Ребёнок с нормальным слухом, на фоне общей благоприятной обстановки, говорит слогами в 4−5 лет, плохо понимает речь взрослых, капризничает и нередко отказывается от общения. Нарушением является общее недоразвитие речи ребёнка. Поставить точный диагноз поможет специалист, а вот заподозрить нарушение речи и помочь ребёнку под силу только родителям.
Почему у ребёнка общее недоразвитие речи?
Ребёнок с нормальным слухом и ненарушенным интеллектом общается жестами и отдельными звуками и слогами. Малыша трудно заинтересовать игрой со сверстниками. Ребёнок не всегда верно понимает взрослых, речевое общение доставляет дискомфорт. Ребёнок становится капризным и раздражительным. Малыша трудно заинтересовать игрой со сверстниками. Это и есть общее недоразвитие речи или ОНР, которое характеризуется тем, что у ребёнка недоразвиты все стороны языковой системы. Родители такого ребёнка начинают паниковать и бегать по специалистам в поисках решения проблемы.
Какие причины привели к столь серьезному нарушению речи у ребёнка? Давайте разбираться.
- Инфекционные заболевания и ранние токсикозы беременности матери могут стать одной из причин общего недоразвития речи.
- Резус−конфликт матери и плода могут оказать влияние на речевое развитие ребёнка в будущем.
- Вредные привычки матери, такие как курение и алкоголизм, оказывают негативное влияние на созревание речевых зон в головном мозге ребёнка, что впоследствии приведет к грубым нарушениям речи.
- Родовые травмы ребёнка и травмы на первом году жизни малыша очень опасны, ведь их последствия могут быть заметны не сразу и проявиться в недоразвитии речи в старшем возрасте.
- Воспитание ребёнка происходит в среде, где не уделяется должное внимание речевому развитию и другое.
Нельзя выделить у ребёнка одну причину общего недоразвития речи, чаще всего их несколько. Необходимо знать, что к самым грубым формам общего недоразвития речи приводят те причины, которые оказали влияние в раннем возрасте ребёнка.
Могут ли родители распознать ОНР и помочь ребёнку?
Родители обращаются к разным специалистам для того, чтобы определить речевой диагноз у ребёнка. Родители могут и не обращать внимания на недостатки речевого развития у малыша, что может привести к более серьезным последствиям.
Могут ли родители в домашних условиях определить такое сложное нарушение речи у ребёнка, как общее недоразвитие речи? Для начала, определим его признаки.
- Ребёнок неправильно различает звуки, которые услышал, а значит, неправильно их произносит и не понимает смысла сказанного.
- Ребёнок с общим недоразвитием речи смешивает чаще несколько групп звуков и произносит с нарушениями множество звуков. Поэтому и в словах ребёнок переставляет слоги или сокращает слова.
- У таких детей словарный запас очень бедный. Количество слов, которые понимает ребёнок, гораздо меньше, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Например, из фруктов ребёнок в 4 года называет только яблоко и банан, а лесным жителем может стать кошка.
- Речь у ребёнка невыразительная. Синонимы и антонимы подбирает очень тяжело или вообще не может выполнить задания. Малыш не использует в своих высказываниях прилагательных, наречий, сложных существительных. Глаголы ребёнок использует простые.
- Предложения в речи ребёнка с общим недоразвитием речи простые без предлогов. В распространенных предложениях переставляет местами слова, предлоги может проговаривать в конце предложения. Например: «Я сяду стул на» и т. д.
Это общие признаки данного нарушения, по которым можно заподозрить общее недоразвитие речи у ребёнка.
Родителям детей с общим недоразвитием речи обязательно нужно заниматься речевым развитием ребёнка.
- Регулярно делать пальчиковую гимнастику ребёнку, развивать мелкую моторику малыша.
- Вместе с малышом ежедневно делать артикуляционные упражнения.
- Упражняться в составлении сложных предложений и коротких рассказов по картинкам. В книжных магазинах большой ассортимент речевых игр, с выбором поможет логопед.
Выполняйте рекомендации специалистов и помните, что половина успеха зависит только от вас. Никто не сможет помочь ребёнку без участия и желания родителей.
Развитие речи у детей с трудным диагнозом
Развитие речи у детей в ее общем недоразвитии различается по уровням. Развитие речи зависит от степени выраженности нарушений. От этого будет зависеть правильная постановка диагноза и планирование помощи таким детям.
- Первый уровень.
Развитие речи у таких детей очень нарушено. К нему относятся неговорящие дети или практически «безречевые». Он самый тяжелый. Дети используют слова детского лепета, многое объясняют жестами и звукоподражаниями. Несложные существительные и глаголы в их речи связаны с их повседневной жизнью. Грубо нарушено произношение звуков.
Довольно часто у таких детей «пи» может означать «мышь, кошку, птицу, пить». То есть абсолютно разные понятия обозначаются одинаковым слогом.
Данный уровень очень тяжелый и отличить его от других речевых нарушений поможет грамотный специалист.
- Второй уровень.
