Кажется, современные родители уже разобрались, что аргументы «не плачь, ты же мужчина» и «зачем лезешь на дерево, так девочки себя не ведут» довольно безосновательны и вредят становлению полноценной личности. Однако наши дети растут в обществе, достаточно агрессивно насаждающем соответствующее гендерным стереотипам поведение. Причем не всегда очевидно, в чем это выражается. Почему так происходит и чем опасны подобные действия, рассказывает MedAboutMe.
Из чего же сделаны эти мальчишки?
Эксперименты на людях, особенно на несовершеннолетних, запрещены. И уж тем более никто не согласится удовлетворять жажду научного любопытства, воспитывая своего сына, как дочь, и наоборот. Поэтому все данные, выводы и обобщения об особенностях гендерного, мужского и женского поведения, строятся на наблюдениях: за детьми, взрослыми, в среднестатистической норме и в случаях отклоняющегося развития.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что мужчины и женщины отличаются не только физически. Однако все еще сложно понять, насколько различия в поведении, выборе интересов, профессии, даже успешности обучения в школе продиктованы гендерным фактором, биологическими особенностями организма, а сколько в них социального давления. Девочки не могут быть программистами, мальчикам не пристало работать воспитателем в детском саду. Половина класса учится шить фартуки, другая половина идет сколачивать табуретку, и меняться нельзя. Чем не предвзятое отношение?
Когда мы запрещаем девочкам шуметь, а мальчикам разрешается бегать и кричать, потому что с ними труднее сладить, а «девочки так себя не ведут!» — это проявление полового шовинизма.
Когда дочка идет мыть посуду, а сыну такое и предлагать не стоит, когда мы учим пришивать пуговицу и гладить в первую очередь девочку, а от мальчика ждем, чтобы он хотя бы носки не разбрасывал — это тоже дискриминация по половому признаку. Хотя такие явления вполне можно отнести к крайностям в жизни детей, есть и более мягкие на первый взгляд поступки, разграничивающие возможности девочек и мальчиков. И они влияют на всех.
Мой сын хочет костюм Красной Шапочки
Мы устроены довольно интересно: если девочка хочет носить только джинсы, гонять по улицам с ватагой сорванцов и играть в «войнушку», то это более-менее приемлемо. Вырастет, изменится, станет женой, матерью, начнет отращивать волосы и носить длинные юбки. Так?
Если мальчику вдруг захотелось играть роль Красной Шапочки, потому что она смело идет через лес, или активной и предприимчивой Пеппи Длинный Чулок, накрасить ногти или прицепить на голову бантик, то это стыдно и в детском садике будут смеяться. Мальчикам не положено быть немужественными, что бы это не означало. Вот твой пистолет, сынок, давай учиться давать сдачи.
Сын хочет пойти на праздник в костюме Красной Шапочки. Я уже пыталась ему и Волка предлагать, и охотника, и переиначить Шапочку в мальчиковый вариант, как будто «брат Красной Шапочки», отказывается и все тут.
Что делать? Ну с воспитателями я поговорю, но другие дети смеяться же будут, он в юбке и парике с косичками собирается идти? Задразнят потом (((.
Гендерные стереотипы в нас настолько прочно укоренились, что влияют на то, как мы воспринимаем действительность. Причем не просто в обыденной жизни, но и в профессиональной работе. Согласно исследованиям, к женщинам, жалующимся на боль, относятся менее благосклонно, чем к мужчинам, вплоть до меньшего количества назначения обезболивающего в клиниках. С другой стороны, мужчины более склонны «запускать» воспалительные, инфекционные процессы, потому что им «не пристало жаловаться», в том числе и врачам.
В детском периоде это выражается и в том, что детям разного пола предлагают разные игрушки, как родители, так и родственники и воспитатели. Что нести в подарок семье с девочкой? Куклу? Украшения?
Почему в нашей коррекционной группе в детском саду, составляя список изображений, по которым мой неговорящий пока сын сможет выбрать, во что играть, сходу вспоминают только половину любимых занятий — железную дорогу, машины и кубики, и только после моего напоминания включают туда все остальное, что он реально любит: розовых пони, игрушечную кухню и кукол? Потому что мальчик!
Почему на обследовании навыков сюжетной игры по возрасту в клинике ему предлагают играть только половиной игрушек, и именно той, которая требует меньше всего этих самых навыков? Из отчета: «Намечаются небольшие навыки сюжетной игры: пускает машинки с горки, устраивает столкновения». А то, что ребёночек до и после этого угощал всех игрушечным кофе, готовил обед и кормил им куклу, которую потом раздел, укачал, уложил в люльку и укрыл одеялом, этого медсестра не заметила, потому что — см. выше — мальчик.
Подобные примеры окружают нас повсюду. Гендерные стереотипы приводят значительным дисбалансам в профессиональной сфере, и начинаются они в дошкольном детстве, когда мозг наиболее восприимчив к определениям половых различий. Ученые в США проводили ряд исследований о влиянии выпускаемых промышленностью игрушек на количество ученых степеней в точных науках и половом распределении в таких профессиях, как инженеры (только 11% женщин в США), техники, математики.
