Муковисцидоз – болезнь врожденная, передающаяся от больного родителя или носителя мутировавшего гена. По данным ВОЗ в мире каждый год появляется на свет около 50 тысяч детей с данной патологией. Согласно статистике, в России проживает около четырех тысяч человек с диагностированным муковисцидозом.
Основная опасность муковисцидоза – анормальная работа слизистых из-за того, что отвечающий за разжижение слизи белок не вырабатывается в нужном количестве. Густой секрет скапливается в органах, в частности, в бронхах и легких, что мешает полноценно дышать. Кроме того, в этой слизи активно развиваются патогенные бактерии.
Легкое – орган, который сильнее всего страдает при муковисцидозе. COVID-19 также поражает ткани легких, что вызывает серьезные опасения в терапии больных.
Чем опасно сочетание COVID-19 и муковисцидоз?
На начало июля в России зарегистрировано более 140 тысяч смертей от COVID-19, а количество инфицированных за время пандемии превысило 5,5 миллионов. По данным статистики 15% случаев коронавирусной инфекции протекает у россиян в тяжелой форме, и особенно способствуют этому имеющиеся у человека патологии.
Ковид-19 может тяжело протекать и у здоровых, но для людей с хроническими заболеваниями, в особенности влияющими на функции легких, новая коронавирусная инфекция представляет особенную опасность. Муковисцидоз, или кистозный фиброз – одна из болезней, относящих пациентов в группу высокого риска. Что надо знать о течении Ковид-19 на фоне муковисцидоза?
Достаточно долго ученые считали, что при муковисцидозе поражаются только легкие и пищеварительная система. Сегодня мы знаем, что болезнь влияет на почти все органы, вызывая бронхит и воспаления легких, сахарный диабет, цирроз, нарушения усвоения питательных веществ.
При этом любые бактериальные «простуды» способны ухудшить состояние человека с муковисцидозом. Вирусы, атакующие легкие, представляют особую опасность при патологиях дыхательной системы, а из-за комплексного воздействия муковисцидоза на организм COVID-19 входит в группу наиболее опасных инфекций.
Что известно о течении COVID-19 у пациентов с муковисцидозом
В начале пандемии COVID-19 Европейское общество по муковисцидозу инициировало программу сбора и анализа данных особенностей течения новой коронавирусной инфекции у больных муковисцидозом. Изначальный прогноз предсказывает тяжелое течение заболевания у пациентов.
По информации от экспертов Регистра больных муковисцидозом в РФ, на конец апреля этого среди россиян с данным диагнозом выявлены 84 случая COVID-19: 47 у взрослых и 37 в детском возрасте. Отмечены четыре летальных исхода.
В целом эксперты отмечают, что на данный момент течение коронавирусной инфекции у пациентов с муковисцидозом более легкое, чем можно было опасаться из-за сниженной функции легких и общего влияния кистозного фиброза на организм. В списке возможных причин отмечают:
Феномен цитокинового шторма на течение COVID-19. Гиперактивная реакция иммунной системы с высвобождением большого количества цитокинов вызывает тяжелую легочную симптоматику и поражения иных органов. У пациентов с муковисцидозом иммунная система «адаптировалась» к частым инфекциям и воспалительным процессам и не реагирует на проникновение вируса экстремальной продукцией цитокинов.
Пациенты с муковисцидозом более тщательно соблюдают не только меры безопасности, но и быстрее обращаются за врачебной помощью при ухудшении состояния, а также регулярно принимают препараты и проводят процедуры, показанные в том числе и при Ковид-19 как варианты симптоматической терапии – муколитики, антибиотики, постуральный дренаж, дыхательная гимнастика.
Муковисцидоз и прививка от COVID-19: можно ли вакцинироваться?
Известно, что в клинических испытаниях вакцин от COVID-19 принимали участие люди с хроническими заболеваниями легких, включая муковисцидоз, и препараты одобрены к применению у пациентов с данным диагнозом. В России по данным Всероссийской ассоциации для больных муковисцидозом на апрель успешно вакцинированы 15 взрослых пациентов: 14 получили вакцину «Спутник V», один привился «ЭпиВакКороной».