Дети на втором уровне общего недоразвития речи используют в общении больше слов, чем на первом уровне. Понимание речи может достигать различением «один — много». Например, ребёнок без ошибки покажет, где одно яблоко, а где их много.
Свои высказывания ребёнок будет делать в конкретной ситуации, чаще перечисляя предметы. Словарь ребёнка очень скудный. Малыш не различает предметы по цвету, форме и величине.
Фонематический слух и звукопроизношение нарушены до такой степени, что при произношении слова ребёнок может переставлять слоги в непроизвольном порядке: слово «картина» заменит на «канати», «подушка» на «дукапо» и т. д.
Связная речь у таких детей не развита.
- Третий уровень.
Ребёнок общается сложными предложениями. Малыши с удовольствием вступают в диалог, хотя, когда возникают трудности в общении, начинают стесняться. Легче ребёнку общаться с хорошо знакомыми людьми, которые смогут помочь объясниться в случае затруднений. В незнакомой ситуации даже хорошо произносимые слова произносятся с трудом.
На этом уровне легче установить нарушенные звуки, потому что их значительно меньше, чем на предыдущих уровнях, речевой слух также нарушен.
При наличии фразовой речи у таких детей употребление союзов затруднено, могут встречаться грамматические ошибки.
- Четвертый уровень.
Данный уровень отличается более легкими нарушениями звукопроизношения, но их еще достаточное количество. Особенно затруднено произношение свистящих, шипящих групп звуков, «р» и «рь», «л» и «ль». Ребёнок может добавлять звуки и слоги в слова, заменять слоги. Особенно трудности произношения длинных и незнакомых слов встречаются при спонтанном общении. Понимание речи практически без ошибок. В общении со взрослыми и сверстниками использует сложные предложения.
Несмотря на незначительные нарушения на четвертом уровне расслабляться родителям не стоит. Необходимо обратиться к специалисту и помнить, что только комплексная помощь даст необходимые результаты.
Одной из важных составляющих этого комплекса может стать обеспечение нутритивной поддержки — включение в рацион компонентов, играющих важную роль в развитии и функционировании нервной системы малыша. Разумеется, все подобные добавки можно начинать применять только после консультации с врачом.
К числу подобных компонентов относятся фосфолипиды, в частности — лецитин. Большая часть этого вещества не синтезируется в организме и должна поступать с пищей.
Кстати, в материнском молоке лецитина содержится довольно много — от 30 до 50 г/л в норме. Но и в материнском организме лецитин не появляется ниоткуда — мать также должна получать это вещество с пищей. Причем не только в период грудного вскармливания, но и на этапе беременности. Нехватка лецитина может негативно повлиять на формирование и развитие нервной системы плода и его головного мозга, в результате чего впоследствии возможно проявление различных нарушений.
Это происходит потому, что роль фосфолипидов вообще, и лецитина в частности очень важна. Эти вещества являются «строительными материалами» для клеточных мембран, входят в состав миелиновой оболочки нервных волокон. Бурно развивающаяся в детском возрасте нервная система требует повышенного количества лецитина, причем с самого появления малыша на свет.
Лецитин служит также источником холина — вещества витаминоподобной структуры, из которого в организме образуется ацетилхолин — один из главных нейромедиаторов, «отвечающий» за передачу нервных импульсов. Нехватка этого вещества может стать причиной задержки психомоторного и речевого развития, вызвать проблемы с поведением, способностью к концентрации внимания, с памятью и т. д.
Компания «ЮВИКС-ФАРМ» производит высококачественный подсолнечный лецитин, соответствующих самым высоким требованиям к качеству, что подтверждается государственными сертификатами. В линейке продуктов есть и специальные формы — «Наш лецитин» для женщин и «Наш лецитин для детей с витамином D3».
Продукт производится из семян подсолнечника, выращенного в экологически благополучных районах Кубани, сырье подвергается тщательной проверке при приемке. Компания располагает собственным производством полного цикла и тщательно следит за качеством на всех этапах изготовления продукта.
Преимущества добавки «Наш лецитин» перед аналогичными продуктами достаточно существенны:
- подсолнечный лецитин намного реже становится причиной развития аллергических реакций по сравнению с более распространенным соевым;
- в составе продукта «Наш лецитин» нет ГМО;
- добавка отличается высоким содержанием фосфолипидов — не менее 97%, при этом в составе высока доля активных веществ: например, содержание фосфатидилхолина не менее 33%;
- доступная цена;
- «Наш лецитин» можно купить как в большинстве аптек, так и в интернет-магазинах;
- лецитин из кубанского подсолнечника обладает приятным вкусом и запахом жареных семечек; в отличие от соевого, его можно принимать в капсулах, или просто добавлять порошок в пищу, и это не ухудшит вкуса. Это означает, что если ребенок не умеет проглатывать капсулы, вполне можно высыпать их содержимое в пищу.
Перед первым применением добавки следует проконсультироваться с врачом и убедиться, что продукт не вызывает аллергических реакций.