От правильной работы головного мозга зависит нормальное функционирование всего организма. Его состояние влияет на речь, походку, движения, работу внутренних органов. Выполнение специальных упражнений для его тренировки является необходимостью. Это позволит улучшить работу мозга, а также послужит профилактикой различных отклонений, в том числе слабоумия.
Почему нужна профилактика заболеваний головного мозга?
Работа головного мозга обеспечивается благодаря нервным связям. Чем их больше, тем лучше он функционирует. Их количество зависит от полученной новой информации, умения ее обрабатывать, выученных стихов, текстов, слов. Активный мозг лучше снабжается кровью и кислородом.
С возрастом новой информации в жизни человека становится меньше, чем в дошкольные, школьные и студенческие годы. Если работа не способствует освоению чего-то нового, то работоспособность мозга постепенно затухает, что приводит к ухудшению памяти и другим проявлениям деменции.
Профилактика таких состояний во многом зависит от выполнения специального комплекса упражнений, который направлен на активизацию обоих полушарий мозга.
Разновидности упражнений для тренировки головного мозга
Чтобы активизировать работу мозга, следует выполнять упражнения, которые будут направлены как на его тренировку, так и на расслабление.
Тренировочные упражнения бывают:
- Направленные на координацию. Они заставляют работать оба полушария мозга и основаны на скрещивании верхних или нижних конечностей.
- Направленные на движение — позволяют восстановить полную работоспособность мозга.
- Направленные на развитие памяти. Сюда также можно отнести заучивание разных текстов и стихотворений, изучение иностранных языков, запоминание новых слов.
Для расслабления мозга можно практиковать следующее:
- с позитивом воспринимать все, что происходит вокруг;
- не принимать «близко к сердцу» стрессовые ситуации;
- контролировать свое дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным в любых ситуациях.
Такой подход улучшит интеллектуальные способности, повысит концентрацию внимания и сосредоточенность.
Комплекс упражнений для тренировки мозга
Чтобы развивать работу мозга во всех направлениях, необходимо регулярно выполнять следующий комплекс упражнений:
- Сидя на стуле выпрямить спину и расслабить ноги. Расставить пальцы обеих рук и приложить подушечки одной руки к одноименным подушечкам другой руки, соединив их впереди себя. Разъединять их, отводить руки за спину и возвращать вперед, соединяя подушечки вместе. Делать это нужно в быстром темпе, стараясь правильно и сразу соединить подушечки.
- Стоя выполнять упражнение «Ножницы», поочередно меняя положение рук — то правая сверху, то левая. Затем сделать то же самое упражнение, но с руками за спиной на уровне поясницы. Не останавливая работу рук, нужно подключить ноги. Сделать шаг влево, завести правую ногу за левую, затем еще один шаг левой ногой в сторону и т. д. Затем выполнить то же самое вправо. Сначала движения рук и ног будут сбивчивыми, но это временное явление и решается регулярными тренировками.
- Встать ровно, ладони расположить на затылке. Подпрыгнуть, расставить одновременно в стороны руки и ноги. Еще раз подпрыгнуть — занять исходную позицию. Выполнить так несколько раз. Затем подпрыгивать, разводя ноги так же в стороны, а руками махать по бокам — одна рука идет вперед, а вторая назад. Выполнить несколько прыжков, после чего в прыжке разводить руки в стороны, а ноги чередовать — одна вперед, другая назад.
- Встать прямо, руки согнуть в локтях, кисти напротив груди. Одну кисть поднять немного выше. Рисовать цифры «8» каждой рукой. При этом одна рука рисует цифру в одном направлении, а вторая — в другом. Затем поменять направления и повторить упражнение.
- Положить правую руку на макушку, а левую — на область пупка. Одновременно постукивать по голове и совершать поглаживания по часовой стрелке вокруг пупка. Затем поменять руки местами и выполнить то же самое.
- Сесть, закрыть глаза и представить, что на кончике носа прикреплен фломастер. Рисовать им в воздухе цифры, буквы, фигуры.
- Понадобится любой плотный фрукт круглой формы и табурет. Лечь спиной на пол, головой к табурету. Стопами зажать фрукт. Не спеша оторвать ноги от пола и завести их за голову, положив фрукт на табурет. Затем ухватить его снова ногами и занять изначальную позицию. Чтобы фрукт не скатывался, можно положить на табурет сложенное в несколько раз полотенце.
- Сесть прямо, полностью расслабиться. Положить 2 пальца правой руки на нос, ближе к внутренним уголкам глаз. Закрыть пальцем правую ноздрю и вдыхать, считая до 8. Затем задержать дыхание и досчитать до 4. Закрыть правую ноздрю и открыть левую. Считая до 8 — выдыхать. Затем задержать дыхание, досчитать до 4 и сделать то же самое, начиная с другой ноздри.
- Сесть в позу лотоса. Сделать вдох, наполняя воздухом весь живот и произнося (можно про себя) звук «оммм». Затем сделать выдох, выпуская весь воздух и произнося звук «аах». При этом следует контролировать дыхание.
Осваивать эти упражнения можно постепенно. Когда все будет получаться, нужно как можно чаще выполнять весь комплекс упражнений.
Питание для поддержания работоспособности головного мозга
Профилактика отклонений в работе головного мозга должна заключаться не только в выполнении упражнений, но и в правильном питании. Из дневного количества потребляемых калорий организмом 1/5 затрачивается на поддержание работоспособности мозга.
Большое значение имеет не столько количество потребляемой пищи, а ее качество. Поэтому в рационе должны быть только полезные продукты, богатые витаминами и минералами. К витаминам, поддерживающим работу мозга, относят элементы группы B, C, D, E, P. Если нет возможности получать их из продуктов питания, то необходимо принимать витаминно-минеральные комплексы.
Чтобы обменные процессы в организме происходили быстрее, следует соблюдать питьевой режим. В течение дня необходимо выпивать не менее 2 литров воды.
Соблюдая все перечисленные условия, и регулярно тренируя мозг, даже в преклонном возрасте вы будете обладать здравым умом и хорошей памятью.