Конечно, как и с первыми двигательными навыками – удержанием головы, умением сидеть, ползать, ходить, мелкая моторика развивается постепенно, проходя определенные, общие для всех людей этапы. Варианты возможны, немного разнится время овладения навыками, что связано со становлением нервной системы, развитием памяти и внимания, дозреванием зрения, формированием речи. И в то же время сбои в развитии мелкой моторики детей могут с большой вероятностью указать на проблемы, возникшие еще во время беременности и родов, либо те, что приходят в процессе эволюции систем детского организма первых лет жизни.
0 – 6 месяцев
Еще во время беременности начинается развитие нервной системы и мелкой моторики малыша. Вспомним второй триместр беременности по неделям: примерно на 13-ой он уже умеем складывать пальчики вместе, показывая доктору на УЗИ кулачки, а на 18-ой — играет с пуповиной и потешно трет глазки.
Новорожденный все еще рефлекторно выполняет все действия ручками, но к 3 месяцам он уже заинтересованно рассматривает пальчики, тянет кулачки ко рту, ручки становятся его любимой игрушкой. Примерно тогда же начинает формироваться навык захвата, к 4 месяцам кроха уже сознательно берет игрушку всей ладошкой, а к 6 еще и весело трясет погремушку, радуясь новым звукам.
6 – 12 месяцев
В полгода младенец не только уверенно берет предметы двумя руками, встречаясь ладошками по средней линии, но и изучает пальчиками собственное тело, дотягиваясь даже до стоп, и норовя подтянуть их ко рту. В 7 месяцев мать и дитя с удовольствием играют в «ладушки», хлопая сразу двумя ладошками. Кроха перекладывает игрушки из одной ручки в другую и постепенно осваивает очень важный для развития детей дошкольного возраста в целом навык — способность брать что-либо только двумя пальчиками, противопоставляя их. К 12 месяцам он уже пытается, таким образом держа игрушку, рассматривая и поворачивая в разные стороны, бросить ее.
1 – 1,5 года
В год «пинцетный захват» в исполнении малыша столь хорош, что он самыми кончиками большого и указательного пальчиков может взять нечто очень мелкое, например, подобрать бусинку или собрать хлебные крошки со стола.
К полутора годам он может часами топать по дому с веревочкой в руках, за которую с удовольствием тянет игрушку на колесиках, подолгу увлеченно заниматься возведением высотных зданий из нескольких кубиков, раскручивает, разъединяет и вновь соединяет разные предметы, например, пирамидки, звенья игрушечной цепи, ремонтирует все подряд с помощью игрушечного молотка, начинает рисовать.
2 – 3 года
Новый этап в дошкольном развитии детей — они осваивают умение держать карандаш, чему способствует активное рисование. И из-под маленькой ручки выходят не только забавные каракули, но порой удаются четкие прямые линии. Важно, что примерно к 2,5 годам ребёнок сосредоточенно перелистывает страницы книг, а у небоскребов, построенных юным архитектором, уже по пять этажей, как минимум. Он пытается возводить стены домов из деталей конструктора, с удовольствием помогает взрослым на кухне, что-либо переливая и пересыпая, наводит порядок, раскладывая мелкую посуду. Начинаются эксперименты с ножницами и первые попытки сложить из бумаги что-то подобное оригами, нарисовать круг.
Трехлетний парень или принцесса с удовольствием лепят из пластилина колбаски и колобки, обводят контуры, им подвластны почти круги и почти квадраты, здорово выходят крестики. Любимыми забавами становятся фитнес уроки с мячом.