Как и любой другой навык, приобретенный в детстве, умение говорить и общаться — как с точки зрения того, как вы говорите, так и с точки зрения того, какие слова вы выбираете — развивается в течение многих месяцев и лет. Некоторые дети начинают болтать в раннем детстве, в то время как другие остаются молчаливыми довольно долго, используя звуки и жесты вплоть до того момента, пока им не придётся наконец выражать желания словами.
В норме большинство детей начинают говорить в возрасте от 1 до 2 лет. 1 К 2 годам большинство детей уже имеют обширный запас слов: например, «мяч», «собака», «мама» или «папа», «чашка», «есть», и часто складывают слова в короткие фразы. Если вам кажется, что речь вашего малыша не соответствует возрастной норме, это может не быть признаком задержки речи или речевого развития. Но и в таком случае разумно начать выполнять с ребёнком некоторые простые речевые упражнения дома.
Логопедическая терапия на дому может быть особенно полезна для детей, у которых наблюдаются лишь лёгкие задержки или ошибки артикуляции. Более серьёзные проблемы, такие как регрессия речи, следует обсуждать с логопедом. Вот руководство по логопедической терапии с ребёнком дома, от первых шагов до момента, когда пора обращаться за помощью к специалисту.
Оцените свои возможности
Когда дело доходит до логопеда, нет причин действовать в одиночку, если у вас есть ресурсы: время, специалист и (хотя это нужно не всегда) деньги. Для начала следует проконсультироваться с педиатром и, возможно, с неврологом, если вы чувствуете, что у ребёнка задержка речи или проблемы с артикуляцией. Педиатр может рассказать об основных этапах развития речи, а невролог — оценить, есть ли у ребёнка дополнительные проблемы.
Важно знать, что нужно для речи с точки зрения развития на данном этапе, а что просто волнует родителей. Родители без специального образования могут не осознавать, что четырёхлетним детям звук «р» ещё не нужен — и его отсутствие не является проблемой.
Многие детские учреждения предлагают услуги раннего вмешательства для детей, которые ещё не достигли школьного возраста. Если ваш ребёнок уже ходит в детский сад, уточните, есть ли там занятия у логопеда. Кроме того, вы можете сходить в муниципальное учреждение соцзащиты с тем же запросом. Не стесняйтесь — спрашивайте, что есть в наличии. Многие услуги предоставляются государством бесплатно».
Оцените своего ребёнка
Если вы решили попробовать логопедию на дому вместо профессиональных услуг, или пока вы ждёте их начала, то, что подойдет вашему ребёнку, будет зависеть от нескольких факторов.
- Возраст
Детям младшего возраста будет трудно сосредоточиться и сконцентрироваться на том, что вы называете «занятиями». Вы можете стараться, чтобы все проходило весело и легко, но ребёнок, слишком маленький, чтобы понимать свои речевые ошибки, может быть не готов их исправлять. У детей старшего возраста может быть больше мотивации улучшить свою речь, потому что это означает, что их будут лучше понимать сверстники и взрослые.
- Темперамент
Опять же, дети, которых нелегко расстроить, с большей вероятностью будут работать над речью с родителями. Дети с низкой терпимостью к неудачам и разочарованию могут рассматривать занятия как негативный опыт.
- Необходимый тип речевого участия
Нужны разные подходы к терапии, если у ребёнка задержка речи (гораздо меньше слов, чем должно быть в его возрасте) или проблемы с артикуляцией (например, звук «т» вместо твёрдого звука «с»).
- Дополнительные сложности
Если ваш ребенок просто отстает в речи, возможно, будет легче постепенно догонять норму дома. Если проблема с речью возникает одновременно с другим нарушением развития, например аутизмом, возможно, стоит обратиться за профессиональной помощью.
Экспериментируйте с домашними методами
Когда вы будете готовы начать заниматься логопедическими упражнениями дома, стоит попробовать различные подходы. Вот некоторые из стратегий.
- Перестаньте предугадывать потребности ребёнка
Мы знаем, что заманчиво сделать то, чего хочет ребёнок, когда он просто указывает на предмет, но это не побуждает его использовать свои слова. Дайте ему возможность попросить печенье вместо того, чтобы сразу доставать, как только малыш укажет на шкаф.
- Сведите к минимуму использование соски
Если малыш старше двух лет всё ещё использует соску, может быть очень трудно избавиться от этой привычки. Но есть и ещё одна проблема: очень трудно говорить с соской во рту. Поэтому сокращайте использование соски и приучайте ребёнка к другим методам самоуспокоения. Как это сделать, читайте в отдельной статье.
- Предложите выбор
Вместо того, чтобы говорить: «Что ты будешь пить?», спросите: «Хочешь молока или сока?». Ребенку, изо всех сил пытающемуся пополнить словарный запас, будет полезно услышать варианты, иметь возможность выбрать и повторить нужное слово за взрослым, а не пытаться вспомнить, как это называется. Это стимулирует речь.
