Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Сегодня многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и поведении. Но далеко не всегда они связаны с какими-либо нарушениями или отклонениями в их развитии. Бывает, родители и специалисты тратят много времени и сил на занятия с ребёнком, но толку никакого. У вас был и психолог, и логопед, и педагог с дефектологом, однако, даже к окончанию начальной школы сын или дочка отстают от своих сверстников? Учеба дается с трудом? Ребёнок непонятно пишет? Не воспринимает задания? Читает ужасно и не может пересказать даже малюсенький рассказ? Дело здесь не в качестве занятий и не в компетентности специалистов. Скорее всего, дело здесь в особенностях созревания головного мозга вашего малыша.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Когда обратиться?

Можно предположить, что дошкольника надо показать нейропсихологу, если у мамы были сложные беременность и роды, а у крохи проблемы развития на первом году жизни. Кроме того, в случае если у малыша есть врожденные или хронические заболевания и в настоящее время наблюдаются повышенная утомляемость, трудности саморегуляции, гиперактивность.

Скорее всего, у ребёнка в ранние периоды развития не заложился необходимый «фундамент» для дальнейшей успешной деятельности и развития. Эта проблема усугубляется еще тем, что сегодня по-прежнему в моде раннее развитие детей. На неокрепший психический фундамент мы, родители, начинаем «надстраивать» огромное здание в виде раннего (в 3-4 года) обучения математике, логике, грамоте, чтению и так далее. Психика малыша дает первую небольшую «трещину»: капризы, упадок сил, ранимость, частые заболевания.

Затем при подготовке к школе и в начале школьного обучения мы, взрослые, продолжаем строить в этом неустойчивом здании всё новые и новые этажи, развивая учебные навыки, перегружая самой разной информацией и уделяя львиную долю нашего внимания развитию, в основном, исключительно интеллектуальному. Вместе с тем, из поля нашего зрения ускользают фоновые компоненты – темп деятельности, колебания работоспособности, утомляемость, тонус (не только мышечный, но и общее состояние активности-пассивности).

Зачастую педагоги и родители начинают «бить тревогу», когда появляются значительные пробелы в освоении школьной программы. Назначаются дополнительные занятия, нанимаются репетиторы, организуются курсы скорочтения или развития логического мышления, в то время как проблема лежит в совершенно другой плоскости. Именно здесь может оказаться очень кстати помощь особого специалиста – нейропсихолога.

shutterstock_370909649.jpg

В каких случаях нужна помощь нейропсихолога

Какие же проявления могут служить для родителей и других взрослых своего рода «сигналами» о том, что для эффективной помощи ребёнку требуется нейропсихологическая диагностика и коррекция?

  • трудности запоминания, воспроизведения и понимания устной или письменной речи;
  • нарушения мелкой и крупной моторики;
  • проблемы понимания грамматических конструкций речи, счёта, письма;
  • повышенная утомляемость, истощаемость;
  • гиперактивность, трудности самоорганизации;
  • пропуски букв, слогов на письме и при чтении;
  • колебания внимания и эмоционального фона;
  • низкая помехоустойчивость;
  • трудности ориентировки в заданиях, пространстве тетради и доски;
  • сложности в следовании инструкции;
  • тяжело сидеть за партой.

На какой возраст рассчитана программа нейропсихологической коррекции?

Бытует мнение, что от 4 до 10 лет. Оно имеет под собой основание, так как именно в указанный период структуры мозга обладают необходимой для коррекции пластичностью. Вместе с тем, нельзя сказать, что с детьми более старшего возраста данный вид коррекции абсолютно неприменим. Он будет просто иметь другие зоны воздействия.

Как это работает?

Во-первых, такой специалист может сделать комплексную нейропсихологическую диагностику и выявить, в чем именно причина у ребёнка учебных и поведенческих трудностей. Диагностика эта достаточно длительная и занимает от 1,5 до 3 часов.

