Мир глазами маленьких детей

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В большинстве случаев дети адаптируются к окружающей действительности и обретают большую часть умственных способностей взрослого ближе к 10-11 годам. Однако опыта и знаний ребёнку все еще не хватает. Поэтому применение новых навыков вызывает у него определенные затруднения. Психологи выделяют несколько детских возрастных особенностей, которые усложняют или, напротив, упрощают выполнение разных задач.

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

1. Соотношение величин

По мнению ученых, вплоть до достижения семилетнего возраста дети попросту не способны корректно соотносить понятия «высота», «длина» и «ширина» одновременно. Вместо этого они сосредотачиваются на чем-либо одном, полностью игнорируя другую часть задачи.

Ребёнку сложно понять, что в процессе переливания воды из широкого стакана в более узкую емкость общий объём жидкости останется прежним. Дети будут говорить о неравном количестве жидкости в разных по форме емкостях. Примерно до 10-11 лет ребёнку трудно осознать свойства «обратимости».

2. Понятие о постоянстве объекта

По мнению психологов, ребёнок до 10-12 месяцев иначе воспринимает внезапное исчезновение объектов. Если на глазах у малыша спрятать любимую игрушку, то он может подумать, что она пропала навсегда, и начать плакать. То же относится и к родителям. В возрасте 5-6 месяцев дети постепенно привыкают к осознанию того, что предметы не пропадают, а нужно их искать. Но в большинстве случаев малыш до 10 месяцев будет продолжать высматривать вещь там, где ее уже нет.

К примеру, если мелкий предмет спрятать в одном месте, а потом перепрятать в другое, ребёнок еще несколько раз будет искать его в прежнем месте, поскольку его разум пока плохо запоминает неудачные попытки. В итоге совершается одна и та же последовательность действий, которая не приносит результата. Со временем, ближе к 10-12 месяцам эта проблема исчезает.

3. Распознавание ребёнком животных

При посещении зоопарка у взрослого нередко возникают трудности в попытке сравнить животных одного вида и выявить их отличия. Звери кажутся практически идентичными. Мозг взрослого человека (неспециалиста) просто не выработал соответствующую привычку, акцентируя внимание только на лицах людей, а не животных. Однако у мозга младенца не было времени для подобной адаптации. Поэтому они могут хорошо отличать не только людей, но и представителей фауны. Психологи называют это явление «сущностным суждением».

Во время проведения исследований выяснилось, что шестимесячные дети способны узнавать морды тех обезьян, которых видели раньше, и при сравнении отличать их от других подобных животных. Однако в девять месяцев такая способность малышей угасает, и в этом плане они уже не отличаются от взрослых. Но некоторые исследователи утверждают, что даже в девятимесячном возрасте младенцы могут различить двух животных одного вида.

4. Обучаемость детей иностранным языкам

4. Обучаемость детей иностранным языкам

Известно, что маленькие дети предрасположены к быстрому обучению иностранным языкам, в то время как взрослые тратят на это много времени и сил. Дети из двуязычных семей могут изучать два языка одновременно даже в случае, если родители не уделяют их обучению много времени. Достаточно бытового общения на двух языках. Дети намного быстрее улавливают на слух основы и правила постановки фраз, правильное произношение, тогда как взрослые тратят на это целые годы.

По мнению известного американского лингвиста Ноама Хомского, все дело во врожденном механизме усвоении языка, который позволяет маленьким детям без проблем осваивать услышанные слова в кратчайшие сроки. Похожие языковые элементы присутствуют в каждом языке: глаголы, фразы и отрицания. Во время проведения исследований выяснилось, что дети вполне осознают главное правило, на основе которого строится практически любая фраза: «субъект-глагол-объект».

Однако после определенного возраста влияние этой врожденной способности ослабевает. Некоторые исследователи считают, что это происходит до наступления девятилетнего возраста. Другие утверждают, что период заканчивается в 18 лет.

5. Особенности абстрактного мышления

Вплоть до 11 лет маленькие дети, по сути, живут в своей реальности и не способны воспринимать проблемы, требующие от них действий, которые выходят за рамки действительности. Малыши и даже младшие школьники не тратят время на абстрактные рассуждения.

