он снижает слух), мы рассказываем в отдельной статье.
  • Нарушения развития, например, ДЦП (детский церебральный паралич), РАС (расстройство аутистического спектра) и так далее.

Что делать при задержке?

Если вам кажется, что ребёнок не овладевает речью с той же скоростью, что и сверстники (не полагайтесь на рассказы их родителей об успехах, наблюдайте сами), обязательно расскажите доктору. Педиатр сначала проверит слух, затем направит к специалисту – отоларингологу, неврологу, логопеду, стоматологу (например, при проблемах с уздечкой языка или губ). Врачи изучат, как ребёнок слышит, что еще уже умеет, а также что он понимает и что может сказать, как именно пытается донести свои мысли.

Что может делать родитель при задержке речевого развития? Курсы лечения и упражнений назначают специалисты, но надо обязательно:

  • Говорить с малышом в течение дня, показывать на предметы дома, на улице, в магазине и называть их, задавать вопросы и самостоятельно отвечать, если ребёнок пока не может.  
  • Читать вслух каждый день.
  • Контролировать признаки инфекций ушей или любых других заболеваний, которые могут влиять на слух.

Задержка моторного развития у ребёнка

У некоторых детей могут быть проблемы с крупными движениями, в которых задействовано много мышц, например при игре в мяч, или с более мелкими, такими как раскрашивание. Иногда проблема не в силе мышц, а в их координации. Вы можете заметить, что ребёнок кажется более неуклюжим, чем другие дети его возраста.

Моторные навыки: что нормально?

По мере взросления дети обычно становятся сильнее и скоординированнее. Сообщите врачу, если ребёнок не достигает некоторые из следующих этапов или, кажется, теряет какие-либо моторные навыки, которым он уже научился.

К 3 годам дети обычно могут;

  • Сохранять равновесие, подниматься и спускаться по лестнице;
  • Манипулировать мелкими предметами;
  • Складывать башенки в конструкторе, паззлы из минимум 12 частей;
  • Использовать обе стороны своего тела;
  • Простоять на одной ноге несколько секунд.

К 4 годам дети обычно могут:

  • Бросить мяч вверх, ловить большой мяч;
  • Прыгать на месте или на одной ноге;
  • Ездить на трехколесном велосипеде;
  • Брать мелки большим и указательным пальцем (пинцетный захват) и рисовать ими.

К 5 годам дети обычно могут:

  • Бегать «по-взрослому» (малыши не могут при беге добиться «точки отрыва», когда обе ноги не касаются земли на долю секунды);
  • Пользоваться детскими ножницами;
  • Правильно держать карандаши;
  • Легко снимать одежду;
  • Простоять на одной ноге 10 секунд;
  • Подниматься и спускаться по лестнице без поручней, ставя на каждую ступеньку только одну ногу;
  • Чистить зубы, мыть руки самостоятельно.

Возможные причины задержки

В большинстве случаев врачи не могут найти конкретную причину задержки моторных навыков или координации, но у некоторых детей есть проблемы со здоровьем, которые вызывают их или усугубляют. Такие диагнозы включают:

  • Проблемы со зрением;
  • Отсутствие мышечного контроля, называемое атаксией;
  • Проблемы с координацией и планированием движений головным мозгом, называемые диспраксией;
  • Мышечные заболевания;
  • Церебральный паралич.

Что можно сделать?

В случае задержки моторики врач может посоветовать малышу побольше двигаться и вести активный образ жизни дома. Также могут понадобиться:

  • Лечебная физкультура, помогающая выполнять движения с задействованием большого количества групп мышц.
  • Трудотерапия для улучшения навыков мелких движений или проблем с координацией;
  • Медикаменты или другое лечение мышечного заболевания, патологий зрения и т. п.

Социальные и эмоциональные задержки развития

Социальные и эмоциональные задержки развития

Эти проблемы могут означать, что детям сложно ладить со взрослыми или другими детьми. В большинстве случаев проблемы проявляются еще до того, как дети пойдут в старшую группу детского сада, тем более в школу.

Социальные или эмоциональные навыки: что нормально

К 3 годам малыши обычно:

  • Проявляют интерес к другим детям;
  • Могут расставаться с родителями на некоторое время;
  • Умеют поддерживать контакт глаз.

К 4 годам малыши обычно:

  • Реже цепляются за родителей и меньше плачут, когда те уходят;
  • Играют с другими детьми;
  • Могут общаться с людьми, которых они не знают или знают мало (здороваться, отвечать на вопросы).

К 5 годам дети обычно:

  • Проявляют широкий спектр эмоций;
  • Могут легко расстаться со родителями на время;
  • Хотят играть с другими детьми.

Причины задержки развития

Одна из частых причин задержек в развитии социальных и эмоциональных навыков – это расстройство аутистического спектра или РАС. Оно может повлиять на то, как ребёнок выражает свои мысли, взаимодействует, ведет себя и учится. Однако есть и другие. Выяснять причину будут специалисты.

Что можно сделать

Лечение социальной или эмоциональной задержки зависит от причины и от того, насколько она влияет на жизнь ребёнка. Для коррекции надо тесно сотрудничать с врачами и другими специалистами, чтобы найти то, что ребёнку больше всего поможет.

