Общее недоразвитие речи у ребенка: почему и как помочь

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Ребёнок с нормальным слухом, на фоне общей благоприятной обстановки, говорит слогами в 4−5 лет, плохо понимает речь взрослых, капризничает и нередко отказывается от общения. Нарушением является общее недоразвитие речи ребёнка. Поставить точный диагноз поможет специалист, а вот заподозрить нарушение речи и помочь ребёнку под силу только родителям.

Почему у ребёнка общее недоразвитие речи?

Почему у ребёнка общее недоразвитие речи?

Ребёнок с нормальным слухом и ненарушенным интеллектом общается жестами и отдельными звуками и слогами. Малыша трудно заинтересовать игрой со сверстниками. Ребёнок не всегда верно понимает взрослых, речевое общение доставляет дискомфорт. Ребёнок становится капризным и раздражительным. Малыша трудно заинтересовать игрой со сверстниками. Это и есть общее недоразвитие речи или ОНР, которое характеризуется тем, что у ребёнка недоразвиты все стороны языковой системы. Родители такого ребёнка начинают паниковать и бегать по специалистам в поисках решения проблемы.

Какие причины привели к столь серьезному нарушению речи у ребёнка? Давайте разбираться.

  • Инфекционные заболевания и ранние токсикозы беременности матери могут стать одной из причин общего недоразвития речи.
  • Резус−конфликт матери и плода могут оказать влияние на речевое развитие ребёнка в будущем.
  • Вредные привычки матери, такие как курение и алкоголизм, оказывают негативное влияние на созревание речевых зон в головном мозге ребёнка, что впоследствии приведет к грубым нарушениям речи.
  • Родовые травмы ребёнка и травмы на первом году жизни малыша очень опасны, ведь их последствия могут быть заметны не сразу и проявиться в недоразвитии речи в старшем возрасте.
  • Воспитание ребёнка происходит в среде, где не уделяется должное внимание речевому развитию и другое.

Нельзя выделить у ребёнка одну причину общего недоразвития речи, чаще всего их несколько. Необходимо знать, что к самым грубым формам общего недоразвития речи приводят те причины, которые оказали влияние в раннем возрасте ребёнка.

Поддержка ЖКТ: что поможет при болезнях, отравлении и неприятных симптомах?

Эффективные способы восстановления работы желудка и кишечника после расстройства: полезные советы и рекомендации экспертов

Могут ли родители распознать ОНР и помочь ребёнку?

Могут ли родители распознать ОНР и помочь ребёнку?

Родители обращаются к разным специалистам для того, чтобы определить речевой диагноз у ребёнка. Родители могут и не обращать внимания на недостатки речевого развития у малыша, что может привести к более серьезным последствиям.

Могут ли родители в домашних условиях определить такое сложное нарушение речи у ребёнка, как общее недоразвитие речи? Для начала, определим его признаки.

  • Ребёнок неправильно различает звуки, которые услышал, а значит, неправильно их произносит и не понимает смысла сказанного.
  • Ребёнок с общим недоразвитием речи смешивает чаще несколько групп звуков и произносит с нарушениями множество звуков. Поэтому и в словах ребёнок переставляет слоги или сокращает слова.
  • У таких детей словарный запас очень бедный. Количество слов, которые понимает ребёнок, гораздо меньше, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Например, из фруктов ребёнок в 4 года называет только яблоко и банан, а лесным жителем может стать кошка.
  • Речь у ребёнка невыразительная. Синонимы и антонимы подбирает очень тяжело или вообще не может выполнить задания. Малыш не использует в своих высказываниях прилагательных, наречий, сложных существительных. Глаголы ребёнок использует простые.
  • Предложения в речи ребёнка с общим недоразвитием речи простые без предлогов. В распространенных предложениях переставляет местами слова, предлоги может проговаривать в конце предложения. Например: «Я сяду стул на» и т. д.

Это общие признаки данного нарушения, по которым можно заподозрить общее недоразвитие речи у ребёнка.

Родителям детей с общим недоразвитием речи обязательно нужно заниматься речевым развитием ребёнка.

  • Регулярно делать пальчиковую гимнастику ребёнку, развивать мелкую моторику малыша.
  • Вместе с малышом ежедневно делать артикуляционные упражнения.
  • Упражняться в составлении сложных предложений и коротких рассказов по картинкам. В книжных магазинах большой ассортимент речевых игр, с выбором поможет логопед.

Выполняйте рекомендации специалистов и помните, что половина успеха зависит только от вас. Никто не сможет помочь ребёнку без участия и желания родителей.

Развитие речи у детей с трудным диагнозом

Развитие речи у детей с трудным диагнозом

Развитие речи у детей в ее общем недоразвитии различается по уровням. Развитие речи зависит от степени выраженности нарушений. От этого будет зависеть правильная постановка диагноза и планирование помощи таким детям.

