05.10.2019 1325

«Загорский эксперимент»: как вырастить ученого из слепоглухого ребенка?

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

5 октября отмечают свой профессиональный праздник учителя. Те самые люди, которые взяли на себя важнейшую и непростую задачу — формирование и развитие личности новых поколений.

Но иногда работа педагога становится совсем трудной — когда речь идет о детях с ограниченными возможностями. Когда ребенок лишен возможности получать информацию обычными способами — с помощью зрения и слуха. Как в этом случае обеспечить развитие ребенка, как открыть перед ним дорогу в жизнь? Да и возможно ли это?

MedAboutMe рассказывает об эксперименте, результаты которого доказали, что вполне возможно. Речь идет о «Загорской четверке» — четверых слепоглухих детях, ставших учеными и вполне успешными людьми.

Трудности воспитания детей без зрения и слуха

Трудности воспитания детей без зрения и слуха

Ребенок в течение первых лет жизни впитывает всю информацию, как губка. Он смотрит, слушает, трогает, пробует на вкус. Так постепенно формируется картина мира, вид предметов и явлений связывается со звуками и словами. Вот мама — ласковая, красивая, ее запах вызывает умиротворение и ощущение защищенности. Вот сверху что-то голубое с белым — мама произносит слова «небо и облака». Вот в яркой чашке ароматное, приятное на вкус — взрослые говорят, что чашка красная, каша сладкая. Постепенно все складывается воедино: название цвета, предмета, еды, ощущения, действия. Все естественно и легко.

А теперь представьте, что из всех чувств остались только обоняние и осязание. Другие или перестали работать, или их никогда и не было. Как познавать мир? Как с ним взаимодействовать? Как учить ребенка говорить, если он ничего не знает о звуках? Как объяснить ему, что такое «синее небо», «птица», «море», «друг»? Без посторонней помощи малыш не справится, и его психика, его интеллект не смогут развиться.

Долгое время дети, лишенные зрения и слуха, были лишены и возможности развиваться, им оставалось только вести почти растительную жизнь, полностью зависимую от окружающих.

Исключения бывали, конечно, но единичные. Одним из наиболее ярких примеров успешного развития личности слепоглухого ребенка можно считать Хелен Келлер, родившуюся в 1880 году и прожившую долгую и вполне успешную жизнь. Келлер умерла в 1968 году. Марк Твен называл Хелен «восьмым чудом света», потому что лишенная слуха и зрения женщина не только получила высшее образование, но и стала известным писателем и общественным деятелем. Ей пожимали руку президенты.

Хелен Келлер обязана своими успехами Анне Салливан, ставшей для девочки Учителем с самой большой буквы. Анна применяла методику, разработку которой начал ее наставник — доктор Хоув, впервые попробовавший использовать в обучении слепоглухих детей пальцевую азбуку для глухих и выпуклые значки азбуки для слепых. И Салливан, и Хоув полагали, что для развития психики и интеллекта самым важным фактором является обучение ребенка речи. Анна Салливан учила Хелен именно этому: способности общаться при помощи слов.

Хелен Келлер была еще жива, когда в Загорске начался эксперимент, основанный на ином подходе.

Развитие ребенка через деятельность

В отличие от учителя Келлер, воспитатели Загорского интерната для слепоглухих детей исходили из марксистских материалистических позиций. Для начала ребенка учили удовлетворять элементарные биологические потребности и ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве без посторонней помощи. После этого, по мнению педагогов, и должно начинаться развитие человеческой психики, причем именно через деятельность, а не через речь, через взаимодействие с миром с помощью чисто человеческих инструментов. Первым из которых становилась обыкновенная ложка.

До Загорского эксперимента в СССР предпринимались попытки разработать методику воспитания слепоглухих детей и ранее. До 1941 года существовала основанная еще в 1909 году специализированная группа, действовавшая в Петрограде/Ленинграде при Институте слуха и речи. После войны из всех воспитанников этой группы остался в живых только один. Второй подобный центр обучения действовал с 1923 года в Харькове под руководством Ивана Смолянского, выдающегося тифлосурдопедагога.

Тифлосурдопедагогика занимается проблемами обучения слепоглухих людей.​

Именно в харьковском центре Смолянского выросла Ольга Скороходова, которую называли «советской Хелен Келлер». Ольга получила высшее образование и степень кандидата педагогических наук, стала общественным деятелем и писателем. К сожалению, харьковскую школу для слепоглухих детей также уничтожила война: во время оккупации ее воспитанники были уничтожены фашистами как «неполноценные». Уцелеть удалось только двум девушкам, одной из них была Ольга Скороходова.

Интернат для слепоглухих детей открылся в Загорске (Сергиевом Посаде) в 1963 году, став одним из немногих учебных заведений такого рода во всем мире. Руководил интернатом Александр Мещеряков, ученик Ивана Соколянского, уже умершего к тому времени. Один из ярчайших мыслителей советской эпохи Эвальд Ильенков занимался философскими обоснованиями процесса воспитания детей, лишенных слуха и зрения. Разработанная Соколянским и Мещеряковым методика обучения слепоглухих детей была настолько успешна, что ее создателям была посмертно присуждена Государственная премия СССР, что является совершенно уникальным случаем в сфере педагогических наук.

Методика предполагала стимулирование у ребенка самостоятельности, предоставление ему всей инициативы — после того, как педагог начнет процесс и вовлечет в него воспитанника. Такой подход эффективен не только для слепоглухих детей, но и для обычных, видящих и слышащих.

Использованные источники