- Артикуляция важна!
Когда вы произносите название предмета, поднесите его ко рту, чтобы ребенок увидел и предмет, и как двигается ваш рот. Это создает непосредственную визуальную связь между объектом и тем, как слово для этого объекта формируется во рту.
Интересно, что в исследовании учёных из Nationwide Children's Hospital использование «говорящих голов», кукол с выраженной артикуляцией, у которых хорошо видны движения губ, языка, челюсти при произношении слов, существенно улучшило понимание речи детьми, и они начинали говорить активнее.
- Играйте в игры
По очереди повторяйте друг другу слова (пример: «Я скажу «яблоко», а потом ты скажи «яблоко». Готов? «Яблоко. Теперь ты!»). Игры в «ку-ку» также стимулируют речь, удерживая внимание ребенка, как и игры в прятки.
Прячьте предметы, например, мелкие игрушки в крупе или мягком пластилине, храните игрушки в ящиках, контейнерах и на полках — всё это может побудить детей задавать вопросы, восклицать и просить о помощи. А значит, постепенно осознавать преимущества речевого общения.
- Подсказывайте и воздерживайтесь от подсказок (в пределах разумного)
Если ребёнок испытывает трудности из-за того, что у него просто не было возможности практиковать различные типы речи, вам придется научиться заставлять его иногда чувствовать себя некомфортно, и при этом вы должны оставаться спокойными. Не доводите малыша до слез, но можно сделать паузу или подождать, чтобы посмотреть, сможет ли он в конечном итоге решить свою проблему, когда ему что-то понадобится.
Например, вы можете помочь ребенку надеть один ботинок, а затем встать и уйти. Малыш зовёт вас, чтобы привлечь внимание? Если да, спросите его, что ему нужно (вы знаете ответ, но сделайте вид, что не знаете!). Цель состоит в том, чтобы побудить ребёнка начинать общаться самостоятельно, а не полагаться на то, что вы всегда будете говорить за него.
- Повторение
Большинство детей лучше всего учатся, когда что-то повторяется снова и снова (и снова!), и это справедливо и для речи. Когда ребёнок скажет слово правильно, повторите его в позитивном тоне. Если малыш делает ошибку в артикуляции, повторите слово неправильно, чтобы он мог услышать то, что он на самом деле сказал, а не то, что, по его мнению, он сказал. Некоторые дети могут не осознавать, что совершают ошибку, пока мама или папа не повторят им это.
- Внимательно наблюдайте
Легко забыть или упустить из виду, с чего ребёнок начинает осваивать новый навык, а это означает, что вы можете недооценить достигнутый прогресс. Ведите записи, чтобы вы могли отслеживать свои усилия.
Специалисты также рекомендуют обратить внимание на то, какие слова вы можете понять по сравнению с тем, что могут понять, например, бабушка и дедушка или совершенно незнакомый человек.
Между этими тремя показателями будут различия (т. е. вы можете понять 75 процентов, ваша свекровь может понять 50 процентов, и чужая мама на площадке — только 25 процентов) речи ребёнка, но между каждым уровнем не должно быть огромных разрывов.
В норме большинство людей — независимо от того, насколько хорошо они знают вашего ребёнка — должны быть в состоянии понимать большую часть его речи к тому времени, когда ему исполнится 4 года.
Когда обращаться к специалисту?
Важно понимать, что вы можете быть в состоянии помогать ребенку дома, помогая развить столь необходимые навыки, но вы не сможете исправить более серьёзные проблемы без профессионала. Одно дело помочь ребёнку произнести звуки «д» и «б» более чётко, а другое дело — научить его образовывать более сложные звуки, задействуя язык или заднюю часть горла.
Дети, которых раздражают и расстраивают их речевые проблемы, которые регрессируют или не добиваются никакого прогресса, которые «нащупывают» звуки, но не могут правильно их артикулировать, а также дети, которые испытывают проблемы из-за ошибок или задержек в общении, не лучшие кандидаты для самостоятельных занятий дома. Им нужна профессиональная помощь.
Если вы достигли предела возможностей в том, что вы можете сами обеспечить своему ребёнку, постарайтесь не воспринимать это как личную обиду. Вместо этого сделайте всё, что можете, а затем обратитесь за дополнительной помощью. Кстати, ваш педиатр и в целом детская поликлиника — отличное место для поисков: там часто знают все местные ресурсы и возможности дополнительной помощи малышам.
Ну а о том, какие специальные способы улучшить речь малышей изобретают эксперты, мы подробно рассказали в статье «Как разговорить ребенка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР». Они могут принести пользу и тем деткам, которые просто не спешат начинать говорить!
Использованы фотоматериалы Unsplash