Педагогическая диагностика дошкольного развития ребёнка направлена на определение готовности малыша к школе. Формально, вступительные экзамены в школе запрещены и ребёнка примут на обучение независимо от его знаний. Однако практически во всех образовательных заведениях практикуется вступительное собеседование, по результатам которого ребёнка определяют либо в более сильный, либо в более слабый класс.
Рассмотрим более подробно, какими знаниями и навыками должен обладать ребёнок старшего дошкольного возраста.
Основные вопросы собеседования при приеме в школу
1. Знание окружающего мира.
Считается, что в 6-6,5 лет ребёнок должен знать свое имя и фамилию, возраст, помнить, в какой день и месяц он родился, в каком городе и стране он проживает. На собеседовании при поступлении в школу обязательно затрагиваются знания малыша о родителях. Он должен ответить на такие вопросы, как: имена и фамилии мамы и папы, их возраст, профессии. Кроме того, педагог обязательно уделит внимание тому, насколько хорошо ребёнок знаком с окружающим миром: спросит название животных и их детенышей, задаст вопросы по поводу ориентировки во времени и временах года, предложит решение простых логических задач и заданий на сравнение (например, чем отличаются птицы от животных, рыбы от насекомых и т.д.).
2. Умение обобщать и сопоставлять.
Педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста обязательно включает в себя задания, позволяющие определить, умеет ли ребёнок сопоставлять и обобщать. Например, малышу могут предложить разложить фигурки по определенным признакам (форма, размер, цвет), выбрать схожие картинки (животные-насекомые, цветы-деревья и т.д.), отличить съедобное от несъедобного, живое от неживого и т.д.
3. Развитие памяти.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен уметь восстанавливать последовательность событий по памяти, пересказывать услышанный рассказ, запоминать и повторять предложения из 6-7 слов. Одно из заданий собеседования относится к развитию зрительной памяти. Например, педагог предложит ребёнку ознакомиться с картинкой, а затем попросит пересказать ее сюжет.
4. Фонетические и речевые навыки.
Шестилетний ребёнок должен уметь разбивать слова на слоги, находить слова с определенным звуком, отличать согласные от гласных и т.д. Для знакомства с речевыми навыками ребёнку нужно будет рассказать о своих увлечениях, пересказать услышанный рассказ, придумать историю по картинке.
5. Психологическое развитие.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей является важным показателем готовности к школе. Для знакомства с психологическим уровнем малыша педагог попросит его рассказать о своих любимых занятиях, нарисовать свою семью, рассказать, какой он видит школу и почему он хочет или не хочет в нее идти.
Все эти вопросы необходимы для определения, сможет ли ребёнок справиться с новой психоэмоциональной нагрузкой, связанной со школой, учебой и социумом.