Сегодня многие родители жалуются на то, что воспитывать детей стало сложнее. Они тревожатся по многим поводам, и им кажется, что они не дают детям достаточно внимания, игрушек, возможностей для развития. У них возникает множество сомнений относительно методов воспитания, которые было трудно представить во времена их собственного детства. Основная проблема современных родителей — слишком быстро меняющиеся требования общества к ним и к ребёнку.
Проблемы родителей сегодня
Еще 30 лет назад в нашей стране не существовало того разнообразия методов воспитания и общественного давления на родителей. Предыдущие поколения считали достаточным, если дети были «сыты-обуты-одеты». Они меньше думали о возможных последствиях своего поведения, и уж точно мало кто считал, что окрик или шлепок нанесет ребёнку непоправимую душевную травму.
В условиях, когда мать и отец работали, ребёнок мог оставаться с бабушками, дедушками или другими родственниками. При этом их методы воспитания нечасто подвергались сомнению. Многие из сегодняшнего поколения бабушек и дедушек стремятся работать или «жить для себя», не посвящая свое свободное время уходу за внуками. Взрослые дети живут своей жизнью и оставляют за собой право практиковать те методы воспитания, которые сами считают приемлемыми.
Также среди современных родителей нет однозначного мнения по поводу пребывания ребёнка в детском саду. Нередко матери испытывают чувство вины по поводу необходимости отдавать дитя в сад. Они боятся стать объектом критики тех своих друзей или знакомых, которые предпочитают домашнее воспитание и огромное количество развивающих кружков для ребёнка.
Когда ребёнок приближается к школьному возрасту, то родители должны обеспечить ему необходимый уровень подготовки, что не было проблемой ранее. Если те же 30 лет назад первоклассника учили читать и писать уже в школе, то сегодняшнему уже требуется дополнительная подготовка. И за все время его обучения в школе услуги репетиторов по многим предметам могут потребоваться не один раз. Школьная программа не всегда способна дать необходимые знания.
Самая большая сложность и для ребёнка, и для взрослых — приспособление под слишком быстро и постоянно меняющиеся требования общества.
Требования к матерям
«Устала быть мамой», «тяжело быть мамой, быть приложением к ребёнку 24/7»... Такие мнения часто можно встретить на форумах и страницах социальных сетей, посвященных детско-родительским отношениям. Сегодня молодая мать подвергается беспрецедентному прессингу — она должна много времени уделять ребёнку, при этом всегда помнить о необходимости саморазвития и быть интересной для мужа и друзей.
К отцам общество предъявляет гораздо меньше требований. И пусть сегодня для благополучия семьи недостаточно, чтобы отец просто был, по-прежнему достаточно, если он соглашается посидеть с ребёнком. К сожалению, качество времени, которые отцы проводят со своими детьми, оставляет желать лучшего. К маленьким детям они нередко до определенного времени могут не проявлять интереса вовсе, а дошкольники порой вынуждены довольствоваться бесконтрольным просмотром телевизора. Отцы, несущие все тяготы воспитания ребёнка, также признаются себе и другим, что им трудно.
В отличие от папы, мама может испытывать чувство вины за то, что недостаточно уделяет времени ребёнку, оставляет с бабушкой или няней. Долгое время считалось, что материнство — это главное предназначение женщины, а на признание в его тяжести накладывалось табу. И лишь совсем недавно стали появляться материалы блогеров и психологов о том, что мама тоже человек и имеет право на личное пространство и время, проведенное без ребёнка без риска получить общественное осуждение.
Мамы, полностью растворяющиеся в ребёнке, могут в будущем негативно повлиять на его развитие. Поэтому общество должно признать за ними право иметь собственные интересы — работу, обучение, общение не на детские темы. Ведь родительской перфекционизм отрицательно отражается и на психике ребёнка.
Как бороться со сложностями в воспитании детей?
При всем многообразии методов воспитания: альфа-родительство, естественное родительство, идеи признанных детских психологов, современные мамы и папы по-прежнему не уверены в собственных силах и правильности выбранной стратегии воспитания. Сегодня внутреннему миру ребёнка уделяется гораздо больше внимания. Часто мамы и папы не хотят руководствоваться методами, которые практиковались ранее.
Да и современный ребёнок уже другой. Иногда кажется, что он знает гораздо больше взрослых и уже не нуждается в их авторитетном мнении. Проблема современного ребёнка — в огромном количестве информации, которая окружает его с самого рождения. Овладевая новыми устройствами, он уже не видит смысла получать знания, накопленные предыдущим поколением.
Но, несмотря на огромное количество постоянно сменяющих друг друга теорий родительства, остается неизменным одно — безусловная любовь к ребёнку в родительской семье. Когда он привязан к одному или нескольким взрослым, и с ними установлен необходимый контакт, когда ребёнка принимают таким, какой он есть, ему будет проще достичь понимания со значимыми взрослыми.
Самое главное в воспитании — осознать, что ребёнок является отдельной личностью, и рождается не для того, чтобы исправить родительские ошибки или соответствовать ожиданиям семьи. Он такой же человек, и он должен пройти свой собственный путь в жизни.
Членам семьи, в особенности мамам, следует больше прислушиваться к своему внутреннему миру и к своим желаниям. Идеальное материнство, навязываемое с экранов телевизоров или страниц социальных сетей, может не иметь ничего общего с каждой конкретной ситуацией или попросту быть красивой картинкой для привлечения внимания. Тогда будет счастлив и ребёнок, и его семья. А родительство не будет казаться непосильным трудом там, где его просто любят.
Счастливое детство — это не слепое следование современным методикам воспитания. Гармоничного человека может воспитать только та семья, члены которой живут в согласии с собой и не страдают от внутренних противоречий. Идеальных людей не существует, но все еще нужно приложить немало усилий, чтобы стать уверенными в себе и научить этому современного ребёнка.