  • Первый уровень.

Развитие речи у таких детей очень нарушено. К нему относятся неговорящие дети или практически «безречевые». Он самый тяжелый. Дети используют слова детского лепета, многое объясняют жестами и звукоподражаниями. Несложные существительные и глаголы в их речи связаны с их повседневной жизнью. Грубо нарушено произношение звуков.

Довольно часто у таких детей «пи» может означать «мышь, кошку, птицу, пить». То есть абсолютно разные понятия обозначаются одинаковым слогом.

Данный уровень очень тяжелый и отличить его от других речевых нарушений поможет грамотный специалист.

  • Второй уровень.

Дети на втором уровне общего недоразвития речи используют в общении больше слов, чем на первом уровне. Понимание речи может достигать различением «один — много». Например, ребёнок без ошибки покажет, где одно яблоко, а где их много.

Свои высказывания ребёнок будет делать в конкретной ситуации, чаще перечисляя предметы. Словарь ребёнка очень скудный. Малыш не различает предметы по цвету, форме и величине.

Фонематический слух и звукопроизношение нарушены до такой степени, что при произношении слова ребёнок может переставлять слоги в непроизвольном порядке: слово «картина» заменит на «канати», «подушка» на «дукапо» и т. д.

Связная речь у таких детей не развита.

  • Третий уровень.

Ребёнок общается сложными предложениями. Малыши с удовольствием вступают в диалог, хотя, когда возникают трудности в общении, начинают стесняться. Легче ребёнку общаться с хорошо знакомыми людьми, которые смогут помочь объясниться в случае затруднений. В незнакомой ситуации даже хорошо произносимые слова произносятся с трудом.

На этом уровне легче установить нарушенные звуки, потому что их значительно меньше, чем на предыдущих уровнях, речевой слух также нарушен.

При наличии фразовой речи у таких детей употребление союзов затруднено, могут встречаться грамматические ошибки.

  • Четвертый уровень.

Данный уровень отличается более легкими нарушениями звукопроизношения, но их еще достаточное количество. Особенно затруднено произношение свистящих, шипящих групп звуков, «р» и «рь», «л» и «ль». Ребёнок может добавлять звуки и слоги в слова, заменять слоги. Особенно трудности произношения длинных и незнакомых слов встречаются при спонтанном общении. Понимание речи практически без ошибок. В общении со взрослыми и сверстниками использует сложные предложения.

Несмотря на незначительные нарушения на четвертом уровне расслабляться родителям не стоит. Необходимо обратиться к специалисту и помнить, что только комплексная помощь даст необходимые результаты.

Одной из важных составляющих этого комплекса может стать обеспечение нутритивной поддержки — включение в рацион компонентов, играющих важную роль в развитии и функционировании нервной системы малыша. Разумеется, все подобные добавки можно начинать применять только после консультации с врачом.

К числу подобных компонентов относятся фосфолипиды, в частности — лецитин. Большая часть этого вещества не синтезируется в организме и должна поступать с пищей.

Наш лецитинКстати, в материнском молоке лецитина содержится довольно много — от 30 до 50 г/л в норме. Но и в материнском организме лецитин не появляется ниоткуда — мать также должна получать это вещество с пищей. Причем не только в период грудного вскармливания, но и на этапе беременности. Нехватка лецитина может негативно повлиять на формирование и развитие нервной системы плода и его головного мозга, в результате чего впоследствии возможно проявление различных нарушений.

Это происходит потому, что роль фосфолипидов вообще, и лецитина в частности очень важна. Эти вещества являются «строительными материалами» для клеточных мембран, входят в состав миелиновой оболочки нервных волокон. Бурно развивающаяся в детском возрасте нервная система требует повышенного количества лецитина, причем с самого появления малыша на свет.

Лецитин служит также источником холина — вещества витаминоподобной структуры, из которого в организме образуется ацетилхолин — один из главных нейромедиаторов, «отвечающий» за передачу нервных импульсов. Нехватка этого вещества может стать причиной задержки психомоторного и речевого развития, вызвать проблемы с поведением, способностью к концентрации внимания, с памятью и т. д.

Наш лецитинКомпания «ЮВИКС-ФАРМ» производит высококачественный подсолнечный лецитин, соответствующих самым высоким требованиям к качеству, что подтверждается государственными сертификатами. В линейке продуктов есть и специальные формы — «Наш лецитин» для женщин и «Наш лецитин для детей с витамином D3».

Продукт производится из семян подсолнечника, выращенного в экологически благополучных районах Кубани, сырье подвергается тщательной проверке при приемке. Компания располагает собственным производством полного цикла и тщательно следит за качеством на всех этапах изготовления продукта.