Во время эксперимента психолог спросил у девятилетних детей, где бы они поместили третий глаз. В ответ они указали на свои лбы, начисто игнорируя тот факт, что два имеющихся глаза расположены совсем рядом, и размещать там еще одно око бессмысленно. Однако одиннадцатилетние дети указали на руки, обосновав это желанием лучше видеть углы и препятствия.

6. Очевидность мысли

Дети до определенного возраста не осознают того, что их мысли могут отличаться от мнения других, и что у каждого человека свои особенности мышления. Малыши считают, что все вокруг думают так же, как и они. Это утверждение психологи доказали, проведя один эксперимент. В комнате находилось двое взрослых и один малыш. Далее один из взрослых покидал помещение, а другой прятал игрушку на глазах у ребёнка. Затем у малыша спрашивали, где, по его мнению, человек станет искать исчезнувшую игрушку. В ответ ребёнок указывал на место, куда, как он видел, была спрятана вещь, не предполагая при этом, что у взрослого могут быть и другие версии.

7. Игнорирование задачи

Однажды психологи выбрали несколько детей от пяти до девяти лет. Всех собрали в одном помещении и поставили перед ними чашку. При этом детям сообщили, что у предмета есть ручка и даже показали ее. Затем предмет расположили таким образом, чтобы его ручка была не видна.  После этого детям поручили нарисовать только видимые части чашки. В итоге были получены разные результаты. Дети в возрасте 5-7 лет решили нарисовать ручку, несмотря на то, что не могли ее видеть со своих мест. На рисунках детей постарше этой детали не было.

В ходе проведения эксперимента было выявлено значимое различие между детьми и взрослыми. В случае, если взрослый человек захочет выполнить аналогичное задание, ручку он однозначно не станет рисовать. В то время как дети воспроизводят предмет на рисунке, не делая исключений и, по сути, игнорируя условие задачи.

8. Навыки обобщения малыша

8. Навыки обобщения малыша

Известно, что у младенцев плохо развиты способности к обобщению. Если поменять хоть немного условия вокруг них, то они быстро забывают о той последовательности действий, которая приводит к нужному результату. К примеру, если малыш выучился выдергивать шнурок, висящий в его кроватке, то он не забудет об этом, даже если ребёнка некоторое время класть в другое место. Но если при этом кроватку застелить новым одеялом и подушкой, то, скорее всего, малыш забудет, как развязывать шнурок, и ему нужно будет заново осваивать этот навык.

9. Реальность и фантазии

В силу определенных особенностей дети с трудом отличают фантазии от реального мира. Но это ограничение касается лишь того, что они придумали самостоятельно. Ученые провели эксперимент. Они делились с детьми своими фантазиями, но малыши сомневались в их реальности.

Оказалось, что ребёнок должен поверить в то, что услышал. Только в этом случае его разум будет убежден в реальности сказанного. При этом дети по-настоящему верят в собственные фантазии. И лишь по мере взросления их разум начинает выявлять отличия между воображением и действительностью.

10. Нормы морали

Ее наличие подразумевает благие намерения, верность законам и не только. Впрочем, даже самые законопослушные люди понимают, что возможны ситуации, когда правила необходимо нарушить.

Разум ребёнка не способен на столь сложные рассуждения о морали. Считается, что маленькие дети просто пытаются избежать наказания за те или иные поступки. Впоследствии приоритетом для них становится стремление к вознаграждению за правильное поведение. Лишь с течением времени развивается способность к анализу своих и чужих поступков, а система моральных ценностей становится такой же, как у большинства взрослых.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Травмы, царапины и ссадины: почему они долго не заживают и что с ними делать?

Почему долго не заживают травмы, ссадины и царапины? Как правильно обрабатывать ранки у взрослых.

Раны, порезы и ссадины у детей: первая помощь и что делать со шрамами?

Как обрабатывать раны у детей и в каких случаях надо зашивать порезы и царапины?

Физическая нагрузка и менструальный цикл

Какие физические нагрузки лучше всего выполнять девушкам и женщинам в разные дни менструального цикла?

Предупреждающие симптомы инсульта у мужчин

Предупреждающие о скором инсульте у мужчин симптомы. Первая помощь, лечение и реабилитация после инсульта.

