Во что поиграть с ребёнком и когда можно начинать играть в «настолки» — один из частых вопросов родителей, как начинающих, так и опытных. Опытным, конечно, попроще: подрастающий малыш тянется за старшими и вовлекается в игры, причем нередко раньше возраста готовности (что совсем не плохо). Ну а когда действительно пора осваивать настольные игры и какие?
Единого совета нет и быть не может: детки разные, разные и темпераменты. Но общие рекомендации есть. И вот в какие настольные игры можно играть с детьми, начиная с одного года.
Настольные игры для малышей от года до трех
Цель настольных игр для маленьких детей от 1 года – не только развлечь, но и развивать внимание и мелкую моторику. Сами игры обычно рассчитаны не более, чем на десять минут: дольше внимание удержать в таком возрасте сложно. Что подойдет?
- Начиная с года, детям стоит предлагать игровые наборы с парными предметами или на угадывание, кто где живет или какой предмет где спрятался. В них дети учатся названием цветов, форм, различных вещей и животных.
- Примитивные, то есть с крупными деталями балансиры тоже подходят для самых маленьких. Начинать, впрочем, надо с кубиков и пирамидки, а уж после освоения таких задач ребёнок может начинать пытаться устанавливать что-то на нестабильную основу.
- С двух лет (а кто-то и раньше) дети начинают делать первые шаги в освоении пазлов. Вначале это может быть пазл-книжка с разрезанными посередине страничками, где к каждому изображению надо подобрать правильную пару (или похохотать над неправильной), паззлы из четырех частей. И чем старше, тем больше деталей будет в пазлах.
- Для развития логики с двух лет можно начинать играть в лото или даже детское домино – с картинками.
- Креативность и способность к творчеству у малышей развивает практически все, потому что возрастные особенности мозга позволяют нарабатывать огромное количество нейронных связей. Но чтобы дополнительно к этому развивать внимание и мелкую моторику, предложите ребёнку настольные игры, в которых надо составить изображение по образцу (а затем можно и фантазировать самостоятельно).
Кстати, игры для творчества можно сделать самим: нужен всего лишь лист картона, лоскутки или кусочки бумаги разного цвета, крупные пуговки (или, например, крупные сухие макароны) и краски.
Важно!
Для детей до трех лет нужны яркие, контрастные детали, и обязательно такого размера, чтобы ребёнок не смог их проглотить, засунуть в нос или в ухо. Чем это опасно, кроме ожидаемых последствий, и какие предметы врачи находят в детских ушах, читайте в статье «Грибок, жучок и паучок».
Настольные игры для детей от трех до пяти лет
На этом этапе развития мышления в первую очередь нужны игры, которые помогают осваивать базовые принципы логики и пространства. То есть такие, в которых надо выполнять определенные условия. Например, посадить все овощи на грядку, а животных в домик, выпустить всех рыб в озеро и т. п.
Эти игры, как правило, имеют разные уровни сложности и игровые поля, то есть будут развлекать в разном возрасте и не один день. Какие игры подойдут для детей 3-5 лет?
- При достаточной усидчивости ребёнка самые простые варианты – «пятнашки», «крстики-нолики», «цветовые ряды» и игры с картами (базовые варианты Уно, Свинтуса и тому подобных уже можно начинать осваивать).
- Если ребёнок хорошо разговаривает, начинайте играть в «Крокодила», «фанты» и им подобные, где нужно объяснить словами или невербально, что изображено на картинке. Эти игры хороши для компаний в 3-4 ребёнка и больше (так что можно предложить играть в детском саду). Они ускоряют развитие образного мышления, навыков общения – вербального и невербального (жесты, мимика, позы).
- Настольные игры-«ходилки» тоже стоит начинать с трех лет: большинство детей готово осваивать условия и правила простых стратегий. Кроме того, подобные задания помогают перейти на новый этап развития логического мышления, начать осваивать арифметику.
Такие игры можно купить, а можно сделать самостоятельно на листе картона, начертив на нем «дорогу» с клеточками разного цвета, «ловушками», быстрыми переходами и т. д. Сюжет подойдет любой.