Наш лецитинПреимущества добавки «Наш лецитин» перед аналогичными продуктами достаточно существенны:

  • подсолнечный лецитин намного реже становится причиной развития аллергических реакций по сравнению с более распространенным соевым;
  • в составе продукта «Наш лецитин» нет ГМО;
  • добавка отличается высоким содержанием фосфолипидов — не менее 97%, при этом в составе высока доля активных веществ: например, содержание фосфатидилхолина не менее 33%;
  • доступная цена;
  • «Наш лецитин» можно купить как в большинстве аптек, так и в интернет-магазинах;
  • лецитин из кубанского подсолнечника обладает приятным вкусом и запахом жареных семечек; в отличие от соевого, его можно принимать в капсулах, или просто добавлять порошок в пищу, и это не ухудшит вкуса. Это означает, что если ребенок не умеет проглатывать капсулы, вполне можно высыпать их содержимое в пищу.

Перед первым применением добавки следует проконсультироваться с врачом и убедиться, что продукт не вызывает аллергических реакций.


Он-Клиник
6 филиалов
Ботулинотерапия
16450 руб.
МРТ головного мозга
6450 руб.
УЗИ сосудов головы и шеи
3280 руб.
Вызов детского врача на дом
4950 руб.
Консультация врача-педиатра
2450 руб.
Справка 026/у (дошкольная)
11950 руб.
Справка 026/у (школьная)
14950 руб.
Справка 086/у
12880 руб.
Медси
63 филиала
МРТ головного мозга
7150 руб.
Первичный прием невролога
4480 руб.
УЗДГ брахиоцефальных артерий
3680 руб.
Вызов педиатра на дом
3900 руб.
Консультация врача-педиатра
5400 руб.
Справка 026-У (дошкольная)
19900 руб.
Справка 026-У (школьная)
39900 руб.
Справка 086-У
17900 руб.
Ниармедик
16 филиалов
Анализ спинномозговой жидкости
8250 руб.
Дуплексное сканирование сосудов
3150 руб.
Семейная
12 филиалов
Дуплексное сканирование сосудов
3200 руб.
Люмбальная пункция
8500 руб.
Семейный доктор
22 филиала
Допплерография сосудов
3180 руб.
Исследование спинномозговой жидкости
8280 руб.
Электроэнцефалография
2750 руб.
Поликлиника.ру
11 филиалов
МРТ головного мозга
5980 руб.
Прием невролога первичный
3250 руб.
УЗДГ сосудов шеи и головы
2980 руб.
«Мать и дитя»
23 филиала
Допплерография сосудов
3650 руб.
Люмбальная пункция с исследованием
9850 руб.

Читайте также

Развитие связной речи у детей с ОНР
Как поспособствовать развитию связной речи у детей с ОНР? Чем отличаются уровни ОНР? Читайте все об общем недоразвитии речи в нашей статье.
Йога для детей с особыми потребностями
Занятия йогой для детей с различными диагнозами и особыми потребностями: специфика, ожидания и результаты от практиков детской йоги.
Стимуляция развития речи у детей и признаки задержки
Как разговаривать с малышом в начале формирования речи, чтобы скорее услышать ответ, как слушать детей и как не пропустить признаки отклонений.
Неговорящий ребенок: стоит ли идти в детский сад?
Ваш малыш еще не разговаривает, а в детский сад уже пора? Отвечаем на самые частые вопросы родителей маленьких молчунов.
Дислалия — это синдром или болезнь, как её заподозрить и можно ли вылечить?
Сложности со звуками: почему у детей возникает дислалия, как она проявляется и какие методы терапии существуют?
Развитие речи у детей от года: помощь родителей
Развитие речи у детей первых двух лет жизни. Как помочь малышу в развитии речи, какие действия родителей запрещены. Что поможет развитию?
Реклама Рекламодатель: ООО "ЮВИКС-ФАРМ" (LjN8JuLNu)
Опубликовано 07.06.2017 10:07, обновлено 04.11.2024 19:05
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Липосомальный ретинол: революция в уходе за кожей без раздражения

Почему липосомальный ретинол лучше обычного: научное объяснение от экспертов

Поддержка ЖКТ: что поможет при болезнях, отравлении и неприятных симптомах?

Эффективные способы восстановления работы желудка и кишечника после расстройства: полезные советы и рекомендации экспертов

Солнечный ожог: как устранить боль и мучительный зуд кожи

Есть несколько способов смягчить интенсивную, но, к счастью, временную боль и зуд, и предотвратить их в будущем.

Летний отдых с малышом на даче: советы родителям

Летний выезд с ребенком на дачу – мероприятие, требующее от родителей повышенной предусмотрительности и особой ответственности.

Брекетам все возрасты покорны: вся правда о лечении

Брекеты для взрослых: необходимость, показания и противопоказания. Можно ли после лечения выглядеть моложе?