Олимпиада по математике или другим наукам порой кажется тайной жизнью посвященных родителей и детей. Одно дело, когда речь идет об олимпиаде в старших классах, другое — когда у детей младшего возраста. Многие родители просто уверены, что дети пока не готовы, у них недостаточно знаний, да и зачем им нужен лишний стресс? Нужны ли такие мероприятия и в чем их необходимость? Какие преимущества можно получить, посещая детские кружки по математике — расскажет MedAboutMe.
Задачи олимпиады и логика
Для детей младшего возраста олимпиады по математике представляются в несколько ином виде, чем думают родители. Деткам не предлагают вычислять площадь трапеции или подсчитать, сколько яблок у Тани. Это задания на логику.
В начальной школе логические задачи — самые распространенные, они не связаны с вычислениями и, скорее, учат рассуждать и объяснять ход своих мыслей. Важно, что задачи не соприкасаются с программой школы. И, на первый взгляд, они даже не связаны с математикой.
Но главное — решению таких задач можно и нужно учить детей. Благодаря этому дети научаться думать, рассуждать, анализировать. Родители согласятся, что 80% решения логической задачи находится в ее условии. Взрослые его видят, а вот дети пока не научились это видеть. И, решая такие задачи, дети учатся думать, выстраивая логические цепочки.
Математика — это идеальная модель для тренировки ума. И то умение мыслить, которое было приобретено благодаря заданиям олимпиады по математике для детей младшего возраста, может быть использовано в любой области знаний.
Детские кружки по математике
Детские кружки по математике — также идеальный вариант для развития логического типа мышления. Сегодня, родители могут выбирать из многочисленных видов кружков, но все же, их можно разделить на два основных типа:
- занимательная математика. Такие детские кружки по математике призваны пробудить интерес ребёнка к самой науке. На этих кружках дети решают логические задачи, играют в настольные игры, в которых необходимо думать и просчитывать ходы вперед. Главное преимущество таких задач и детских кружков в том, что ребёнка не заставляют — это увлекательное занятие, игра;
- вторым типом кружков являются те, где решение задач, будь то математические или логические, воспринимаются с азартным интересом. На занятиях учителя и дети больше разбирают типовые задачи, то есть, по сути, это работа над домашними заданиями. В рамках этих кружков детей учат работать над заданиями самостоятельно, думать иначе, а не по обычному принципу.
Детские кружки по математике можно посещать не только в каком-либо заведении, школе, но и заниматься дома — при помощи интернет-кружков. Задачи по олимпиаде в таких кружках можно считать приятным дополнением. И это не конкурсы на то, «кто быстрее подсчитает», а соревнования в поиске нестандартных решений, строгих аргументаций и проверке правильности своих выводов.
Значение заданий для детей
Даже, если дети идут в ногу со школьной программой или даже опережают ее, при посещении детских кружков могут возникнуть трудности. Но, как утверждает большинство специалистов — они лишь временные. Порой детям сложно уйти от той модели решения задач, которые дают в школе — и именно в этом вся загвоздка.
Главная особенность олимпиады по математике — получать интеллектуальное удовольствие (пусть и не сразу), учиться пробовать, рисковать, рассуждать, т. е. учиться думать по-новому и искать выходы в разных ситуациях.
Есть мнение, что спорт и математические задания воспитывают в детях похожие лидерские и личностные качества — борьба, достижение поставленных целей.
Многие родители отмечают, что через несколько месяцев/год занятий дети перестают бояться оценки качеств и знаний, с меньшими переживаниями сдают экзамены, зачеты и тесты. Повышается уровень концентрации, дети учатся сосредотачивать свое внимание только лишь на проблеме — задаче.
Родители о занимательной математике
У родителей разное мнение в отношении олимпиады по математике, но если анализировать и систематизировать данные, то можно найти точки соприкосновения.
Первое, на что обращают внимание родители, то, что олимпиада — это повод качественно провести время с ребёнком и получить удовольствие от совместной деятельности и времяпрепровождения. Также родители говорят о том, что решение нестандартных задач способствует развитию мышления, дети учатся объяснять ход своих мыслей и доказывать свое мнение и доводы. Такие навыки ценятся у современных специалистов, занимающих значительные должности.
Задания олимпиады и математические задания учат детей буквально управлять своими мыслями, искать выход в тех ситуациях, которые кажутся на первый взгляд безвыходными. Также такие задания учат оценивать свои действия и анализировать результат. Если задачи приходиться решать в группе, то такие упражнения научат детей работать в команде, точно распределять обязанности, а не взваливать на себя всю тяжесть.
Оценка результатов
При оценке результатов оценивается не только полученный ответ, например «4 яблока», но и само решение. Если ребёнок получил правильный ответ, но не смог объяснить, как он это сделал — ответ не засчитывается. Олимпиада по математике для детей разных возрастов — это соревнование, которое показывает умение мыслить нестандартно, быстро и четко.
Родители могут выбирать из разных заданий, это могут быть именно математические, логические, или даже творческие задания. Занятия с такими упражнениями помогут сделать мыслительный аппарат ребёнка более зрелым, научат выявлять суть, схватывать буквально на лету и анализировать. Учителя и родители отмечают, что в других науках у детей появились успехи. И причина именно в обучении думать по-другому, иначе подходить к вопросу подготовки к занятиям.
Задачи олимпиады по математике рекомендованы всем детям, независимо от того, с какой специальностью они хотят связать свою жизнь в дальнейшем. Такие задачи помогут даже самым «гуманитарным» деткам, которые планируют связать свою жизнь с другими науками.