Если подумать, то факт, что дети изучают язык, учатся говорить и учатся писать за такой короткий промежуток времени, просто невероятен. Как родители, мы все хотим поощрять детей к овладению навыками, которые им понадобятся в жизни. Но многие не размышляют о том, как эти навыки развиваются или в каком возрасте уже можно начинать над ними работать. Например, когда и как можно учить ребёнка писать?
Когда дети учатся писать?
Можно подумать, что дети на самом деле не учатся писать, пока не достигнут детсадовского возраста, но исследование учёных из University of Missouri выявило интересные результаты, доказывающие обратное. Научная работа показала, что дети начинают осваивать навыки письма уже в возрасте трёх лет. Причём самостоятельно.
Ранее специалисты по развитию детей предполагали, что дети учатся писать только после того, как узнают, какие звуки представляет каждая буква. Так, например, когда ребенок узнал, как звучит «А», он мог соединить этот звук с буквой и тогда уже начать писать буквы, обозначающие звуки. Но учёные обнаружили, что дети на самом деле изучают основы письма ещё до того, как узнают, какие буквы обозначают определенные звуки.
Соавтор исследования Ребекка Трейман, доктор философии, профессор психологии и наук о мозге Университета Миссури, говорит, что новая работа доказывает, что дети на самом деле демонстрируют знания о формулах письменного языка, например о том, какие буквы обычно группируются вместе, прежде чем они узнают, что эти буквы на самом деле представляют.
Маленькие дети узнают закономерности в словах — например, длину слова и сочетания букв — даже до того, как узнают, что означают эти закономерности или что означают слова.
Как развиваются навыки письма?
В этом исследовании, в отличие от других, в которых изучалось, как улучшаются навыки письма у детей по мере взросления, эксперты анализировали, как дети на самом деле учатся писать в раннем возрасте. Они обнаружили, что дети начинают писать «слова», которые на самом деле следуют правилам письменной речи, уже в возрасте 3 лет.
Эти слова могут не иметь смысла, но они могут следовать основному правилу выглядеть как слово с повторяющимися буквами, которые представляют гласные или типы слов.
В исследовании рассматривалось, как 179 детей в возрасте от 3 лет 2 месяцев до 5 лет 6 месяцев, писали «слова», отличавшиеся были «префонологическими» правописаниями. Это означает, что они писали слова буквами, которые не имели никакого отношения к звучанию букв в реальных словах.
Исследователи основывали то, что выглядит как «слово», на нескольких стандартах, в том числе: длина слова, использование разных букв в словах и то, как дети комбинировали буквы в словах.
Учёные обнаружили, что, если детей просят написать по буквам, к примеру, слово «кот», ребёнок старшего возраста может быть не в состоянии написать буквы, которые на самом деле звучат как буквы в слове, но ребенок распознает, что «кот» — это более короткое слово, чем, скажем, «собака», и соответственно записывает короткое «слово».
Знаменитые карточки и кубики Домана несколько стимулируют этот процесс распознавания префонологических формул слова, используя детские способности.
Этот навык улучшается по мере того, как ребенок становится старше, поэтому у 5-летних детей гораздо лучшая способность писать слова, похожие на реальные, чем у малышей.
Что означает это исследование для родителей и специалистов?
Это исследование является важным взглядом на то, как дети учатся усваивать основные правила чтения и письма в более раннем возрасте, чем считалось ранее. Знание этого позволяет родителям и педагогам лучше обучать маленьких детей основам языка, обеспечивая им лучший старт для обучения на протяжении всей жизни.
Полученные данные могут помочь преподавателям разработать план выявления потенциальных нарушений обучаемости на раннем этапе. Выявление этих проблем как можно раньше может быть очень полезным для своевременной коррекции нарушений развития.
Кстати, учить ребёнка читать тоже имеет смысл с трёх лет. Как это делать? Мы рассказали подробно в отдельной статье.
Как же учить малыша писать?
Чтобы начать знакомить вашего малыша с письмом, вам потребуется следующее.
- Оценить его моторное развитие
Учитывайте моторное развитие малыша. Например, если он слишком мал, чтобы уверенно держать карандаш, возможно, время начинать знакомить его со словами ещё не пришло.
- Купить большие письменные принадлежности
Подготовьте мелки, маркеры или ручки большего размера, чтобы малыш мог их взять. Трёхлетний ребенок с типичным развитием должен уметь держать и раскрашивать обычным мелком, маркером или карандашом, но ребенку младшего возраста может быть полезен мелок большего размера с более устойчивой основой. Благодаря увеличенному размеру детям легче держать крупные письменные принадлежности и начинать рисовать на бумаге.
- Играйте в слова
Ведите своего малыша в мир словесных игр. Есть много способов, которыми вы можете познакомить малыша со словом. Например, вы можете нарисовать слово с соответствующей картинкой, как в букварях, или попросить ребёнка перерисовать слово по вашему образцу.
А ещё можно сыграть в «Снеговика». Игра «Снеговик» похожа на «Виселицу», но подходит для детей. Нарисуйте линии для букв Р, В, Б, Я и т. д. без округлых перемычек, то есть не дописывайте их. Попросите малыша угадать буквы, и каждая пропущенная буква получит «одну часть снеговика».
- Организуйте пространство для обучения
Дайте детям свободу. Хотя может показаться заманчивым попытаться ускорить развитие малыша, чтобы он стал мастером слова к 2 годам. Но одна из лучших вещей, которую вы можете сделать для своего ребёнка, — это сделать шаг назад и позволить ему понять, что значит писать самостоятельно.
Дети могут подражать вам или пытаться писать слова из своих собственных книг, но будьте уверены, что игра — это самая главная задача детства, и ваш малыш всегда лучше всего учится в свободной игре.
- Читайте!
Как всегда, лучшее, что родители могут сделать для своего ребёнка в любом возрасте, — это читать вместе. Вы можете читать малышу или попросить его «читать» вам, но в любом случае исследования показывают, что совместное чтение помогает всем аспектам общения, развития речи и будущих способностей. Подробнее о том, что выяснили учёные про роль книг в развитии и даже здоровье, мы рассказали в статье «Новые факты: как чтение продлевает жизнь?».
Использованы фотоматериалы Unsplash