Во-вторых, при необходимости провести серию занятий по нейропсихологической коррекции (она также может называться психомоторной, сенсомоторной). Данная программа основана на методе «замещающего онтогенеза» (авторы Б.А. Архипов, А.В. Семенович), предполагающем возврат к более раннему возрасту ребёнка и активизацию тех мозговых структур, которые в своё время не были «запущены» в должном объёме.

shutterstock_232519192.jpg

Из чего состоит специальный комплекс упражнений?

Результат достигается комплексом специальных двигательных и дыхательных упражнений, построенных на основе движений, которые совершает ребёнок в течение первого года жизни. Программа, как правило, также длительна по времени и, в зависимости от возраста и глубины проблемы, может занять от 6-9 месяцев до 3-4 лет. Коррекция проводится на трех уровнях:

  1. Повышение энергетического потенциала. Работа с такими проблемами, как нарушения тонуса, истощаемость, отсутствие инициативы, нарушения памяти и внимания, перепады настроения. Базовые упражнения: дыхательные, контрастные напряжения и расслабления, растяжки.
  2. Формирование пространственных представлений, формирование координации движений и сенсомоторных (зрительно-моторных, слухо-моторных) координаций. Базовые упражнения: развитие чувства ритма, восприятия и разных видов памяти, развитие движений в разных направлениях.
  3. Развитие самоорганизации – планирования и самоконтроля, способности воспринимать и удерживать инструкцию, соблюдения границ и правил.

Каждый из этих уровней прорабатывается в три этапа (в соответствии с логикой развития ребёнка): упражнения лежа, сидя и на четвереньках, стоя.

Следует сразу отметить, что нейропсихологическая коррекция в любом её варианте – процесс довольно длительный (от 20-25 занятий на каждом из трёх этапов) и требующий полноценного включения в него семьи. Это касается не только домашней отработки упражнений (что, безусловно, является необходимым), но и коррекции стиля взаимодействия с ребёнком.

Совет родителям

Проблемы, о которых идет речь, далеко не у всех детей присутствуют в той степени, чтобы понадобилась глубокая нейропсихологическая коррекция. Однако учитывать нейрофизиологические особенности необходимо при обучении каждого ребёнка. Так, например, чем младше кроха, тем больше нужно делать пауз, смены деятельности – переключать с интеллектуальной на физическую. Распознавать признаки утомления не сложно: снижение тонуса, потеря концентрации внимания, снижение темпа. Увидев это, стоит прервать занятие, хотя бы ненадолго, не затягивать. И обязательно учитывайте индивидуальный темп ребёнка: флегматиков не торопить, торопыжек учить самоконтролю. На этапе формирования учебных навыков (начальная школа) торопить вообще нельзя, это стрессовый фактор.

Важные моменты

При эффективной работе специалиста и помощи мамы с папой (воспитателя, учителя) будет меняться поведение ребёнка, улучшаться контакт со своими потребностями и желаниями, своими состояниями. Нейропсихолог грамотно объяснит родителям происходящие в ребёнке изменения и обеспечит постоянное консультативное сопровождение и психологическую поддержку для изменения стиля детско-родительского взаимодействия.

Обратите внимание: через некоторое время после начала коррекции возможно временное ухудшение – усугубление трудностей ребёнка. Это связано с перестройкой связей в головном мозге и адаптацией к новым способам деятельности и взаимодействия. Иными словами, маленькому человеку требуется время, чтобы привыкнуть, что его психика будет работать теперь немного иначе, хотя и более эффективно. То, что происходит в это время с ребёнком, требует разъяснения для родителей и других взрослых, чтобы обеспечить необходимую поддержку всем участникам процесса.

Комплексный подход в организации коррекционного процесса очень важен. Перед началом занятий по психомоторной (сенсомоторной, нейропсихологической) коррекции нейропсихолог, наверняка, порекомендует вам проконсультироваться у детского невролога и педиатра. Это связано с тем, что в ряде случаев коррекционные занятия могут быть менее эффективны без медицинской, медикаментозной поддержки. С другой стороны, консультация врача может быть необходима в связи с возможными противопоказаниями, возможно, не к программе целиком, а к некоторым упражнениям. Это может быть: эпилепсия, некоторые глазные, сердечно-сосудистые заболевания, ряд нарушений опорно-двигательного аппарата.

shutterstock_370909703.jpg

Как найти компетентного специалиста?

