Иногда ребёнок совершает поступки, противоречащие правилам. Когда дети делают что-то не так, ошибаются, шалят, таким образом они исследуют и изучают окружающий мир, а также проверяют границы дозволенного в отношениях со взрослыми. Тема детского наказания актуальна почти в каждой семье — родители, так или иначе, применяют его к детям, задумываются над правильностью методов. Как правильно наказывать ребёнка? Какие способы воздействия приводят к развитию психологической травмы? Как избежать манипулирования в отношениях? Какое наказание считается самым лояльным и полезным для детского поведения?
Что будет, если не наказывать ребёнка?
Дети постоянно изучают окружающий мир — это помогает им расти и развиваться. Однако, делая это, они могут совершать не очень хорошие поступки, поступать назло, использовать манипулятивные способы, которые усвоили в раннем детстве. Прежде, чем говорить о вреде и пользе наказания, следует разделить детское нежелательное поведение на два типа. В первом случае, ребёнок совершает поступок не со зла, а следуя за своим любопытством: рисует фломастером картину на стене, оклеенной свежими обоями, царапает на двери папиной машины слова «Я тебя люблю», играет с младшим братом или сестрой так, что не специально вредит маленькому ребёнку.
Во втором случае, поведение детей может строго осуждаться взрослыми, например, когда они грубят, намеренно портят вещи или учебники, обещают прийти домой вовремя, но не делают этого, совершают поступки, которые противоречат честному и достойному поведению. В ответ на это, родители хотят преподать детям урок, однако, многие из них считают, что наказание в любом виде вредит детской психике и оставляют проступок без внимания.
Что станет с ребёнком, если его никогда не наказывать?
- Он будет слабо ориентироваться в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
- не будет понимать, где заканчиваются его личные границы и начинаются границы другого человека;
- возможно, ему будет трудно понимать, какое отношение к себе со стороны других людей следует рассматривать как недопустимое.
Правильно наказывая детей, родители выстраивают границы в отношениях с ними. Ребёнок в таких условиях ощущает надежность и безопасность, знает, что в случае отклонения его от нормы, взрослые «поставят его на место».
Наказание и психологическая травма
Иногда, родители пользуются такими методами, которые действительно вредят психическому здоровью ребёнка. Вот самые основные из них:
Слишком долгое наказание. Психологическая травма покинутости и брошенности может возникнуть, в случае, если ребёнок несколько часов подряд стоит в углу, заперт в своей комнате на несколько дней и ему разрешается только принимать пищу и ходить в туалет.
Когда родители говорят «Я тебя не люблю» и «Ты мне больше не нужен», выставляют за дверь, угрожают сдать в детский дом или отдать чужой тете (дяде). Взрослые в это время хотят, чтобы до ребёнка дошел смысл того, что он поступил неправильно. Однако, детское мышление воспринимает подобное поведение родителей всерьез и это чревато нарушением эмоциональной сферы.
Травма стыда и вины возникает, когда взрослые стыдят детей, причем, наказание в таких случаях, часто несоизмеримы с проступком. Вызывать в ребёнке стыд за то, что он ведет себя шумно, много бегает, разговаривает, отказывается обедать, пытается отстоять свое мнение — значит, научить его тому, что быть собой — это неправильно, неприемлемо.
Иногда взрослые, наказывая, стараются «повесить» на ребёнка слишком много вины, чтобы он почувствовал неправильность своего поступка. Такой способ не приведет к цели воспитания — ребёнок не задумается над собственным поведением и не изменит его. Вместо этого, он, все чаще, начнет чувствовать себя виноватым не только за то, что совершает сам, но и за поступки и действия окружающих людей. Такое отношение к жизни делает ребёнка, а потом и взрослого человека неуверенным, скрытным, боязливым, сомневающимся в собственных силах.
Привычка бить ребёнка
Некоторые родители считают, что, с помощью физического наказания они легко «ставят детей на место», управляют их сознанием и поведением, делают из них хороших и достойных людей. Говоря о физическом воздействии, следует, также, разграничивать его. В одном случае, это может быть безобидный шлепок, символизирующий своеобразный «стоп» для ребёнка, а в другом — битье ремнем, пощечины, многократные удары.
Такие методы наказания точно не способствуют здоровому развитию психики, а напротив, приводят к психологической травме. Некоторые родители считают, что, если они применят силу, то, автоматически признают себя правыми, а ребёнка виноватым и он тоже понимает это. Однако, на самом деле, физическое наказание свидетельствует лишь о том, что взрослый человек не контролирует собственную агрессивность. Избивая ребёнка, он демонстрирует беспомощность, потому что не знает, как справиться с ситуацией по-другому, по-взрослому — рассудительно, серьезно, строго, так, чтобы ребёнок почувствовал авторитет — а способен лишь напугать, демонстрируя физическое превосходство.
Говоря о лояльном или другом виде наказания в отношении детей, следует совсем исключить физическое воздействие.
Руководство для родителей
Как правильно наказывать?
- Лишение ребёнка того, что он любит — один из способов наказания, с помощью которого приходит осознание неправильности своих действий;
- перерыв или таймаут — ребёнка можно оставить одного в комнате, наказав ему обдумывать неправильное поведение. Такая ссылка не должна длиться более нескольких часов или весь день;
- дети должны быть приучены извиняться за неподобающее поведение. Они научатся делать это, если родители тоже будут иногда просить у них прощения за свои неправильные действия. После искренних извинений последует примирение и серьезный разговор со взрослыми о правильном и неправильном поведении. Ребёнка, при этом, не нужно критиковать и осуждать, а вместо этого — взывать к его сильным сторонам, объяснять, как именно он должен был поступить;
- детям полезно иметь привычку исправлять содеянное. Отмывать разрисованную мебель, очищать испачканную одежду, копить деньги на испорченные обложки для тетрадей, с которым ребёнок обращался неаккуратно — хороший способ заставить его задуматься о своих поступках и нести ответственность. Если, ребёнок, в очередной раз, разбивает или теряет телефон, ключи, другую дорогую вещь, не стоит сразу покупать ему замену. Полезно предложить подумать над тем, как он может исправить свою ошибку.
Имеют ли право родители обижаться на детское поведение? Да, потому что у взрослых тоже есть чувства, однако, ими не стоит манипулировать, а только выражать. Взрослые могут сказать ребёнку откровенно том, что они огорчены, расстроены, или злятся на него за его поступок и не знают, когда смогут простить его. Как правило, это побуждает детей мыслить об исправлении содеянного, и, впредь, не повторять ошибок.