Прививаться ли тем, кто ожидает трансплантации органов? Как правило, любые прививки рекомендованы не позднее двух недель до операции. Эксперты ISHLT, Международного общества трансплантации сердца и легких советуют рекомендовать пациентам с запущенными стадиями патологий легких вакцинироваться от COVID-19 до трансплантации (1).
Вопрос о вакцинации после трансплантации легких или печени пока открыт: не вполне известно, как вакцины могут сочетаться с приемом лекарств для подавления активности иммунной системы после пересадки органов. ISHLT заявило о рекомендации вакцинировать пациентов, перенесших трансплантацию.
Течение и терапия COVID-19 на фоне муковисцидоза
В проведенных на данный момент исследованиях терапии пациентов с муковисцидозом и COVID-19 выявлено, что основные препараты, предохраняющие больных муковисцидозом от тяжелых форм коронавирусной инфекции, – дорназа альфа и азитромицин (антибиотик для профилактики или подавления воспаления на фоне синегнойной инфекции), а также частые курсы антибактериальной терапии (2, 3).
К неблагоприятным факторам, ухудшающим прогноз, относят наличие сахарного диабета, трансплантацию органов, снижение функции легких за 12 месяцев до инфицирования SARS-CoV-19.
В российских исследованиях пациенты с муковисцидозом и ковидом получали терапию дорназой альфа. Скопление чрезмерного количества ДНК в органах дыхания приводит к уплотнению слизи, нарушению очистки бронхов и развитию инфекции, что в свою очередь вызывает выброс нейтрофилов и усиление образования секрета. Программа терапии дорназой альфа показала настолько успешные результаты, что препарат включен в многоцентровые клинические исследования эффективности лечения COVID-19 у пациентов без муковисцидоза (4, 5).
Дорназа альфа создана при помощи биотехнологий и генной инженерии и является незаменимым лекарственным средством, улучшающим состояние больных муковисцидозом, снижающим смертность от заболевания и существенно повышающим качество жизни пациентов.
Дорназа альфа – препарат из группы муколитических и отхаркивающих средств, действующий так же, как рекомбинантная человеческая ДНаза, фермент, расщепляющий внеклеточную ДНК – причину образования слизистого секрета. При муковисцидозе данный фермент вводят дополнительно на ежедневной основе, что позволяет уменьшать количество мокроты и улучшать дыхательную функцию.
Единственный в мире биоаналог дорназы альфа – препарат Тигераза, зарегистрированный в России в 2019 году компанией «Генериум». В клинических исследованиях было доказано соответствие биоаналога оригинальному препарату дорназа альфа по параметрам эффективности и безопасности.
COVID-19 по данным международной медицинской статистики распространен среди больных муковисцидозом с той же частотой, что и в общей популяции и протекает чаще в легких формах, что связано с молодым возрастом больных, соблюдением правил изоляции, наличием навыков профилактики инфекции и регулярным применением препаратов, облегчающих течение ковида, в частности дорназой альфа и антибактериальной терапии.
Источники
(1) Statement from ISHLT, AST and others on SARS-CoV-2 Vaccination in Solid Organ Transplant (SOT) Recipients // Updated 2 June, 2021 // https://ishlt.org/covid-19-information
(2) Е. И. Кондратьева, С. А. Красовский, Н. Ю. Каширская, и др. // COVID-19 у больных муковисцидозом // Пульмонология // Том 30, № 5 (2020) https://journal.pulmonology.ru/pulm/article/view/
(3) Е.И. Кондратьева, В.Д. Шерман, Е.К. Жекайте, и др. // Коронавирусная инфекция (COVID-19) у детей с муковисцидозом. // Педиатрия. // 2020; 99 (6): 91-97. https://pediatriajournal.ru/archive?show=379&section=6054
(4) Betsy J. Barnes, Jose M. Adrover, A. Baxter Stoltzfus, et al. // Targeting potential drivers of COVID-19: Neutrophil extracellular traps. // J. Exp. Med. 2020; 217 (6): e20200652. https://doi.org/10.1084/jem.20200652
(5) Desilles JP, Gregoire C, Le Cossec C, et al. // Efficacy and safety of aerosolized intra-tracheal dornase alfa administration in patients with SARS-CoV-2-induced acute respiratory distress syndrome (ARDS): a structured summary of a study protocol for a randomised controlled trial. Trials. // 2020 Jun 19; 21(1) https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32560746/