Особенности детей с задержкой психического развития проявляются ближе к школьному возрасту. Из-за незрелости нервной системы уровень памяти, внимания, воли и восприятия у таких детей намного ниже, чем у сверстников. Однако в отличие от серьезных психических заболеваний (олигофрения, умственная отсталость и т.д.), ЗПР компенсируется по мере взросления ребёнка.
Как проявляется задержка психического развития?
Задержка психического развития относится к категории маловыраженных психических отклонений. Этот диагноз наблюдается исключительно у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Если симптомы ЗПР присутствуют в поведении детей среднего или старшего школьного возраста, значит, речь уже идет о тяжелых психических нарушениях — олигофрении, умственной отсталости, инфантилизме и т.д.
Особенности развития детей с ЗПР проявляются в следующих симптомах:
1. Безынициативность, слабая эмоционально-волевая сфера.
В сравнении со сверстниками дети с ЗПР кажутся более спокойными и отстраненными. Они не проявляют познавательного интереса, их трудно увлечь даже самой интересной игрой. Малыши не могут управлять своими эмоциями, поэтому они часто переходят от смеха к слезам и наоборот.
2. Задержка речи.
ЗПР практически всегда протекает на фоне задержки речи. В обычной жизни это проявляется в том, что ребёнок говорит вяло, имеет скудный словарный запас, неспособен пересказать даже простой текст и не владеет навыками связной речи.
3. Неусидчивость, высокая отвлекаемость.
Дети, страдающие ЗПР, легко реагируют на внешние раздражители. Им трудно концентрировать внимание, из-за чего они часто отвлекаются во время занятий, забывают о деле, начатом буквально полчаса назад.
4. Плохая память.
Незрелость психики оказывает влияние на интеллектуальные способности ребёнка. Если психика ребёнка развивается согласно возрастным нормам, то в 5-6 лет малыш может запомнить и пересказать небольшой текст, усвоить школьные правила и наставления, сказанные родителями. Но при ЗПР ребёнок практически не способен к пространственно-образному мышлению, т.к. его память формируется на базе практичных действий.
Особенности детей с задержкой психического развития также проявляются в низких коммуникативных навыках. Дети с данным нарушением часто сторонятся сверстников и не проявляют интерес к групповым играм.
Причины задержки психического развития
Задержка психического развития может быть обусловлена как биологическими, так и психологическими факторами.
Часто замедленное созревание психики связано с ранними поражениями нервной системы, которые вызваны тяжелым протеканием внутриутробного развития и родовыми травмами. К биологическому фактору нарушения также относят наследственность.
Психологические причины ЗПР включают в себя педагогическую запущенность, неблагоприятную атмосферу в семье, тяжелые стрессы в раннем возрасте и т.д.