Организационная психология занимается анализом особенностей поведения и психической деятельности сотрудников организации, что важно для повышения трудовой эффективности, психического здоровья и персонального развития работников.
История развития организационной психологии
Организационная психология выделилась из психологии труда и до сих пор эти два направления функционируют отдельно, нередко пересекаясь и дополняя друг друга. Считается, что основоположником направления был американец Уолтер Скотт, который в начале XX века консультировал руководителей компаний и делал ставку на психологию потребителей при разработке рекламного продукта. Уолтер Скотт понимал, что важно учитывать психологию, как при наборе кадров, так и в управлении бизнесом, и такой подход обусловил понимание необходимости внедрения психологии в организационные процессы предприятия. Позднее немецкий психолог Гуго Мюнстерберг, преподаватель Гарвардского университета, существенно продвинул психологическое знание в практику организации за счет исследований в реальных производственных условиях.
К началу 80-х годов XX века сложилась индустриально-организационная психология, снискавшая популярность во многих странах. В России же утвердилось с 90-х годов понятие организационной психологии, в котором сочетались основы психологии труда и психологии управления, изучавшей управленческую деятельность для повышения качества и эффективности работы в системе руководства.
Интенсивно развиваться организационная психология стала только в последние десятилетия, поскольку пришло понимание, что успешность и производительность предприятия зависят от сотрудников, составляющих коллектив, от их взаимоотношений, восприятия своей работы и компании. Большинство важных для деятельности современных компаний вопросов помогает решать именно организационная психология.
Направление организационной психологии
Психология человека в рамках организационной психологии играет большую роль для решения множества вопросов — от мотивации до развития профессиональных компетенций кадрового состава. Таким образом, организационная психология изучает поведение и психические феномены, а также определяющие их факторы. К последним относят коллектив, рабочую деятельность, личностно-ценностную сферу человека, профессиональные качества и другие организационные составляющие. Организационный психолог изучает связь между эффективностью, производительностью организации и поведением персонала в ней, разрабатывает рекомендации по поведению, деятельности и отношениям в коллективе.
Отрасль акцентируется в первую очередь на закономерностях трудовой деятельности и психологических особенностях работников компании. Прикладная направленность позволяет адаптировать человека к труду. В связи с этим психология стала занимать доминирующее значение в менеджменте и управлении предприятием.