Мир глазами маленьких детей

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В большинстве случаев дети адаптируются к окружающей действительности и обретают большую часть умственных способностей взрослого ближе к 10-11 годам. Однако опыта и знаний ребёнку все еще не хватает. Поэтому применение новых навыков вызывает у него определенные затруднения. Психологи выделяют несколько детских возрастных особенностей, которые усложняют или, напротив, упрощают выполнение разных задач.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

1. Соотношение величин

По мнению ученых, вплоть до достижения семилетнего возраста дети попросту не способны корректно соотносить понятия «высота», «длина» и «ширина» одновременно. Вместо этого они сосредотачиваются на чем-либо одном, полностью игнорируя другую часть задачи.

Ребёнку сложно понять, что в процессе переливания воды из широкого стакана в более узкую емкость общий объём жидкости останется прежним. Дети будут говорить о неравном количестве жидкости в разных по форме емкостях. Примерно до 10-11 лет ребёнку трудно осознать свойства «обратимости».

2. Понятие о постоянстве объекта

По мнению психологов, ребёнок до 10-12 месяцев иначе воспринимает внезапное исчезновение объектов. Если на глазах у малыша спрятать любимую игрушку, то он может подумать, что она пропала навсегда, и начать плакать. То же относится и к родителям. В возрасте 5-6 месяцев дети постепенно привыкают к осознанию того, что предметы не пропадают, а нужно их искать. Но в большинстве случаев малыш до 10 месяцев будет продолжать высматривать вещь там, где ее уже нет.

К примеру, если мелкий предмет спрятать в одном месте, а потом перепрятать в другое, ребёнок еще несколько раз будет искать его в прежнем месте, поскольку его разум пока плохо запоминает неудачные попытки. В итоге совершается одна и та же последовательность действий, которая не приносит результата. Со временем, ближе к 10-12 месяцам эта проблема исчезает.

3. Распознавание ребёнком животных

При посещении зоопарка у взрослого нередко возникают трудности в попытке сравнить животных одного вида и выявить их отличия. Звери кажутся практически идентичными. Мозг взрослого человека (неспециалиста) просто не выработал соответствующую привычку, акцентируя внимание только на лицах людей, а не животных. Однако у мозга младенца не было времени для подобной адаптации. Поэтому они могут хорошо отличать не только людей, но и представителей фауны. Психологи называют это явление «сущностным суждением».

Во время проведения исследований выяснилось, что шестимесячные дети способны узнавать морды тех обезьян, которых видели раньше, и при сравнении отличать их от других подобных животных. Однако в девять месяцев такая способность малышей угасает, и в этом плане они уже не отличаются от взрослых. Но некоторые исследователи утверждают, что даже в девятимесячном возрасте младенцы могут различить двух животных одного вида.

4. Обучаемость детей иностранным языкам

4. Обучаемость детей иностранным языкам

Известно, что маленькие дети предрасположены к быстрому обучению иностранным языкам, в то время как взрослые тратят на это много времени и сил. Дети из двуязычных семей могут изучать два языка одновременно даже в случае, если родители не уделяют их обучению много времени. Достаточно бытового общения на двух языках. Дети намного быстрее улавливают на слух основы и правила постановки фраз, правильное произношение, тогда как взрослые тратят на это целые годы.

По мнению известного американского лингвиста Ноама Хомского, все дело во врожденном механизме усвоении языка, который позволяет маленьким детям без проблем осваивать услышанные слова в кратчайшие сроки. Похожие языковые элементы присутствуют в каждом языке: глаголы, фразы и отрицания. Во время проведения исследований выяснилось, что дети вполне осознают главное правило, на основе которого строится практически любая фраза: «субъект-глагол-объект».

Однако после определенного возраста влияние этой врожденной способности ослабевает. Некоторые исследователи считают, что это происходит до наступления девятилетнего возраста. Другие утверждают, что период заканчивается в 18 лет.

5. Особенности абстрактного мышления

Вплоть до 11 лет маленькие дети, по сути, живут в своей реальности и не способны воспринимать проблемы, требующие от них действий, которые выходят за рамки действительности. Малыши и даже младшие школьники не тратят время на абстрактные рассуждения.

Во время эксперимента психолог спросил у девятилетних детей, где бы они поместили третий глаз. В ответ они указали на свои лбы, начисто игнорируя тот факт, что два имеющихся глаза расположены совсем рядом, и размещать там еще одно око бессмысленно. Однако одиннадцатилетние дети указали на руки, обосновав это желанием лучше видеть углы и препятствия.