Если есть проблемы с поведением из-за подобной задержки, могут помочь лекарства или специальные виды поведенческой терапии. Чем раньше начать заниматься таким вопросом, тем больше вероятность, что ребёнок догонит детей своего возраста.

Задержки, связанные с мышлением

Есть много причин, по которым у ребёнка могут быть проблемы со способностью размышлять, учиться и запоминать, то есть когнитивными (познавательными) навыками. Причины могут включать дефектные гены, физические проблемы, факторы окружающей среды, преждевременные роды или другие врожденные и приобретенные проблемы и даже несчастные случаи. 

Но в большинстве случаев врачи не могут найти конкретную причину задержки когнитивных функций.

Когнитивные навыки: что нормально

К 3 годам малыши обычно:

  • Могут скопировать на бумаге простые фигуры – треугольник, круг.
  • Понимают простые инструкции: иди на кухню, принеси шапку, возьми со стола ложку.
  • Играют в прятки.
  • Любят играть с игрушками.

К 4 годам малыши обычно:

  • Присоединяются к интерактивным играм – то есть играют не в одиночку.
  • Охотно фантазируют, играя в ролевые игры: «как будто я водитель», «как будто ты продавец» и т. п.

К 5 годам малыши обычно:

  • Не так легко отвлекаются при занятиях, могут концентрировать внимание более 5 минут на одной теме.

Что можно сделать

Самое важное – надо сообщить врачу, если вас что-то беспокоит. Если врач согласится с наличием проблемы, он порекомендует специалиста, который сможет выяснить, в чем дело. В зависимости от диагноза ребёнка ему могут помочь:

  • Игровая терапия или трудотерапия. Эксперты из Национального детского госпиталя Огайо (США) утверждают, что детям с подобными задержками нужно учиться играть, чтобы в процессе игры успешно учиться;
  • Специальное (коррекционное) образование.

Иногда лекарства могут помочь с поведенческими проблемами, которые могут сопровождаться задержкой когнитивных функций, такими как перепады настроения или дефицит внимания.

Это интересно!

Когнитивное развитие может также зависеть от того, что ребёнок ест. Например, канадские ученые из Института питания (Квебек) выяснили, что сочетание натурального йогурта с фруктами поддерживает не только физическое здоровье, но и помогаем малышам умнеть. Все потому, что в такой еде есть про- и пребиотики, а работа мозга тесно связана с микрофлорой кишечника.

Подробнее о том, что надо есть детям, читайте в статье «7 важных продуктов для умственного развития малышей».

Вы знаете своего ребёнка лучше, чем кто-либо. Не бойтесь сообщать врачу, если вы чувствуете, что что-то не так. Независимо от того, какая задержка в развитии может возникнуть, ранняя диагностика и лечение – лучшие способы с этим справиться. И не стоит опасаться диагнозов: порой методики, созданные для терапии одного состояния, прекрасно подходят для работы с другими. Как, например, способ стимуляции речи в нашей статье «Как разговорить ребёнка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР».

Читайте далее

Ребенок-малоежка: есть ли повод для беспокойства?

По мнению родителей и бабушек, почти все дети плохо едят. Однако, с точки зрения медицины это далеко не так. Как определить истинного «малоежку»?

Синдром кошачьих царапин у детей: что это такое?

Что делать, если кошка поцарапала малыша? Симптомы и пути заражения фелинозом у детей.

Как правильно завершать грудное вскармливание: рекомендации экспертов

Как отучить ребенка от грудного вскармливания и когда это нужно делать
Опубликовано 02.12.2021 17:45
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Learning to Play and Playing to Learn: Enhancing Interactions in Young Children With ASD. / Baum RA. // Pediatrics 2019 144(3)
Potential Health Benefits of Combining Yogurt and Fruits Based on Their Probiotic and Prebiotic Properties. / Fernandez MA, Marette A. // Adv Nutr. 2017 8(1)
Детская неврология: учебник. / Петрухин А.С., Бобылова М.Ю. // ГЭОТАР-Медиа 2018

Читайте также

Ребята, давайте жить дружно

Часто происходит так, что малыш перестает общаться со сверстниками, сторонится игр в детском саду и неохотно идет на прогулку. Родителям в этот момент следует насторожиться.

Гендерные вопросы малышей: я мальчик или девочка?
Рано или поздно все дети определяют себя как мальчика или девочку, и сталкиваются со стереотипами общества на эту тему. Что делать родителям?
Как правильно выбрать первый бюстгальтер для девочки
Переходный период у детей – трудное испытание. К выбору первого бюстгальтера нужно отнестись серьёзно и сделать выбор, основываясь на знаниях физиологии и психологии девочки.
Дефицит внимания и гиперактивность: диагноз или выдумка родителей?
Можно ли неправильным воспитанием вызвать у ребенка СДВГ?
Развитие ребенка, навыки и умения малыша в 5 месяцев
Новая ступенька в жизни малыша. 5 месяцев ребенку: как проходит развитие, что должны знать родители.
5 причин, почему ребенок не любит чтение, и как с ними справляться
Как приучить ребенка к чтению, если он не любит читать: советы MedAboutMe