Международные исследования подтверждают: гендерные различия в точных и естественных науках, которые классически считаются «мужскими» — это побочный продукт культуры воспитания, а не биологические особенности мозга.
Американские ученые говорят о значительном влиянии «розового тренда» в игрушках. Например, девочкам в магазинах игрушек предлагают наборы «Юного химика», позволяющие создавать косметику, а мальчикам — множество более интересных составов для изменения структуры материала, его характеристик, даже можно устроить маленький взрыв.
Однако в странах Азии профессиональный дисбаланс менее выражен, хотя магазины также наполнены куклами. Местные исследователи связывают это с тем фактом, что в школах намного больше преподавателей-мужчин, нежели женщин.
Да, мальчики и девочки различаются. Однако ограничивая их возможности только потому, что «девочки так себя не ведут» и «это не мужское занятие», мы лишаем детей половины возможного будущего.
Давайте детям выбор
Эмма Уотсон, актриса (роль Гермионы в «Гарри Поттере»)
Девочкам вечно говорят, что они должны быть хрупкими принцессами... Мне всегда хотелось стать воином, борцом за какое-то дело. А если бы мне все же пришлось стать принцессой, я стала бы принцессой-воином.
По причине нежелания подстраивать ребёнка под требования общества часть родителей (и она все растет) создала и придерживается принципов гендерно-нейтрального воспитания. В Швеции, например, в лексикон официально введено местоимение, означающее человека с неопределенным — по любым причинам — полом. В этой стране борьба за расширение возможностей заставляет тех же производителей игрушек и детской одежды создавать розовые коляски, которые катает Человек-Паук, не выделять в магазинах отделы для девочек и мальчиков. Вероятно, это потому, что в стране действительно ощущают благотворное влияние от высокой активности женщин в ранее исключительно «мужских» профессиях (не секрет, что половина состава правительства Швеции — женщины), и от мужчин, все более вовлекающихся в домашние дела и процесс воспитания детей.
В «мягком», социально приемлемом типе гендерно-нейтрального воспитания это выглядит так: родители могут просто поощрять своих детей играть с игрушками «для мальчиков» и «для девочек» вне зависимости от пола, покупать одежду, создавать декор в детской в нейтральных тонах и позволять своим детям выбирать костюмы самостоятельно. Даже если это означает, что сын идет в школу в пачке или дочь выходит из дома в костюме Человека-Паука.
Мы определенно избегаем стереотипов в том, что мама готовит еду, а папа косит газон. Это совсем не то, что наши дети видят. Обычно я позволяю своему младшему сыну носить розовый, если он этого захочет, и он часто появляется на улице с ободком для волос. И я очень осторожно отношусь к тому, как я говорю о девочках и мальчиках, и не выбираю книги, в которых есть стереотипные мужчины и женщины.
Значительным преимуществом в таком подходе является возможность позволить своему ребёнку развиваться без искусственно созданных ограничений, которые общество ставит перед полом. Люди склонны к упрощению и категоризации всего окружающего. Однако существующие гендерные нормы устарели и настолько ограничивают человека, что могут заставить детей чувствовать: они должны быть кем-то, кем они не являются. И это не позволяет детям быть настолько счастливыми и здоровыми, насколько это возможно.
Крайность такого подхода — полное отсутствие половой идентификации. Тут специалисты совсем не уверены в позитивном влиянии, однако опыт еще не накоплен, и данные не подтверждены. Родители-«экстремисты» доходят до таких вариантов, как полное отрицание пола у ребёнка. Известны случаи, когда половая принадлежность не сообщалась не только малышу, но и родственникам и окружающим людям. Аргументация? «Это дань свободе и выбору вместо ограничения, создание нового, более прогрессивного мира для нашего ребёнка».
Не влияет ли гендерно-нейтральное воспитание на половое влечение? Большинство исследований поддерживает идею о том, что предпочтение представителям своего пола является результатом генетики и биологии, а не окружающей среды. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Pediatrics, 85% подростков, которые вели себя «достаточно неопределенно в половой принадлежности в период пубертата», во взрослом возрасте идентифицируют себя как представители стандартной ориентации.
Что означает гендерно-нейтральное воспитание прямо здесь и сейчас? Помимо расширения возможностей для ребёнка, это банальный отказ от выбора машинок мальчику и кукол девочкам, отсутствие родительской диктатуры в выборе одежды, предпочтений, хобби. Максимальное количество игрушек, игр и занятий для каждого. Кто сказал, что с дочкой нельзя пойти играть в футбол или поехать на рыбалку, а сыну будет скучно готовить пиццу? Как говорил еще Владимир Маяковский, «Все работы хороши, выбирай на вкус». И пусть никто не уйдет обиженным!