  • убедитесь в том, что психолог имеет специальное образование в данной сфере (документ о переподготовке или повышении квалификации);
  • искать данного специалиста (впрочем, как и любого другого) можно в специализированных психологических центрах. Есть немало профессионалов и среди частнопрактикующих психологов, но в этом случае следует быть особенно внимательными к уровню подготовки специалиста, попросив о возможности ознакомиться с его документами об образовании (они могут быть размещены на личном сайте психолога);
  • диагностика, которую проводит специалист, довольно разноплановая по типам заданий и достаточно длительная по времени (не менее 1,5 часов);
  • перед началом диагностики или в процессе специалист подробно проясняет особенности рождения и раннего (начиная с внутриутробного) развития ребёнка;
  • по результатам диагностики вы получили компетентную консультацию, четко описывающую картину трудностей ребёнка и разъясняющую их причины и содержащую четкие и понятные рекомендации (вариантом может быть рекомендация дополнительных консультаций смежных специалистов);
  • компетентный специалист не обещает быстрых результатов за короткий промежуток времени (особенно если речь идет о нейропсихологической коррекции) и обсуждает с вами критерии, по которым вы сможете отследить динамику.

Комментарий эксперта

Татьяна Стебловская, психолог

Перед поступлением в центр развития ребёнка или в первый класс, родителям, как правило, рекомендуют отвести малыша на консультацию нейропсихолога, к чему многие мамы и папы до сих пор относятся настороженно. И совершенно напрасно.

Нейропсихология изучает связь мозга и психических процессов. Она дает специалисту понять, какие именно структуры мозга и как обеспечивают правильную речь, хорошую память, умение себя контролировать, адекватно вести себя в коллективе и так далее. Задача нейропсихолога не только в том, чтобы провести нейропсихологическую коррекцию, если это необходимо, но и в том, чтобы определить соответствие психического развития ребёнка его возрасту. Кроме того, специалист выявит слабые и сильные стороны ребёнка, его предрасположенности, оптимальную стратегию обучения; уровень готовности к садику или школе.

В обязательном порядке следует обратиться к нейропсихологу, если у малыша была физическая или психологическая травма, серьезная болезнь, если успеваемость его в школе резко снизилась без явной причины. Хороший специалист обязательно выявит фактор, лежащей в основе той или иной проблемы и подберет специальные коррекционные двигательные и познавательные упражнения.

Важно понимать, что, чем раньше начнется нейропсихологическая коррекция, тем более заметным будет результат.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 02.04.2016 22:35, обновлено 17.04.2020 19:11
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
Неврология. Национальное руководство. / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт 2014

Читайте также

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка
По мере взросления ребенка изменяются и особенности развития его психоэмоциональной сферы.
Мелкая моторика: этапы развития
Для человека предметная деятельность, выполнение разнообразных движений пальцами - имеют очень большое значение. Узнаем об этапах развития мелкой моторики малышей.
Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года
Чтоб сократить этапы развития мелкой моторики и оптимально подготовить кисть к более сложной предметной деятельности и навыкам письма, существуют доступные способы.
Этапы двигательного развития ребенка: от 0 до 6 месяцев
Конечно, все люди разные. Но первые этапы развития проходят примерно в одно время и в той же последовательности. Если различия существенны, стоит рассказать об этом врачу.
Этапы психического развития ребенка
Каждый год ребенок стремительно меняется. Как протекает развитие речи, и на какие еще особенности развития стоит обратить внимание родителям?
Этапы развития ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст принято делить на три основных этапа. Читайте в нашей статье, как развивается ребенок в каждом возрастном периоде.