Мотивация подростков и ее отсутствие — «головная боль» родителей. И это то, что часто заставляет старшее поколение думать и переживать. Некоторые специалисты указывают, что отсутствие стремлений и желаний у подростков может быть связано с отсутствием самостоятельности, когда графиком жизни распоряжаются все, кроме самого подростка. Он живет и действует по рекомендациям и наказам родителей, следует жизненным обстоятельствам и так далее. Почему нередко отсутствует необходимая мотивация, как помочь подросткам и какова роль родителей и семьи, расскажет MedAboutMe.
Роль стимулов в социальном успехе
Для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Это игра слов: «стимул» произошел от латинского слова, в буквальном переводе означающего острый металлический наконечник на шесте, используемый для управления крупным рогатым скотом, запряженным в повозку.
Этот «стимул» заставлял двигаться вперед, достигать определенных целей. В прошлом веке Эрих Фромм сформулировал концепцию мотивации, в которой выделил 4 вида стимулов: простые, сложные, внешние и внутренние. Каждый из этих стимулов мотивации уникален и заслуживает внимания. Если родители умеют правильно пользоваться этими принципами мотивации, то можно помочь подросткам добиться успехов.
Простые стимулы мотивации
Наиболее ярким примером работы простых стимулов можно назвать тандем животного и лакомства. Так, если подвесить перед глазами осла морковь, он ее будет видеть, но не сможет достать — это побуждает к движению вперед, достижению цели. Такова суть простых стимулов, при их действии возникает немедленный и практически автоматический ответ на «раздражение».
Популярная музыка, которая не оставляет равнодушным, но быстро забывается, некоторые книги, в обработке и осознании которых не нужно прилагать усилий, добиваться результата, — также простые стимулы. При их действии возникает реакция организма, но не личности.
Подростки по природе своей ориентированы на простые стимулы, то же самое можно сказать и про современное общество. Простые стимулы широко распространяются по телевизору, радио, в интернете. Практически все маркетинговые ходы и рекламные ролики используют простые стимулы, создающие и удовлетворяющие желания. По факту же эта простая мотивация сравнима с навязыванием желаний, заставляя желать и в последствии делать то, что выгодно другим.
Но, к счастью, у простой мотивации короткая «жизнь», она быстро теряет привлекательность, перестает действовать. Чем проще стимул, тем больше его приходится подпитывать, стимулировать и активировать. Стоит помнить, что если жизнь перенасыщена подобными стимулами, то быстро наступает насыщение, которое, в принципе, неизбежно. Создается желание получать все больше и больше, ведь простыми стимулами невозможно удовлетвориться. И, переступив определенную черту, можно встать на путь зависимости и саморазрушения.
Сложные внешние стимулы для подростков
Такие стимулы можно назвать вдохновляющими, в некоторой степени даже активирующими. Они действуют извне, из окружающей среды, заставляют проводить внутреннее усилие. Если подростки после получения определенной информации, стимуляции стремятся к размышлению, начинают искать детальную информацию и встают на путь самосовершенствования — это действие сложного внешнего стимула.
Для примера: просмотр фильма о супергерое. Одни подростки купят плакат и увлекутся биографией полюбившегося актера, другие — пойдут в тренажерный зал, станут волонтерами и постепенно добьются результатов в сфере «спасения мира». Казалось бы, простой, но такой сложный стимул извне станет мотивацией для подростка к сложным и длительным действиям по достижению определенной цели.
Главное отличие между сложными и простыми стимулами — первые не наедают, ведь они стимулируют выработку творческого ответа. Сами подростки одухотворяют свои стимулы, видят их постоянно, постепенно мотивирующие стимулы начинают открываться в новом свете.
Созревание таких стимулов можно видеть в поведении малышей. Примерно до 5 лет ребята отличаются активностью, продуктивностью, они сами находят себе стимулы и создают мотивацию. В этой возрастной группе они еще способны сотворить волшебный мир из любых подручных материалов, будь то бумага, камушки, кубики, а простая игра в обычной комнате превращается в увлекательное морское путешествие. При помощи игрушек совершаются самые сложные операции по спасению безнадежно больных пациентов.
Но примерно с 6 лет дети попадают под мельницу воспитательного процесса, взросления, вынуждены приспосабливаться к условиям внешнего мира. Эти условия становятся причиной того, что дети постепенно теряют непосредственность, становятся пассивными, и им теперь необходимы стимулы и мотивация извне. Действие простых стимулов быстро надоедает, пресыщается, но при формировании сложных — все иначе. Их не бывает много, и даже если достигнута определенная, ранее поставленная цель, созревает новая.
Внутренние стимулы
Если у подростка богатый внутренний мир, его жизнь разносторонняя, то о внешних стимулах можно не беспокоиться. Подростки сами могут ставить собственные цели и думать о средствах их достижения. Внутренние стимулы связаны с желанием узнавать, стремиться к победе, помогать, творить и преображать окружающий мир. Активность подростков идет изнутри.
Подростки не рождаются с определенным набором внутренних стимулов, их появление связано с процессом воспитания. Родители могут указывать путь, но пройти его подросток должен самостоятельно. Под внутренними стимулами можно подразумевать внутреннюю активность, нематериальные цели. Родители должны научить подростков ставить цели-достижения, которые помогут самореализоваться не только в материальном отношении, но и в социальном.
Как родителям создавать мотивацию у детей
Родители должны побуждать ребёнка «захотеть» что-то делать самостоятельно. Сначала это может быть все что угодно: поделка для родителей, бабушки или друзей, изучение иностранного языка, создание какой-то группы в интернете, развитие в коллективе.
Таким образом родители посылают мотивирующие импульсы извне, стимулируют внутреннюю активность. Если у подростка нет стимула учить скучный урок, то родители должны изменить подход к обучению. Это должны быть не скучные учебники и тетради, а, например, видео-, аудиоуроки, обучение в группах. Возможно, смена обстановки, подхода к обучению и подействует как лучшая мотивация на успех.
Психологи говорят о том, что внутренне мотивированные дети более успешны в учебе, причем получают от этого процесса удовольствие и не думают о слове «надо». Такие дети и подростки с готовностью и легкостью берутся за новые трудные задачи.
Мотивация подростков выражается и в личном примере: если родители амбициозны, ставят перед собой цели и достигают их. Подростки должны понять, что родители получают удовлетворение не только от полученной заветной цели, но и от самого процесса ее достижения.