Газы у ребёнка: что вызывает газообразование и как с ним справиться?

Сколько пукать считается нормальным? Когда малышу с газообразованием нужен врач?

Прорезывание зубов у ребенка: что нужно знать маме

Когда у ребенка режутся зубы, у родителей начинаются проблемы. Малыш капризничает, не хочет спать, иногда поднимается температура. Как же помочь ребенку в этот период?

Успокойтесь скорее! Как быстро избавиться от стресса и нормализовать сон без использования лекарств?

Как восстановить здоровый сон после перенесенного стресса: советы, рекомендации и лайфхаки экспертов

Уход за кожей в период менопаузы: советы косметологов

После наступления менопаузы кожа перестала радовать? Подарите ей заботу и внимание, и перемены не заставят себя ждать!

СОЭ повышенный: что это значит?

Стоит ли переживать, если в анализах крови повышенный показатель СОЭ? О чём это может говорить? И что такое СОЭ?

Методы терапии в онкологии: как лечат рак?

Методы лечения рака: химиотерапия, лучевое облучение, хирургическая операция. Как лечат в онкологии: сравниваем методы и результаты.

Новое в лечении анемии, рака и генетических болезней

Технологии, исправляющие гены, постепенно пробиваются в клинику, но до масштабного применения их еще далеко.

О чем расскажет СОЭ у детей?

Определение СОЭ является одним из основных методов лабораторной диагностики при многих заболеваниях у детей. Что такое СОЭ и для чего измеряют этот показатель?

Признаки и методы диагностики рака крови у женщин

Какие симптомы позволяют заподозрить лейкоз?

Полезно ли донорство крови?

Быть донором: полезно или опасно? Чем рискуют люди, согласившиеся поделиться кровью с обществом?

Иммунотерапия рака: новые лекарства при лейкозе

Исследователи разрабатывают новые лекарства, которые формируют агрессию иммунных клеток против раковых опухолей.

Лейкопения: чем опасен низкий уровень лейкоцитов

Лейкопения, уменьшение количества лейкоцитов в крови, может говорить о развитии тяжелой болезни. Чем опасно состояние и как восстановить здоровье?

Кровь натощак: как еда влияет на биохимию тела

Многие анализы крови сдаются натощак. Что это значит, а главное, на какие показатели может повлиять пища?

Гемоглобин. Его значение и роль в организме человека

Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с «клиническим анализом крови» или так называемым «общим анализом крови». Если вы обратили внимание, на первом месте в выданном бланке, как правило, будет находиться цифра, указывающая содержание гемоглобина в крови.

Хронический лейкоз: возможно ли излечение?

Хронический лейкоз – это грозное заболевание, которое уносит миллионы жизней. Есть ли шансы на излечение?

Хронический миелолейкоз: 200 лет борьбы со случайной мутацией

Хронический миелоидный лейкоз — случайность, которую не дано предугадать. Но медицина уже нашла способ продлить жизнь пациентам с полугода до десятков лет.

Редкие заболевания: полицитемия

Полицитемия: редкое заболевание, о котором мало кто знает. В статье MedАboutMe — интересные факты об этом заболевании.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.
Опубликовано 02.08.2018 14:09, обновлено 17.04.2020 18:29
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Влияние музыки на развитие ребенка
Решили дать ребенку музыкальное образование? Узнайте, как влияет музыка на его характер и развитие.
Гимнастика для мозжечка: что нужно детям
Программа стимуляции мозжечка: кто и зачем ее создал, кому нужны подобные упражнения?
Как подготовить ребенка к новому учебному году
Заниматься летом или дать ребенку полностью расслабиться? Рассмотрим разные пути подхода к этому вопросу в преддверии нового учебного года.
Можно ли развить у ребенка природный интеллект?
Природный интеллект отражает познания человека о природе и об окружающей среде. Начать его развивать стоит еще в детстве. Как это сделать?
10 признаков того, что дети мудрее взрослых
Взрослым стоит поучиться у детей тому, как относиться к трудностям и проблемам.
Почему малыш не говорит?
Если кроха не торопится начать разговаривать, родителям стоит обратить внимание на некоторые важные особенности. Это поможет решить проблему.