Важно помнить, что всем участником игр надо следовать правилам, не хитрить и не делать, как хочется. Только тогда ребёнок научится осмысливать действия на несколько шагов вперед. Это – первые шаги к построению причинно-следственных связей.
А вы знали?
«Играть в бирюльки» – так мы называем «ничегонеделание». А на самом деле бирюльки – увлекательная детская игра, прошлых веков. Причем доступна она была всем детям – как из богатых семей, так и беднякам.
Первый вариант представлял собой набор различных фигурок, выточенных из дерева (порой ценных пород, такие наборы продавались вместе с дорогим шоколадом как подарок на Рождество). Из высыпали горкой на стол, и палочкой с крючочком по очереди вытаскивали себе фигурку так, чтобы остальные не упали. Выигрывал тот, у кого фигурок оказалось больше.
Ну а в бедных семьях дети с той же целью использовали обычные палочки.
Бирюльки из фигурок можно и сегодня купить в магазине, ну а игра с палочками может развлечь детей во время отдыха на природе.
Настольные игры для старших дошкольников
- С 5-6 лет можно играть с детьми в классические карточные игры, такие как «девятка», «акулина» и так далее, где цель – избавиться ото всех или определенной карты. Можно играть в полноценный вариант «Уно». Карты хороши необходимостью запоминать множество значений и правил игр, тренируют внимание и дают навыки стратегического мышления.
- Для развития математических способностей и логики хороши шашки, шахматы, «морской бой». И хотя знать цифры и буквы в них не обязательно, но вот уметь сосредоточиться на довольно долгий для ребёнка срок придется. Еще один вариант для «продвинутых» старших дошколят – кубики «Квиркл».
- В 5-6 лет многих детей начинают интересовать объёмные головоломки, где нужно сложить «пазл» из деталей разной формы в трехмерном пространстве или уместить их в рамку, и усложненные варианты с распутыванием.
- Кроме того, на новый уровень можно и нужно переводить «ходилки» и «стратегии», усложнять задания в «Крокодиле», подключать игры на развитие фантазии, например, «Имаджинариум», «Расскажи историю».
- Многим детям становятся интересны объёмные головоломки (сложить пирамидку из деталей разной конфигурации, уместить детали в определенное пространство и т.п.) и более сложные версии «ходилок» и «стратегий», а также осваивать игры-викторины, подходящие по возрасту – достаточный объём разнообразных знаний уже позволяет в них играть.
- Экономические игры типа известной «Монополии» и ей подобных помогут осознать, что такое деньги, как они появляются и тратятся, и дадут базовые навыки обращения с ними.
- Игры, в которых надо распутывать загадки, играть роли и достигать определенной цели – отличное развлечение для старших дошкольников. К ним относятся, к примеру, «Клуэдо», «Мафия», «Гномы». Их, кстати, также не обязательно приобретать, достаточно рассказать правила и сделать фишки, определяющие роль.
- Ну а чтобы не забывать и о других навыках, вспомните об играх на ловкость и скорость: старые добрые настольные футбол и хоккей, таймеры для отгадывания загадок (их можно использовать и в «Крокодиле»), «Операция», где надо пинцетом доставать «части тела», не прикасаясь к больной, и так далее.
Все это – отличные развлекающие и развивающие игры для дошкольников. Кроме того, если у вас немного времени для занятий с ребёнком, стоит выбирать время как раз для таких развлечений. Ученые США доказали, что даже при постоянной занятости взрослого всего 30 минут качественного времени в 5-7 дней намного улучшают отношения с детьми и помогают им чувствовать себя любимыми.
Важно!
Качественное время означает, что эти минуты посвящены только ребёнку, и ничему больше. Особенно смартфонам: израильские ученые пришли к выводу, что этот гаджет в 4 раза уменьшает количество общения мам с детьми (Child Development). Кроме того, заниматься надо тем, чем хочется ребёнку.
При выборе игр их дидактические цели – не самое главное. Важно, чтобы игра соответствовала интересам ребёнка и была увлекательной. Так что играйте вместе, предлагайте игры из своего детства или создавайте новые. Раннее развитие не должно быть самоцелью. Кроме того, мы часто понимаем этот термин неправильно: читайте, «Какое раннее развитие на самом деле нужно ребёнку».