6. Очевидность мысли

Дети до определенного возраста не осознают того, что их мысли могут отличаться от мнения других, и что у каждого человека свои особенности мышления. Малыши считают, что все вокруг думают так же, как и они. Это утверждение психологи доказали, проведя один эксперимент. В комнате находилось двое взрослых и один малыш. Далее один из взрослых покидал помещение, а другой прятал игрушку на глазах у ребёнка. Затем у малыша спрашивали, где, по его мнению, человек станет искать исчезнувшую игрушку. В ответ ребёнок указывал на место, куда, как он видел, была спрятана вещь, не предполагая при этом, что у взрослого могут быть и другие версии.

7. Игнорирование задачи

Однажды психологи выбрали несколько детей от пяти до девяти лет. Всех собрали в одном помещении и поставили перед ними чашку. При этом детям сообщили, что у предмета есть ручка и даже показали ее. Затем предмет расположили таким образом, чтобы его ручка была не видна.  После этого детям поручили нарисовать только видимые части чашки. В итоге были получены разные результаты. Дети в возрасте 5-7 лет решили нарисовать ручку, несмотря на то, что не могли ее видеть со своих мест. На рисунках детей постарше этой детали не было.

В ходе проведения эксперимента было выявлено значимое различие между детьми и взрослыми. В случае, если взрослый человек захочет выполнить аналогичное задание, ручку он однозначно не станет рисовать. В то время как дети воспроизводят предмет на рисунке, не делая исключений и, по сути, игнорируя условие задачи.

8. Навыки обобщения малыша

8. Навыки обобщения малыша

Известно, что у младенцев плохо развиты способности к обобщению. Если поменять хоть немного условия вокруг них, то они быстро забывают о той последовательности действий, которая приводит к нужному результату. К примеру, если малыш выучился выдергивать шнурок, висящий в его кроватке, то он не забудет об этом, даже если ребёнка некоторое время класть в другое место. Но если при этом кроватку застелить новым одеялом и подушкой, то, скорее всего, малыш забудет, как развязывать шнурок, и ему нужно будет заново осваивать этот навык.

9. Реальность и фантазии

В силу определенных особенностей дети с трудом отличают фантазии от реального мира. Но это ограничение касается лишь того, что они придумали самостоятельно. Ученые провели эксперимент. Они делились с детьми своими фантазиями, но малыши сомневались в их реальности.

Оказалось, что ребёнок должен поверить в то, что услышал. Только в этом случае его разум будет убежден в реальности сказанного. При этом дети по-настоящему верят в собственные фантазии. И лишь по мере взросления их разум начинает выявлять отличия между воображением и действительностью.

10. Нормы морали

Ее наличие подразумевает благие намерения, верность законам и не только. Впрочем, даже самые законопослушные люди понимают, что возможны ситуации, когда правила необходимо нарушить.

Разум ребёнка не способен на столь сложные рассуждения о морали. Считается, что маленькие дети просто пытаются избежать наказания за те или иные поступки. Впоследствии приоритетом для них становится стремление к вознаграждению за правильное поведение. Лишь с течением времени развивается способность к анализу своих и чужих поступков, а система моральных ценностей становится такой же, как у большинства взрослых.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 02.08.2018 14:09, обновлено 17.04.2020 18:29
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Влияние музыки на развитие ребенка
Решили дать ребенку музыкальное образование? Узнайте, как влияет музыка на его характер и развитие.
Гимнастика для мозжечка: что нужно детям
Программа стимуляции мозжечка: кто и зачем ее создал, кому нужны подобные упражнения?
Как подготовить ребенка к новому учебному году
Заниматься летом или дать ребенку полностью расслабиться? Рассмотрим разные пути подхода к этому вопросу в преддверии нового учебного года.
Можно ли развить у ребенка природный интеллект?
Природный интеллект отражает познания человека о природе и об окружающей среде. Начать его развивать стоит еще в детстве. Как это сделать?
10 признаков того, что дети мудрее взрослых
Взрослым стоит поучиться у детей тому, как относиться к трудностям и проблемам.
Почему малыш не говорит?
Если кроха не торопится начать разговаривать, родителям стоит обратить внимание на некоторые важные особенности. Это поможет решить проблему.